Возникновение Грузинской слободы
Историю храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве следует начать с того, что территория, на которой он располагается, известна еще с XIV века. В ту пору эти земли принадлежали двоюродному брату московского князя Дмитрия Донского - князю Владимиру Серпуховскому.
Затем два с половиной столетия (вплоть до 1649 г.) ими владел Новинский монастырь, после чего они переходят в государеву казну. Но уже в 1680 г. царь Федор Алексеевич устраивает здесь свою летнюю резиденцию - село Воскресенское. На восточном низком берегу речки Пресни возводится дворец и устраивается система прудов (один из которых сохранился до сих пор и находится на территории зоопарка), а на правом западном берегу был сад, простиравшийся вплоть до современной территории храма. В 1711 г. часть села, расположенная на восточном берегу, передается Петром I рязанскому епископу.

Позднее, в 1725 г., уже после смерти Петра Великого, в Москву прибывает грузинский царь Вахтанг VI, изгнанный из Грузии персами. Будучи союзником России, он находит приют и покровительство на московской земле. С ним приезжает огромная свита - всего около 3000 человек, в том числе и два его сына, Бакар и Георгий. В 1729 г. им передают все земли села Воскресенского. И уже к 1730 году на месте бывшего села появляется Грузинская слобода, имевшая свой уклад жизни, свои порядки и немалые привилегии от русских властей. Земли нынешнего владения № 27, а также прилегающие участки принадлежали непосредственно царской семье, но уже со второй половины XVIII века и до начала ХIХ столетия ими владели грузинские князья Багратионы.

Усадьба с большим садом

На первом геодезическом плане Москвы (план Мичурина 1739 г.) показана сложившаяся градостроительная структура района: разбивка на кварталы, частично застройка и, главное, проезды по этим землям, среди которых выделяются трассы нынешней ул. Климашкина и ул. М. Грузинской. Таким образом, участок современного домовладения храма уже сформировался к 1739 году.
На планах 1767 г. явственно читается усадьба, имевшая постройки и очень большой сад, переходящий далее в огороды. Усадьбы грузинских князей, как и вся Грузинская слобода, не были затронуты пожаром 1812 года. Однако после войны с Наполеоном эти земли вновь поменяли хозяев - их владельцами стали князья Одоевские. На протяжении всего XIX столетия "владельческая эстафета" прошла еще несколько этапов - предпоследним стал 1884-й год, когда усадьба была продана с торгов почетным гражданам Москвы Воздвиженским. А еще спустя десять лет этот земельный участок обрел, наконец, последнего хозяина.

Третий католический храм в Москве
В ту пору в Москве было два католических храма - св. Людовика на Малой Лубянке и свв. апп. Петра и Павла в Милютинском переулке. Следует заметить, что концу XIX века численность поляков в Москве достигла 30 тысяч человек, и принадлежавшая польской римско-католической общине небольшая церковь свв. апп. Петра и Павла уже не могла вместить всех желающих.
В 1894 г. было принято решение построить для московских поляков ещё один храм, и приходской совет церкви в Милютинском переулке подал соответствующее прошение московскому генерал-губернатору. В ответ статс-секретарем Министерства внутренних дел Дурновым было поставлено условие: "...возвести здание в отдалении от центра города и не в близком соседстве с особо чтимыми православными святынями". Отвечающим данным условиям оказался участок по ул. М. Грузинская, дом 27, владелицей которого была Мария Афанасьевна Воздвиженская. 16 мая 1895 года она продала этот участок совету римско-католического прихода свв. апп. Петра и Павла.
Вторым условием МВД значилась необходимость учесть "...что при наличии в Москве двух Римско-католических церквей, вновь возводимая должна иметь вид более или менее обширного молитвенного дома. С крестом на фронтоне, но без башен и наружных изваяний".
После того, как от властей было получено разрешение на строительство "филиального" храма, начался сбор средств для приобретения земли и самого строительства. В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Санкт-Петербурга (РГИА) сохранилось немало документов, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе акт покупки участка земли на Малой Грузинской улице для нового храма.

Проект архитектора Богдановича
Проект храма разработал известный московский архитектор, поляк по происхождению, Фома (Томаш) Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здание было спроектировано в готическом стиле. Как утверждают некоторые исследователи, образцом для главного (восточного) фасада стал фасад собора в Вестминстере, а необычный многогранный купол, увенчанный высоким шпилем, был навеян куполом знаменитого кафедрального собора в Милане. Объемное решение церкви относится к псевдобазиликальному типу (средний неф превышает по высоте боковые, но лишен окон) и имеет в плане форму вытянутого ("латинского") креста, завершающегося многогранной апсидой, окруженной двухэтажным объемом сакристии.
Внутреннее пространство делится на три продольных нефа: широкий и более высокий средний и два равновеликих между собой боковых, и поперечный неф (трансепт), имеющий ту же ширину и высоту, что и центральный. Продольная часть здания делится на пять травей (ячеек), в трансепте - по две травеи с каждой стороны средокрестия, в пресвитерии, продолжающем главный неф - одна травея. Стрельчатые своды храма лишены нервюр. Распор сводов передается на пять пар внутренних массивных пилонов, обрамленные пучками декоративных колонн и на наружные ступенчатые контрфорсы. В средокрестии четыре мощных пилона служат опорой для светового восьмигранного барабана. Его сводчатое покрытие несет венчающий здание высокий шпиль с крестом, поддерживаемый системой декоративных арок.
Интерьер освещается крупными оконными проемами с фигурными деревянными и железобетонными переплетами.
Само строительство началось в 1899 году, но по объективным причинам двигалось очень медленно. Лишь в 1911 году работы были в основном закончены, а 21 декабря того же года храм был освящен. Вот как писала об этом газета "Русское слово":
"На грязной, убогой, забытой Богом и городом Малой Грузинской улице вырос великолепный, высокохудожественный массив нового Римско-католического костела во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии... Огромный по размерам и по высоте, ...со множеством стрельчатых башенок и башен с крестами. Новый храм производит глубокое впечатление. Тяжелые кирпичные, пока еще не оштукатуренные стены с амбразурами колоссальных 12-ти аршинных окон, с белыми и цветными стеклами в ажурных, частью свинцовых, частью лепных железобетонных рамах; стильные двери - все это выглядит внушительно и значительно: не видится и не чувствуется ни какой погрешности в стиле...
Внутренность костела производит грандиозное впечатление... Все средства - около 300 тысяч - поглощены расходами по приобретению земли и по постройке здания... Необходимейшие принадлежности алтаря имеются, но они не многочисленные. Костел вмещает до 5000 молящихся. На громадных хорах, устроенных над входом из вестибюля и предназначенных для установки органа, может помещаться до 50 человек...".
Упомянутые 300 тысяч рублей были собраны московскими поляками (в том числе многочисленными железнодорожными служащими и рабочими ткацких фабрик). Значительные суммы были пожертвованы также польскими организациями и фирмами других городов (в том числе и Варшавы). Дополнительные средства были собраны позже и истрачены в 1911 - 1917 гг. на отделку и приобретение церковного инвентаря. К 1930-м гг. храм так и не был полностью завершен: отсутствовали предусмотренные проектом башенки на главном фасаде, в интерьере пол был сделан из бетона, за исключением высокого псевдоготического алтаря, остальное убранство было достаточно скромным. Красивая решетка ограды была изготовлена по проекту Льва Францевича Даукши.

Короткий век - от храма к НИИ

Храм на Малой Грузинской действовал до 30 июля 1938 г. и стал вторым католическим храмом в Москве, который был ликвидирован большевиками (храм свв. апп. Петра и Павла был закрыт неделей раньше, 21 июля 1938 г.), но еще до этого, в 1935 г., от домовладения была отторгнута большая часть сада. На этой территории в 1935-1936 гг. была построена школа.
В последующие годы были уничтожены все деревянные постройки по периметру домовладения. Церковное имущество было расхищено. Расположившиеся в этом здании организации (сначала общежитие - до 1956 г., когда при пожаре обрушился купол, а затем под НИИ "Мосспецпромпроект") перестроили его изнутри - была произведена перепланировка, сооружены этажные перекрытия, до неузнаваемости изменился интерьер этого ценного памятника московской церковной архитектуры. После Великой Отечественной войны был разобран шпиль и отторгнут еще один участок от территории храма и присоединен к вл. №25 по М. Грузинской улице..
В 1976 г. московские городские власти планировали передачу этого здания Главному управлению культуры. Был разработан и проект реставрации здания. где предполагалось разместить зал органной музыки. Однако эта идея не была реализована из-за сопротивления производственно-технического объединения "Мосспецпромпроект", не желавшего покидать здание.
В августе 1989 г. в газете "Московский Комсомолец" была опубликована статья "Костел - великомученик". Ее автор, Андрей Буховцев, в частности писал: "Увы! Костел Петра и Павла (так автор ошибочно называл храм - ред.), похоже, окончательно и бесповоротно утратил свое первоначальное предназначение...". До возрождения прихода оставалось всего полгода...

Первые признаки новой жизни
В том же 1989 г. культурная ассоциация "Дом Польский", объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному и законному владельцу - Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ, а тогда он исполнял обязанности капеллана известной польской реставрационной фирмы "PKZ", работающей в Москве) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях храма на Малой Грузинской улице. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек.
Следующее богослужение было разрешено провести 3 мая 1991 года, в день польского национального праздника Дня Конституции и, одновременно, торжества Девы Марии - Царицы Польши.

Возрождение прихода
21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, назначенный Святым Престолом Апостольским администратором для католиков латинского обряда европейской части России, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименном храме на Малой Грузинской улице в Москве.
31 мая 1991 г. устав этой общины был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С лета того же года настоятелем прихода является священник-салезианец Иосиф Заневский. С 7 июня 1991 г. во дворе храма стали проходить еженедельные воскресные мессы.
В первый день новенны к Непорочному Зачатию Пресвятой Девы Марии, 29 ноября 1991 г., начали свою деятельность в приходе сестры салезианки. Постепенно развернулась катехизация детей, молодёжи и взрослых. В благотворительной деятельности - а особенно, в помощи больным - помогала в это время с. Мария Швейцер из конгрегации Святого Сердца Иисуса.

Эпопея освобождения храма
1 февраля 1992 г. было принято решение, подписанное мэром Москвы Ю. М. Лужковым, о постепенном - в течение двух лет - освобождении здания храма. До 1 июля директор "Мосспецпромпроекта" вынужден был освободить и передать приходу несколько небольших помещений. 2 июля, в связи с невыполнением обещания, прихожане вошли в здание храма и вынесли во двор оборудование из мастерской. После переговоров с представителями мэрии "отвоеванная" часть храма осталась за приходом. С 1993 г. в помещениях при храме находилась Высшая духовная семинария "Мария - Царица Апостолов".
В начале марта 1995 г. начался второй этап решительной борьбы за возвращение основных помещений храма. К тому времени переписка, которую приход вел с властями, исчислялась уже килограммами, но в ответ были одни обещания. Директор "Моспецпромпроекта" Е. П. Афанасьев вел себя как настоящий временщик: большую часть занимаемых его организацией площадей он сдавал в аренду коммерческим фирмам (их было более десяти), торговавшим обувью, спиртными напитками и т. д. А между тем здание, и так уже почти 60 лет подвергавшееся хищнической эксплуатации, приходило во все более плачевное состояние. И это в то время, когда Управление охраны памятников истории и культуры включило его в десятку храмов, которые было намечено отремонтировать к 850-летию Москвы!
В конце концов прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится к лучшему. И 7 марта 1995 г., после общей молитвы о возвращении храма, они - а это были, главным образом, пожилые женщины - поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, которая отделяла уже принадлежавшее приходу помещение от площадей "Мосспецпромпроекта".
Дельцы заволновались и вызвали ОМОН. Конфликт с милицией имел место и на следующий день, когда после вечерней мессы прихожане решили продолжить освобождение помещений храма. На сей раз сотрудники Краснопресненского РОВД (некоторые из них находились в нетрезвом состоянии) вели себя еще более грубо и цинично: они матерились, избивали прихожан. Некоторые при этом получили телесные повреждения, в том числе и одна монахиня. Для устрашения верующих милиционеры арестовали несколько человек, среди которых были священник и семинарист. На следующий день их отпустили. Вытесненные из храма верующие молились на его ступенях - молились и за своих гонителей, которых священник благословил со словами: "Мы молимся за вас и за ваши семьи".
9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который в тот момент находился на лечении в одном из санаториев, обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину. В нем, в частности, были такие строки: "Казалось, что кануло в прошлое преследование Церкви. Но так ли это? Когда в последний раз арестовывали священника? Когда в последний раз избили монахиню?" А в заключение письма выражалась просьба восстановить справедливость и вернуть храмы, исторически принадлежащие Католической Церкви.
10 марта в храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии состоялась пресс-конференция, которую вел генеральный викарий Апостольской администратуры о. Антоний Гей. Выступили свидетели событий - прихожане и представители духовенства. Свою оценку сложившейся ситуации дал и депутат Государственной Думы, председатель ее подкомитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, а также сопредседатель Российского христианско-демократического союза В. В. Савицкий. Он обратил внимание на то, что фактически прихожане решили выполнить распоряжение президента Ельцина от 23 апреля 1993 г. и постановление правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г., подписанное В. С. Черномырдиным, и завладеть имуществом, которое по праву принадлежит приходу в соответствии с этими решениями.

И вновь молитва и пост...

Результатом этих событий стало подписание мэром Москвы Ю. М. Лужковым давно подготовленного постановления о переводе ПТО "Мосспецпромпроект" в новое помещение. Документ был датирован 7 марта, а обозначенные в нем сроки вывода - 1995-96 годы. Однако праздновать победу было рано, так как не было никаких гарантий, что это решение не постигнет судьба предыдущих актов. И настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве и посту. По четвергам и пятницам в храме стало совершаться поклонение Пресвятым Дарам, а по воскресеньям, после утренней мессы, - молитвенная процессия вокруг храма.
19 марта 1995 г. в храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии отслужил свою первую мессу в России новый Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский, который передал верующим Апостольское благословение Папы Иоанна Павла II.
Тем временем инцидент с храмом на Малой Грузинской получил документальное продолжение. Руководство "Мосспецпромпроекта" также направило 12 марта Ю. М. Лужкову письмо со своей версией трактовки событий 7-8 марта. В этом письме некоторые прихожане, священники, монахини и семинаристы были названы "хулиганствующими лицами", а суть послания сводилась к просьбе оплатить материальный и моральный ущерб за счет прихода.
15 марта состоялась встреча посла Польши Станислава Цеска с заместителем мэра Москвы Александром Музыкантским. Последний от имени московских властей пообещал вернуть храм до конца 1995 г.
Постепенно накал страстей (особенно это относится к отдельным публикациям в прессе) остыл и события стали развиваться в спокойном русле. Что касается прихожан, то спустя полгода они говорили в интервью, что уверены в возвращении церкви, тем более, что началась ее активная реставрация. Был создан Комитет по восстановлению храма во главе с настоятелем прихода о. И. Заневским. Его заместителями стали директор крупнейшей польской строительной фирмы "Budimex" Гжегож Тудерек и Станислав Думин. В состав Комитета вошли также представители многих других польских фирм, работающих в России - "PKZ", "Energopol" и т. д.
2 ноября о. Иосиф Заневский получил официальное постановление правительства Москвы "О передаче римско-католическому приходу здания костела по М. Грузинской ул., 27", подписанное Ю. Лужковым. Новый документ имел гораздо больший вес, чем все предыдущие. Постановление предписывало "Мосспецпромпроекту" до конца 1995 г. освободить здание и разрешало оформить его передачу приходу, который обязуется "осуществить за счет своих средств и силами специализированных организаций полный комплекс ремонтно-реставрационных работ", а также благоустройство прилегающей территории.
Однако и на сей раз выполнить свое решение в срок власти не сумели. И 2 января произошел очередной конфликт. Прихожане стали освобождать от мебели помещения на третьем этаже храма, а директор вызвал милицию. Прибывшие сотрудники 11-го ОВД, ознакомившись с документами, сочли действия католиков правомерными. А глава "Мосспецпромпроекта" Е. Афанасьев попросил продлить пребывание этой организации в храме до середины января. Настоятель согласился.

Долгожданное событие

Наконец, 13 января 1996 года объединение "Мосспецпромпроект" и его директор Евгений Афанасьев покинули здание церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А 2 февраля приход получил документы на вечное пользование храмом.
Таким образом, благодаря молитвам, активной и бескорыстной помощи прихожан и поддержке различных организаций и католиков из многих стран мира этот Дом молитвы вступил в новую эпоху своей жизни.
А реставрация продолжалась. Перед строителями стояла труднейшая задача - демонтаж четырех мощных перекрытий, что с успехом было выполнено. Другая неожиданная проблема возникла в связи с необходимостью вывоза огромного количества образовавшегося строительного мусора. В дальнейшем количество проблем росло как снежный ком - пришлось полностью менять инженерные коммуникации, решать вопросы организации строительного процесса на площадке, и при этом обеспечить согласование всей разрешительной документации. Но главным вопросом было и оставалось финансирование, которое велось в основном за счет пожертвований различных организаций и частных лиц. В 1999 г. по решению Правительства Москвы приходу выделяются средства на реставрационные работы.
На протяжении всего времени работ по восстановлению храма приходу оказывали содействие структурные подразделения Правительства Москвы: Префектура ЦАО (А. И. Музыкантский), Комитет по связям с религиозными организациями (А. И. Меркулов), ГУОП г. Москвы (В. А. Булочников), Москомимущество (О. М. Толкачев), Москомзем (В. Н. Дамурчиев) и т. д.
Огромную поддержку и непосредственную помощь храму оказывала также Управа района "Пресненский" в лице А. Г. Бочарова.
И, конечно, особую благодарность приход выражает мэру г. Москвы Ю. М. Лужкову - за оказанное содействие в передаче здания историческим владельцам и за выделение денежных средств из городского бюджета на реставрацию храма.
7 марта 1999 г. воскресная месса впервые состоялась не под низким потолком, а под высокими сводами - всего за несколько дней строители снесли последние межэтажные перекрытия, долгие десятилетия уродовавшие храм.
Символично, что день первого богослужения в освобожденном от перекрытий интерьере совпал с годовщиной знаменитого "штурма", когда прихожане, устав от бесконечных обещаний, сломали первые перегородки, отвоевывая то, что принадлежит им по праву.
15 июля 1999 г. с помощью гигантского крана на купол храма установили шпиль, увенчанный крестом. Здание, почти шесть десятилетий стоявшее обезглавленным, вновь приобрело завершенный вид. Подготовка к "операции" по водружению шпиля на купол длилась достаточно долго - вначале, за несколько месяцев до этого события, были изготовлены из дерева и обиты металлом собственно шпиль и его основание; затем их собрали воедино и поставили на землю за алтарем храма. И, наконец, Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский освятил крест, рабочие закрепили его на верху шпиля, зацепили тросы, и огромная конструкция медленно поплыла вверх, пока не заняла положенное ей место. Несмотря на всю сложность операции, проводившейся несколько часов, все было исполнено с ювелирной точностью.
Конструкцию шпиля безвозмездно выполнили рабочие польского предприятия "Energopol" из города Тарнобжега, в монтаже принимала участие также фирма "Mostostal" из Сталевой Воли. Мощный 80-метровый кран был арендован у одной из российских строительных фирм.

Накануне торжества
С приближением торжественной минуты своего второго освящения храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии стал приобретать все более завершенный вид. К концу ноября уже были установлены часть витражей, новые скамьи и исповедальни. И хотя дополнение и совершенствование внутреннего убранства будет продолжаться и после освящения, пришло время подвести итоги длившейся несколько лет реставрации.
Начинали ремонт храма, как уже упоминалось выше, рабочие польских фирм "Energopol", осуществившие, в частности, кровельные работы, а также "Budimex" и "PKZ", получивших известность во всем мире высоким качеством осуществлявшихся ими реставрационных работ. Именно они осуществили обновление фасада, где была почти полностью заменена старая кладка.
С сентября 1998 г., когда реставрацию возглавил о. Анджей Стецкевич, незадолго до этого руководивший обновлением храма Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге, основная часть работ стала осуществляться строителями из Украины (в основном, из Закарпатья) и Белоруссии вместе с рабочими московских строительных предприятий.
Московские фирмы провели реставрацию и укрепление цоколя, а на завершающем этапе - работы с мрамором (кладка полов, изготовление престола главного алтаря и пульта для литургических чтений). Общий проект реконструкции интерьера выполнил профессор архитектуры Ян Тайхман из Торуни (Польша), участвовавший перед этим в реставрации петербургского храма. По его эскизам учащиеся Реставрационного училища в Санкт-Петербурге под руководством его директора Владимира Алексеевича Мухина изготовили деревянные элементы убранства - скамьи для прихожан, четыре конфессионала (два - по бокам от входа и по одному в каждом крыле трансепта), трон архиепископа, скамьи в алтарной части, ограждение пресвитерия и внутренние двери. Они же трудились над восстановлением в гипсе капителей и баз колонн.
Кстати, конфессионалы, расположенные в трансепте, имеют непривычный для московских прихожан вид - отделения для исповедующихся имеют такие же двери, как и кабинка священника, что создает благоприятные условия для людей с нарушениями слуха, позволяя им исповедоваться, не понижая голоса.
Витражи почти во всех окнах храма выполнила белорусская фирма "Толочко" из г. Гродно, имеющая большой опыт в изготовлении витражей для храмов. Они имеют декоративно-абстрактный характер, но на двух из них имеются изображения гербов - в ближайшем к трансепту с правой стороны окне представлен герб Апостольского нунция архиепископа Джона Буковского, а слева, в противоположном окне - герб кардинала Франческо Калласуоно, первого нунция в Российской Федерации. Витражи круглого окна-розы над центральным входом и больших окон в торцах трансепта имеют несколько иной характер и изготовлены в Польше, в г. Торунь. На витраже в левом крыле трансепта изображены Фатимская Божия Матерь - покровительница России, Папа Иоанн Павел II и герб архиепископа Тадеуша Кондрусевича, в окне справа - свв. апп. Петр и Андрей, символизирующие Западную и Восточную Церкви.
Украшением апсиды и пресвитерия являются алтарный престол, облицованный темно-зеленым мрамором, и огромное распятие. Крест с отходящими от него ветвями, символизирующий "древо жизни", имеет высоту девять метров, а фигура распятого Христа - три метра. Уже после освящения храма будут изготовлены и установлены на специальных консолях в апсиде фигуры предстоящих - Пресвятой Девы Марии и св. Иоанна Евангелиста, после чего композиция приобретет законченный вид. Автором этого монументального произведения является скульптор из Подмосковья Святослав Федорович Захлебин.
В часовне, расположенной в продолжении левого нефа, установлен алтарь Пресвятых Даров, где с 13 декабря будет совершаться постоянное поклонение. Он, так же, как и главный алтарь, облицован мрамором темно-зеленого оттенка. