Русские католики. Сестра Елизавета Голицына Печать E-mail

Осенью 1840 года, то есть в самый год кончины отца Димитрия Голицына в Америку приехала его родственница, католическая монахиня, Елизавета Голицына. На много лет моложе отца Димитрия, мать Елизавета Голицына родилась и провела свое детство в России, но монашество приняла во Франции. Она принимала деятельное участие во французской католической жизни тридцатых годов прошлого столетия и проживала во французских монастырях до того, как высадиться на американской земле. В Америке, как отцу Димитрию, ей было суждено умереть.
“Митрий” погребен в своем приходе Лоретто на восточном побережье Соединенных Штатов; мать Елизавета похоронена на юге Америки, на берегах Миссисипи. Судьбы этих двух представителей исторического рода Голицыных в Америке во многом отличаются друг от друга, но, быть может, в них мы найдем некоторое сходство и общие черты русского характера, в частности, готовность всецело отдать себя высшей цели.
Из биографии матери Елизаветы мы видим чуть ли не с ранней юности эти характерные черты.

Подробнее...
 
Русские католики. Архимандрит Иоанн Хризостом Печать E-mail

Василий Блашкевич - будущий архимандрит Иоанн Хризостом - родился 27 января 1915 г. в городе Белый, что в 120 км на северо-восток от Смоленска. На третий день после рождения его крестил священник Андрей Спиридонов в кафедральном соборе родного города.
Блашкевичи были из дворян, а родословная матери Василия, в девичестве Кусаковой, восходила к боярам. Его отец преподавал в гимназии греческий и латынь и имел чин надворного советника. Семья была православная. До 1925 г. в доме открыто висели иконы; потом их почитали тайно. Отец Василия был первым из Блашкевичей, избравшим светскую профессию, все другие мужчины в роду были духовного звания.
В 1930 г. Василий досрочно окончил школу и получил право преподавания. В то время советская власть остро нуждалась в учителях, так как было открыто много новых школ, а прежних преподавателей уволили по политическим мотивам. Так случилось, что Василий Блашкевич стал народным учителем. Он преподавал сразу в двух деревнях Смоленской области. Одна деревня называлась Рыжкове, другая — Сопоть. Через шесть лет ему было разрешено продолжить образование.
Втайне Блашкевич мечтал о священстве. Но в то время все семинарии, даже обновленческие, были закрыты. Незадолго до этого арестовали его дядю, протоиерея Леонида Блашкевича, за то, что он сохранял верность патриарху Тихону и сопротивлялся переходу в обновленчество. Василий решил заняться иностранными языками, но отец настоял на том, чтобы он выбрал более “практическую” специальность. Тогда он поступил в МГУ на биологический факультет. Через два года, когда отец умер, Василий оставил университет и поступил в институт иностранных языков, где проучился до 1941 г.

Подробнее...
 
Русские католики. Архимандрит Николай Алексеев Печать E-mail
«Не переставайте делать все, что можете, для спасения вашего народа и вашего Отечества» 
Сестра Люсия, Фатима, 1950г
[1].

Католик восточного обряда архимандрит Николай (Алексеев) - личность достаточно интересная, к сожалению малоизвестная, а на родине и вовсе незаслуженно забытая. Во-первых, - белоэмигрант; во-вторых, - католик. Советская историческая наука таких людей считала врагами. Современная церковная историография признав первых, продолжает чураться вторых, оставаясь по прежнему в плену стереотипов насажденных идеологией. Свою церковную жизнь отец Николай начинал в Православной Церкви, и это естественно для природного россиянина, дальнейшие события привели его в лоно Вселенского христианства.

Молодой послушник

Родился, будущий священнослужитель и миссионер 21 января 1869г. в Выборге, родители назвали его Алексеем. Отец – впоследствии генерал, в то время в чине полковника, командовал Двинским полком. Образование получил в классической гимназии, далее окончил шведский лицей в Генсильгфорсе. В двадцатилетнем возрасте Алексей поступает послушником в Троице-Сергиеву Пустынь Санкт-Петербургской епархии[i]. В течение нескольких лет молодой послушник исполнял, возложенное на него послушание по руководству двухклассным монастырским училищем, в котором постигали основы грамотности будущие монахи. Как сообщает биография Алексеева, в 1897г. он, по семейным обстоятельствам был вынужден оставить пустынь и вернуться в семью. Далее, в этом же источнике говорится: «К этому времени относится его знаменательная встреча с отцом Иоанном Крондштадтским[ii], который увидев его однажды в доме княгини Вадбольской[iii], неожиданно поцеловал его руку и предсказал будущее священство, о котором молодой человек мог менее всего мечтать в эту минуту»[2]. Вскоре, молодому человеку предстояло отправился для миссионерского служения на Дальний Восток, в экзотическую страну Корею.

Подробнее...
 
О. Александр Хмельницкий ОР. Почему я стал католиком Печать E-mail

Этого священника, несмотря на его тихий образ жизни, в Москве знают все. Или - почти все, хотя о. Александр наверняка с этим тезисом не согласится. Но мы и не утверждали, что все с ним знакомы. Зато мы уверены, что каждый католик хотя бы раз в жизни держал в руках журнал "Истина и Жизнь" - одно из лучших общехристианских изданий на русском языке.

