Что думают о последних днях католики и другие христиане?
Марк Рубинов, Москва

Согласно учению Католической Церкви, конец света рано или поздно настанет, но переломный момент уже был. Мы переживаем последние дни. Это - не лозунг Свидетелей Иеговы. Это - часть официального учения Католической Церкви. Никого не должно удивлять, что католики веруют во Второе пришествие. Каждый раз, исповедуя веру во время мессы, мы провозглашаем Иисуса, "грядущего с славою судить живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца".

Удивительно то, что Церковь полагает, что последние дни мы переживаем вот уже две тысячи лет - с тех самых пор, как Иисус воскрес из мертвых. Этот период - от воскресения до повторного пришествия в славе - Церковь и называет последними днями.

Некоторые, подобно первым христианам, полагают, что Второе пришествие произойдет при их жизни. Другие считают, что возвращения Христа ждать еще долго. Но придет ли Он в ближайшие пять минут или через пять тысяч лет - все равно мы живем в последние дни, ибо поворотным пунктом истории стало Воскресение. Но и деля плоды победы Христа над грехом и смертью, мы ожидаем конца, когда Он вновь придет.
Наше представление о том, каким будет этот конец, сформировано самим Иисусом, св. Павлом и другими создателями Нового Завета, Отцами Церкви и вековым церковным преданием.
Новозаветные авторы для описания Второго пришествия использовали греческое слово "парусия". Это слово означает приход и пребывание среди последователей царя или влиятельного вождя. Иисус описывал свою парусию ученикам с помощью образов торжества и триумфа: "Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Мф 24. 30-31).
Иисус описывает долгожданный "День Господень", предсказанный пророками. Все человечество признает Иисуса Господом, мертвые воскреснут, и весь мир предстанет перед судом Христа в славе.
Говоря об этом ученикам, Иисус не уточнял, как и когда это произойдет, но рассказывал о знамениях, предвещающих конец света и Его пришествие, - о войнах, голоде, заразе, землетрясениях и появлении лжепророков.
Усматривая в мире эти знамения, духовно зрелые христиане вовсе не должны мчаться к настенному календарю и отмечать в нем знаменательную дату Второго пришествия. Зрелые христиане пытаются жить так, чтобы быть готовыми встретить Иисуса, когда бы Он ни пришел. Иисус пояснил, зачем Ему оставлять нас в неведении по поводу точного времени Его возвращения. Этот час, сказал Он, известен только Отцу. И настанет он, сообщил Иисус ученикам, когда они меньше всего будут этого ожидать. Он также заверил их, что наступление Царствия неминуемо.
Многие из уверовавших заключили, что Иисус придет при их жизни. После Его вознесения ранние христиане - в числе которых был и св. Павел - ожидали Его скорого возвращения, но вот первое поколение верных начало уходить из жизни, и тогда им пришлось пересмотреть свое понимание слов Иисуса.
Около 400 г. н. э. св. Августин разработал понимание конца света и последних дней. Его трактовка по сей день остается преобладающей в учении Церкви. Он утверждал, что мессианское царствование, о котором говорит книга Откровения Иоанна Богослова, уже началось: Христос уже присутствовал и правил в своей Церкви на земле посредством деяний Святого Духа. Согласно Августину, Церковь святых уже существовала. Хотя еще несовершенная, она начала свое царствование с момента сошествия Святого Духа на Пятидесятницу и будет продолжать его вплоть до Второго пришествия Христа в конце времен.
Августин поместил парусию в неопределенный момент времени. Признавая свое незнание, он писал, что любой, утверждающий, что Суд близится, говорит с надеждой, но впадает в тем более опасное заблуждение. Он также рассмотрел проблему, волновавшую христиан с самых первых веков: "Что происходит с душами усопших христиан, пока они ожидают Последнего дня и воскресения мертвых?"
К эпохе Августина Отцы Церкви начали признавать учение о "частном суде", то есть о суде, который вершится над каждым в отдельности, прежде чем свершится общий и окончательный суд.
Августин учил, что каждый человек после смерти предстает перед Богом, чтобы получить воздаяние в соответствии с тем, как он жил на земле. В момент окончательного суда, по Августину, благословения или наказания суда частного многократно усиливаются. Он же закрепил концепцию чистилища как болезненного, но конечного процесса очищения, который будет необходим некоторым христианам, прежде чем их души смогут войти в жизнь вечную. Муки чистилища велики, но все же не так велики, как муки ада.
Тогда как ранние христиане с радостью и надеждой предвкушали пришествие Христа, христиане средних веков ожидали это событие уже с меньшим энтузиазмом. Они воспринимали его скорее как Судный день, в который Бог изольет свою скорую и ужасную справедливость на грешный мир.
Многие и до сих пор мыслят таким образом. Ведь и сам Иисус, говоря о конце света, использовал образы разрушения наравне с образами триумфа. Страхи конца света пробуждаются во времена общественных беспорядков или стихийных бедствий - о которых Иисус сказал, что они будут знамениями Его Второго пришествия.
О конце света Он сказал ученикам так: "Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут". Но Он имел в виду вовсе не чисто материальное разрушение нашей планеты. Подобно ветхозаветным пророкам, Иисус использует образы разрушения, но то, что за ними реально стоит, - это религиозная истина о том, что Бог вечен, а сотворенный Им мир - нет. Наша планета, как и наша плоть, имеет начало и конец.
В эпоху Возрождения среди христианских мыслителей наметилась тенденция видеть парусию исключительно в рамках индивидуальной судьбы человека. Но совсем недавно, в 1979 г., ватиканская Конгрегация вероучения сочла необходимым заявить, что все-таки Церковь рассматривает парусию как нечто отличное от того, что происходит непосредственно после смерти. Второе пришествие Христа увидят все - и в нем исполнятся все надежды Его последователей, и в нем будет положен конец всем их скорбям.
В этот день Иисус Христос, всеми признанный Господом, войдет в жизнь "будущего века". Мы, члены Его тела, Церкви, разделим его славу. И вплоть до того дня мы все составляем то, что Второй Ватиканский собор назвал "Церковью странствующей", мы находимся в пути от Первого пришествия Христа ко Второму.
И пока странствующая Церковь ожидает наступления Царствия, вера наша говорит нам, что Его Царство - уже есть, это реальность, сокрытая в жизни Церкви. Но, ожидая Его явления во втором пришествии, мы можем прикоснуться к тайне парусии. Христос сделал себя досягаемым для нас, приходя уже сейчас, в таинствах, на протяжении всех этих последних дней.

о. Ежи Ягодзинский, SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...