В моей семье все православные, но я почему-то с самого детства интересовалась католичеством. Могу ли я принять эту религию, и, если да, что мне надо для этого сделать? Пожалуйста, помогите. Заранее спасибо.

Светлана, Санкт-Петербург


Вопрос о возможности для русского человека принять решение относительно принадлежности к Католической Церкви ставится на разных уровнях, подчас взаимосвязанных, которые, однако, не стоит смешивать.
Прежде всего, нужно пояснить, от кого исходит это желание: от человека, который уже получил крещение в Православной Церкви, или от еще не крещеного; в первом случае речь идет о «переходе» в другую конфессию одной и той же религии (христианства), во втором человек входит в Церковь Христову как новообращенный согласно избранной им конфессии. Последний случай является более простым, поскольку у человека нет никаких моральных обязательств перед той конфессией, которую он хотел бы «оставить».

Вместе с тем, существуют условия общего характера, этнические и культурные: русский народ принял Евангелие в форме Православия, и вся его история отмечена этим началом. И это естественно, что русский человек, желающий стать христианином, обращается в Православную Церковь из солидарности со своим народом.
С другой стороны, в русской истории есть много примеров влияния западной культуры, искусства и религиозности: поэтому не так уж и странно или необычно то, что рождается интерес к западным разновидностям христианства, католичеству или протестантству. И в русской истории было немало случаев, когда русские люди, в том числе и выдающиеся, выбирали католичество. Важно, чтобы при принятии решения человек задумался о глубине и происхождении тех побуждений, которые направляют его к той или иной Церкви.
Если же речь идет о человеке, уже крещеном в Православной Церкви, те же самые причины приобретают совершенно иной смысл. В случае, если человек получил крещение, но фактически никогда в церковь не ходил, сначала ему следует пережить определенный опыт в лоне Православной Церкви, чтобы действительно узнать ту конфессию, к которой он формально принадлежит, поскольку это тот самый заложенный родителями или родственниками духовный корень, у которого не было возможности принести свои плоды. И только после такой проверки можно снова поднимать этот вопрос в диалоге с пастырями и верными своей общины.
Вопрос становится более деликатным и сложным, когда желание совершить переход исходит от человека, который посещает Православную Церковь, но по разным причинам не считает ее приемлемой для себя и желает войти в Католическую Церковь. На самом деле, поскольку католики признают православное крещение, говорить о подлинном «переходе» нельзя; даже если две Церкви исторически утратили полное дисциплинарное и сакраментальное общение, они в действительности являются частями единой Церкви Христовой, мистически единой, несмотря на исторические разделения. И поэтому, если мы в полной мере принимаем традицию собственной Церкви, то желание «перейти» должно исчезнуть, должно остаться сознание единства, которого нужно еще достичь, но уже можно переживать на духовном уровне в опыте веры как отдельных людей, так и во многих общинных выражениях.

Соблюдая дисциплину и предписания своих пастырей, можно разделять многие духовные блага, молитвы и созерцания, культуры и воспитания, милости и совместных деяний на благо общества. Следовательно, нужно стараться совершать духовный путь вместе с пастырями и верными своей общины, чтобы понять, как и в какой форме можно выразить это желание единства; и это зависит от тех обстоятельств, в которых мы оказываемся, от культурного развития, от отношений с окружающими нас людьми и так далее.
В целом обстановка в России сегодня такова, что не всегда удается спокойно поставить вопрос о конфессиональной принадлежности. После начала девяностых годов, когда вновь обретенная религиозная свобода переживалась с воодушевлением и желанием узнать как свою традицию, так и другие (хотя, возможно, и очень поверхностно), сегодня вновь установились приоритетные отношения между Православной Церковью и ее народом, которые должны признаваться основополагающими при принятии решения относительно собственной жизни веры. Католическая Церковь смогла организовать свою структуру, поэтому несложно найти подходящего собеседника для того, чтобы прояснить любое сомнение по этому поводу.
Как бы там ни было, желательно, чтобы все христиане России - православные, католики и протестанты - нашли общий способ распространения Евангелия, предоставив всем, независимо от этнического и культурного происхождения, возможность узнать весть о спасении, преподнеся всему обществу общий дар милосердияи солидарности, любви и взаимопонимания.
В любом случае, личный выбор - это дело совести каждого человека, о чем напоминает II Ватиканский Собор: «Любой христианин имеет право, по своей совести, принимать свободное решение о вхождение в полное общение с Католической Церковью» (Декрет Unitatis Redintegratio, n.4). А руководители той общины, куда он обратится (епископ, настоятель, катехизаторы) должны указать те этапы, которые необходимо пройти для вхождения в полное общение с Католической Церковью.

О. Стефано Каприо

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...