- Отец Александр, где Вы родились, росли, учились?
- Родился я в Москве 21 февраля 1942 г., вырос в обычной семье, никакой религиозной традиции в ней не было. Нас, детей, было трое, мама занималась, в основном, нашим воспитанием. Знаете, такое "нейтральное положение" в советском обществе - в партии никто из родственников не состоял, но и диссидентства не было. В общем, я рос, как все: ходил в школу, потом учился в университете - Институт восточных языков, изучал индийские языки.
- А почему именно языки народов Индии?
- В школе я занимался английским, вообще, из всех предметов языки были для меня ближе всего. Многие знакомые и родственники, с которыми я так или иначе советовался, считали, что идти на филфак или в иняз с каким-либо европейским языком бессмысленно - конкуренция, многие этим занимались, перспективы неопределенные... А восточные языки еще не настолько были "забиты" специалистами, одна моя родственница к тому моменту окончила МГИМО с японским, что до некоторой степени послужило примером. Я выбрал индийские языки как самые "нейтральные" - арабский или, скажем, вьетнамский, были уж слишком специфичны.

Подробнее...
 
Победи равнодушие и стяжай мир Печать E-mail

Послание Святейшего Отца на Всемирный день мира - 1 января 2016 года

1. Бог неравнодушен! Богу дорого человечество, Бог его не оставит! В начале нового года мне бы хотелось сопроводить этим моим глубоким убеждением пожелания обильных благословений и мира, в знак надежды, ради будущего каждого человека, каждой семьи, народа и нации мира, равно как и глав государств, правительств и религиозных лидеров. Давайте действительно надеяться на то, что 2016 год увидит нас всех решительно и преданно посвятившими себя, на различных уровнях, осуществлению справедливости и действующими в защиту мира. Да, мир есть дар Божий и дело людей. Мир есть дар Божий, но он доверен всем: каждому человеку, призвание которого заключается в том, чтобы его осуществлять.

Беречь наши основания для надежды

2. Войны и террористические акты, с их трагическими последствиями, похищениями людей, гонениями по этническим или религиозным мотивам, всякого рода насилием отметили от начала до конца весь прошедший год, множась и сея скорбь во многих регионах мира, обретая черты того, что можно назвать «третьей мировой войной, разбитой на фрагменты». Но некоторые события прошлых лет и этого, только что завершившегося года побуждают меня, в перспективе нового года, вновь обратиться с призывом не терять надежды на способность человека преодолевать зло и не впадать в безропотное подчинение своей участи и в равнодушие. События, на которые я ссылаюсь, демонстрируют способность человечества действовать в духе солидарности, отбросив личные интересы, апатию и равнодушие в условиях критических ситуаций.

Подробнее...
 
Матерь Спасителя Печать E-mail

Катехизис Католической Церкви, 484-511

Католическая Церковь на заре Нового года славит Богоматерь, поскольку именно Она дала начало Новому Завету и Новой эре. Избранная Богом, Дева Мария особо почитается Католической Церковью, как в литургии, так и в народном благочестии. Людям порой кажется, что Мария им ближе, чем Сам Иисус, Ее Сын - Спаситель мира. Это психологически обоснованно.
Хуже, если кто-то в "теологической простоте" начнет называть Деву Марию более милосердной, чем Сам Бог. Чрезмерное подчеркивание достоинства и роли Марии не может затмить величие и доброту Бога, в Пресвятой Троице Единого. И поэтому нам надо знать настоящее учение Катехизиса Католической Церкви и правильно относится к Марии. Нигде не существует столь глубоко развитой мариологии, как в католичестве. Православие, хоть и почитает Пренепорочную Деву, но не принимает всех догматов, с Ней Связанных. Англикане ограничиваются только тем, что есть в Священном Писании, а там о Марии немного. Но самое сдержанное отношение к Богородице - у протестантов, которые вообще отрицают почитание Марии и даже считают его "вредным", чем-то вроде язычества. В наше время в протестантстве наметилось отступление от враждебности по отношению Марии и Ее примере веры. Богородица вновь становится общей ценностью для всех христиан.

Подробнее...
 
Родился Спаситель - Христос Господь! Печать E-mail

Рождество - это праздник для многих людей, но далеко не все знают достаточно о том, чтo празднуют в этот день. Однако Младенец в яслях две тысячи лет назад родился не только для жителей Иудеи. Это событие касается всех, верующих и неверующих: ведь Он пришел для всех людей. Постараемся же вернуться к этой Благой Вести, дарованной всему человечеству.
Пришествие Сына Божия на землю - событие столь значительное, что Бог готовил его на протяжении веков. Ритуалы и жертвы, образы и символы, пророчества из поколения в поколение - все это соединяется во Христе.

Сын плотника

Перенесемся в Вифлеемскую пещеру, посмотрим на Младенца, лежащего в яслях. Ктo Он в глазах жителей этого маленького города? Всего лишь новорожденный. Ему дала жизнь женщина из Назарета. Он сын Адама, как и мы. Можно проследить его генеалогию - от Авраама к Давиду, от Давида к Иосифу и Его матери. Вот что говорит чувствам это маленькое Создание, лежащее на соломе. Многие иудеи больше ничего в Нем так и не увидели. Соотечественники, изумленные Его мудростью, будут спрашивать: "Не плотник ли Он, сын Марии?" (Мк 3,6).

Сын Божий

Вера говорит нам, что этот Младенец есть истинный Сын Божий, Слово, вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Он - Сын, невыразимым способом получивший от Своего Отца божественную жизнь. Он обладает божественной природой и всеми бесконечными совершенствами. В сиянии Небес Бог извечно рождает Сына. Будучи человеком, Он лежит на соломе; будучи Богом, Он поддерживает Вселенную и царствует на Небесах.

Подробнее...
 
Тайна волхвов Печать E-mail

Когда я был маленьким, я всегда с нетерпением ждал того момента, когда над яслями Христа устанавливались фигурки волхвов. Они казались мне гораздо более интересными и таинственными, чем пастухи. Позже я обнаружил, что мои предпочтения перекликаются с долгой традицией христианского изобразительного искусства.
На рождественских фресках в катакомбах изображены именно волхвы; пастухи появились позже и никогда не пользовались у художников такой популярностью, по крайней мере, до времен Реформации.
Ранние века христианства окутали легендой рассказ из Евангелия от Матфея. Сначала волхвов изображали в виде астрологов в остроконечных фригийских колпаках. Их число не ограничивалось тремя, поскольку в Евангелии на это прямо не указывалось. Некоторые художники с наслаждением изображали длинные процессии из двенадцати человек. Но благодаря упоминанию о трех дарах число волхвов тоже сократилось до трех, и на равеннских фресках VI в. уже написаны их имена - Бальтазар, Мельхиор, Каспар.
Примерно в то же время их сделали царями (возможно, потому, что Псалом 72 упоминает об аравийских царях, приносящих дары) и стали изображать похожими друг на друга.
Больше всего мне нравится барельеф в одном из соборов Франции, где волхвы изображены спящими под большим одеялом, все три - в коронах на голове. Ангел будит их, указывая на звезду, сияющую в небе. Один из волхвов изображен с широко открытыми глазами, другой только что проснулся, а третий еще спит крепким сном. Это - символ трех ступеней духовного пробуждения в средневековой традиции.
Только начиная с XII в. волхвы начинают приобретать индивидуальные черты: разный возраст, цвет кожи... К этому времени восходит и восхитительная легенда о том, что все трое встретились на рождественской литургии в Армении в 54 г., когда всем им перевалило уже за сто лет, и мирно умерли через несколько дней. Затем, как утверждает предание, мощи их оказались в Милане, но в 1164 г. были перенесены в Кельнский собор, где и по сей день лежат в великолепной эмалевой раке.
В эпоху позднего средневековья в Кельнском бревиарии утверждалось, что три царя были рукоположены во епископы в Индии апостолом Фомой, что создало дополнительную трудность для художников.

Подробнее...
 
Рождественская история Печать E-mail

Всякий раз, когда приближается Рождество, кто-нибудь из жителей маленького филиппинского городка Лакуб обязательно вспоминает историю о Себио. Я слышал ее раз сто, так что и вам разок расскажу.
Каждый год накануне зимних каникул в школе Лакуба первоклассники и учителя ставили рождественское представление. Смотреть его приходили все ученики, учителя и родители. Выступление Себио в одной из этих постановок вошло в легенду, и старожилы городка, которым довелось присутствовать при этом, не устают рассказывать о том, что же там произошло.
Себио было семь лет, и он учился в первом классе. Вообще-то он должен был учиться уже во втором, но его оставили на второй год. Учитель говорил, что он "медленно схватывает". Он был большим и неуклюжим медлительным тугодумом.
Ему было никак не угнаться за товарищами в классе и на площадке для игр. Но неуклюжий Себио был веселым, и одноклассники его любили.
В тот год Себио хотел играть в рождественской постановке пастуха с дудочкой (ему казалось, что нет ничего увлекательнее, чем дуть в дудочку, извлекая из нее забавные звуки). Но учительница, мисс Гузман, дала ему более важную роль. Он должен был играть хозяина гостиницы.
Мисс Гузман рассудила так, что слов у хозяина гостиницы немного и Себио легче будет выучить свою роль. А его внушительные размеры сделают его суровый отказ Иосифу и Марии более убедительным и реалистичным.
И вот в последний день перед каникулами в школьном зале собралась толпа учеников и родителей, чтобы посмотреть на пастухов с бородами, ангелов с бумажными нимбами и крыльями, волхвов в кронах и с дарами в пустых коробках из-под конфет, перевязанных золотыми и серебряными ленточками, и на всю сцену, полную хихикающих первоклашек.

Подробнее...
 
<< Начало < Предыдущий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Далее > Конец >>

Живое слово

Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее



Баннер