О месяце Марии Печать E-mail

Придя в воскресенье в храм, я был удивлен, что после мессы священник стал читать специальную долгую молитву. Позже я узнал, что это называется "Майское богослужение" и что май посвящен Деве Марии. Откуда взялась такая традиция?
К. Петровский,
Москва


В древнем Риме первый день мая был посвящен Флоре - богине цветов. Устраивали процессию с ее статуей, украшенной цветочными гирляндами, певцы и танцоры направлялись к цветущему дереву, почитавшемуся священным. Позднее подобные празднества получили распространение и в других странах Европы. В Средние века они отмечались особенно широко. Часто во время этих праздников выбирали королеву мая.
Особому почитанию Пресвятой Девы Марии в первые дни мая положил начало св. Филипп Нери (XVI в.), который стал украшать статую Богородицы весенними цветами. Это вошло в обычай. Позднее, после того, как итальянский иезуит Аннибал Диониси предложил почитать Марию на протяжении всего мая, Церковь придала дохристианским майским празднествам христианское измерение. Однако лишь с начала XIX века почитание Марии в течение всего мая получило огромнейший импульс по ряду причин.
Папа Пий VII, в течение пяти лет, вплоть до 24 мая 1814 г. находившийся в изгнании во Франции, вернулся в Рим и вновь занял папский престол. В благодарность за помощь Марии Папа установил в ее честь праздник, названный "Мария, помощь христианам".
Однако наиболее плодотворным для доктринального развития мариологии оказался период с 1854 г. до завершения работы II Ватиканского Собора в 1965 г. Одной из причин этого была реакция на рационализм: когда критики религии бросили вызов основам веры в божественность Христа, ответом Церкви стало повторное подтверждение их истинности, защита Никейского и Халкидонского соборов и защита достоинства Марии, Матери Божией.

Подробнее...
 
Мария в диалоге к единству Печать E-mail

"Тогда они (апостолы) возвратились в Иерусалим... И, придя, взошли в горницу, где и пребывали... Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его" (Деян 1.12-14).
Петр, Иоанн, Иаков, Андрей и другие: ученики Господа, друзья Иисуса. Мне часто хочется знать, что они думали о Марии, простой женщине из Назарета, которая была Матерью Того, кого они почитали за учителя и мессию.

Задавали ли они вопросы о Ее жизни и Ее семье? Рассказывала ли Она им об архангеле Гаврииле, о Вифлееме, о бегстве в Египет и о пророчестве старца Симеона? Было ли им стыдно в Ее присутствии вспоминать, что, когда все они разбежались, Она осталась стоять у Креста? Вдохновляли ли их Ее стойкость и вера? Старалась ли Она их ободрить в эти страшные часы между Страстями и Воскресением?.. Мы никогда этого не узнаем. Но, конечно, они почитали Ее и благоговели перед Нею, Матерью Господа.

Подробнее...
 
О. Майкл Скрин. Сильнее страха Печать E-mail

«Я ненавидела Бога, которому должна была подчиняться... Мои детство и юность были отравлены страхами, но это считалось нормальной жизнью и чуть ли не признаком святости».
Двадцатипятилетней девушке, сказавшей эти слова, повезло – она встретила людей, освободивших ее из тенет страха, в которых прошла ее юность. Не ей одной знакомы такие чувства. Многие повторяют «Бог есть любовь», но не могут избавиться от постоянной скрытой тревоги.

Подробнее...
 
Апология смеха Печать E-mail

Смех и Писание
Смех и религия не всегда плохо уживались. В конце концов, разве секрет то, что даже в Святом Писании (безусловно, не воспринимаемом как образец книги, несущей веселье) смех тоже появляется, хотя бы в виде спорадических взрывов: Илия насмехается над служителями Ваала; девяностолетние Авраам и Сарра смеются, узнав, что у них скоро родится сын; обещанный сын, родившись, получает имя Исаак, что означает "Да возрадуется Господь", и т. п. Таким образом, смех имеет свое место в Библии; но, конечно, следует отличать смех бессмысленный, нечистый, так сказать, "переходящий границы", насмешку ради насмешки (как об этом говорится во втором послании апостола Петра) - от иного смеха: справедливого, направленного на безбожников; смеха, посредством которого "Господь насмехается над насмешниками"; смеха, выступающего оружием против фальшивых богов; сарказма, обращенного на преследователей веры; а также смеха, предназначенного для утешения души, в которой господствует Бог; смеха, обещанного среди других блаженств: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся".
Специалист по ватиканистике, британский журналист Питер Хебблетуэйт, как-то заметил, что "говорить о папском юморе небезопасно потому, что существует известный риск совершить преступление оскорбления папства".

Подробнее...
 
О. Иосиф Заневский: "Чего нам бояться?" Печать E-mail

«Итак, не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано… Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным» (Мф 10.26,32,33)
Эти слова Иисус сказал своим ученикам, когда избрал их апостолами. Христос послал их проповедовать то, что они слышали, и свидетельствовать о том, что видели, даже ценой собственной жизни. Сначала израильтянам, а потом и всему миру представить Бога, его истину, любовь и мир. Христос предупреждает их, что люди часто бывают как звери, бывают палачами и убийцами своих братьев. Апостолов ожидают мучения, ненависть и преследования. Их Учителя не будут признавать, они всегда будут под угрозой устрашения, в опасности, перед лицом собственной погибели.
То, что было сказано апостолам, относится и к нам.

Подробнее...
 
Лекарство от лени Печать E-mail

Из всех семи смертных грехов лень, несомненно, наиболее современный грех. Ничто так явно не отличает современное общество от всех предыдущих, как лень. Это утверждение звучит абсурдно, так как мы "заняты" - суетимся, беспокоимся, спешим, наше общество поклоняется успеху, ориентировано на деятельность, полно язв, нервных срывов и самоубийств. Но, по меньшей мере, мы усердно работаем. Как кто-то может сказать, что мы праздны? Я не говорил, что мы праздны. Я сказал, что мы ленивы.
Св. Фома Аквинский определяет лень как "печаль по духовному добру", или отсутствие радости, когда стоишь перед Богом - нашей высшей радостью. Он объясняет, что это является материей смертного греха, ибо это грех против милосердия. Образно говоря, вера, надежда и милосердие - наш духовный клей. Все, что растворяет этот клей, является смертным грехом. Все, что может отнять веру, надежду или милосердие, может убить жизнь Бога в нашей душе. И лень делает именно это, отнимая у нас "вкус" к Богу, интерес к Богу и наслаждение Богом; лень отвращает нас от Его поисков, а это означает, что мы не находим Его. Ибо когда Иисус сказал, что все, кто ищут, находят, Он подразумевал, что те, кто не ищут, не находят.

Подробнее...
 
Обращение к Обращение к Святейшему Отцу о будущем семьи Печать E-mail

Святой Отче,
В преддверии Синода по вопросам семьи, который пройдет в октябре 2015 года, мы, чада Вашего Святейшества, обращаемся к Вам, желая выразить свои опасения и надежды касательно будущего семьи.
Опасения наши проистекают из того, что мы стали свидетелями десятилетий сексуальной революции, за которой стоит альянс могущественных организаций, политических сил и СМИ, последовательно действующих против самого существования семьи как основной ячейки общества. Со времен так называемой «Сорбонской революции» мая 1968 года нам исподволь, систематически навязывают мораль, противопоставленную как божественному, так и человеческому закону; причем делается это столь безжалостно, что во многих странах, например, стало возможным преподавание маленьким детям омерзительной «гендерной теории».
Этой зловещей идеологической цели противопоставлен яркий луч маяка – католическое учение о Шестой Заповеди Закона Божия. Его светоч привлекает множество людей, пресытившихся гедонистической пропагандой, к той целомудренной и плодотворной модели семьи, о какой учит Евангелие и которая согласуется с естественным законом.

Подробнее...
 
Зачем посыпают голову пеплом? Печать E-mail

Я уже пожилой человек и была католичкой с рождения. Но когда мой шестилетний внук спросил меня, зачем посыпают голову пеплом в Пепельную среду, я не смогла ему подробно ответить. Я, конечно, знала, что говорил об этом священник, и внуку то же сказала, но меня заинтересовало само происхождение обряда, откуда он появился, когда и т. п. Если бы внук не спросил, я бы никогда над этим не задумалась.
Ванда Ковальская,
Санкт-Петербург


Напоминание священника о том, что прах возвратится в прах, призыв покаяться, пока еще есть время, посыпание головы пеплом - все это восходит к религиозным церемониям древности, в которых использовались как пыль, так и пепел. Этому есть свидетельства в "Илиаде" Гомера, иудеи тоже были знакомы с символикой пепла. На ум тут же приходит Иов (Иов 2. 8).
Тертуллиан, живший во 2-3 вв. христианской эры, рассказывает о том, что люди, приносившие публичное покаяние, должны были носить власяницы и посыпать головы пеплом. В средние века существовал обычай посыпать пеплом умирающего, в то время как священик спрашивал, хочет ли человек принести таким образом покаяние за свои грехи.
Возможно, это некоторая натяжка, но среди ученых распространено мнение, что пепел использовался в покаянных обрядах из-за присущих ему очистительных свойств. Грех естественно ассоциируется с грязью, пепел же в древности использовался как мыло. Потому католический покаянный обряд означает очищение как от грязи, так и от греха.

О. Ежи Ягодзинский SVD
 
О "Запустах" и "Попельце" Печать E-mail

Уважаемый отец Владислав! Вы очень доходчиво ответили на мой прошлый вопрос о святых Блажее и Агате, и я хотела спросить Вас вот о чем: что такое Запусты и Попелец (то есть, я-то сама знаю, но откуда пошел такой обычай)?
Ядвига Бенецкая

Карнавал (carne - vale: из лат. - мясо, прощай), называемый по-польски "запусты" - это старая народная традиция "мирской радости", существующая до сих пор.

Он начинается после Крещения Господня и длится до начала Великого Поста. В частности, после Сретения Господня (2 февр.) вплоть до Пепельной Среды (дата меняется) - этот период назывался также "мясопуст" (или "масленица") и был особым временем различных семейных и общественных игр, шуток, охоты, "кулига" (традиционного катания на санях во время масленицы), танцев, песен и обильного пира с мясными блюдами и вином. Особенно шумное празднование имело и имеет место в конце карнавала в "жирный четверг" и "запустный вторник" до полуночи.
Празднование носит сугубо светский характер и представляет собой мирское наслаждение, от которого мы призваны отказаться во время Великого Поста, дабы через покаяние духовно очиститься и найти настоящий источник радости в Воскресении Христовом и в надежде на жизнь вечную.

Подробнее...
 
<< Начало < Предыдущий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Далее > Конец >>

Живое слово

Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее



Баннер