Опубликованное

Миряне

15 августа исполнилось 52 года с того дня, когда был одобрен Типик русского католического Успенского монастыря в Риме. Совсем недавно, в мае, преставилась первая игуменья обители, возглавившая ее с самого начала. Она оставила важный след в истории русского католичества. Речь идет о выдающейся женщине – Матери Екатерине Морозовой, игуменье Успенского монастыря в Риме, русской католической обители византийского обряда.
B день Рождества Христова исполнилось 99 лет со дня ее рождения, и в этом же месяце исполнилось бы 80 лет ее монашеской жизни. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»: эти слова из Первого послания Св. Иоанна Мать Екатерина любила повторять по-латински. Они могли бы обобщить всю ее жизнь. Oна молилась так: «Господи, дай мне слова Твоей любви, забыть все, что нарушает любовь, и продолжать любить, как Ты- Господи любишь нас».

Правительство Турции позволило паломникам свободно участвовать в богослужениях в храме святого Павла на родине апостола в Тарсе (Киликия).
Отныне паломники смогут молиться в храме, не проходя специальную предварительную регистрацию у представителей власти, заявил глава Конференции епископов Турции монсеньор Луиджи Падовезе. Ранее они могли участвовать в богослужениях лишь при условии уведомления не менее чем за три дня и покупки билета.
Католики Турции с одобрением встретили шаг правительства и выразили надежду, что полиция не будет слишком часто заходить в храм во время богослужений, как это было ранее.
За период с июля 2008 года до июня 2009, когда праздновался год святого Павла по случаю 2000-летия со дня рождения апостола, храм в Тарсе посетили 416 групп паломников-христиан из 30 стран мира.

Петр Дмитриевич Сахаров недавно дал интервью французскому журналу "La Maison-Dieu", перевод которого на русский язык он опубликовал в своем блоге. Мы с радостью помещаем его и на нашем сайте в надежде на добрые плоды, которые этот текст может принести читающим.

1. Сперва вы интересовались театром, а затем стали изучать восточные мифологии. При том что марксистская идеология оставалась в силе, было ли это свободным выбором?

Да, это был свободный выбор. При советской власти студентам и ученым, занимающимся гуманитарными науками (за исключением лингвистики), было почти невозможно избежать идеологии. Невозможно было изучать какую-то тему, касающуюся новейшего времени, – будь то исторические события XX в., любой писатель, композитор, архитектор и т.п., – не снабжая свое исследование сугубо идеологической интерпретацией. Даже если тема касалась XIX в. – например, драматургии Пушкина или Гюго, – от вас требовалось то и дело уточнять, что в их драматических произведениях было «прогрессивным» с марксистской точки зрения, а что «реакционным». Чем более древним был предмет ваших исследований, тем свободнее вы оказывались от идеологических коннотаций. Вот почему я постарался выбрать какую-нибудь очень древнюю тему. Будучи студентом Института театрального искусства в Москве, я узнал, что одним из самых древних в мире театров был индийский. Я стал учить санскрит, и моя дипломная работа была посвящена санскритской драме. Позже я продолжил изучение санскритской литературы и выбрал в качестве основного предмета пураны – средневековые индуистские тексты, содержание которых в немалой своей доле было мифологическим, – потому что эта группа текстов оставалась еще очень мало известной индологам как в моей стране, так и во всем мире.

2010 год по сравнению с прошлыми годами станет наиболее интенсивным в понтификате Бенедикта XVI. Святейший Отец собирается совершить четыре зарубежных поездки - он посетит Мальту, Португалию, Кипр и Великобританию.
Поездка Бенедикта XVI на Мальту намечена на 17-18 апреля. Визит приурочен к празднованию 1950 годовщины прибытия на остров апостола Павла. Местное население охотно приняло его, и апостол остался на Мальте три месяца, проповедуя Евангелие.
В мае Святейший Отец отправится в Португалию, чтобы помолиться на месте явлений Богородицы в Фатиме. Паломничество станет еще одним этапом в посещении Папой богородичных святынь всего мира. Бенедикта XVI уже молился в Лорето (Италия), Алтёттинге (Германия), Марияцелле (Австрия), Апаресиде (Бразилия), Лурде (Франция), Мволуе (Камерун) и Помпеях (Италия).

Петр Дмитриевич Сахаров - автор ряда научных трудов по мифологии, религии, искусству и литературе Южной Азии.

Преподает литургику в Институте философии, теологии и истории св. Фомы и Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Эксперт Литургической комиссии Конференции католических епископов России.

Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения (в частности, Tantum ergo), а также ряд трудов христианских авторов (среди них книги Бернхарда Геринга, Поля Бошана, Ж.-М. Люстиже, Энтони Де Мелло). Участвовал в подготовке изданий на русском языке некоторых документов Учительства Католической Церкви (например, Катехизис Католической Церкви) и богослужебных книг римского обряда. Один из редакторов и авторов Католической энциклопедии. Главный редактор католической радиостудии «Дар».

- Петр Дмитриевич, если говорить о католической Церкви в целом, что сейчас самое актуальное? О чем болит голова у Бенедикта XVI?

- Это для меня остается неясным, я не могу  дать однозначного ответа... Проблемы очевидны. Я  вспоминаю одну фразу из прогноза видного аналитика-ватиканиста Джона Аллена о том, что мы сейчас можем гадать, кто будет следующим папой (это еще было при Иоанне Павле II ), но совершенно очевидно одно: этот папа будет социально ориентированным и приоритетными будут социальные проблемы.

Я не могу сказать, что Бенедикт XVI совсем уж далек от социальной  проблематики, но при нем она не  в числе основных. Однако неделю назад вышла третья энциклика нынешнего Папы, и она посвящена именно социально-экономическим проблемам.

Вообще говоря, Бенедикту XVI  не свойственны резкие шаги. Пока никаких «закручиваний гаек», которых ожидали, не было. Но и резких шагов в прогрессивном направлении тоже не было. Такой вот более-менее спокойный понтификат.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...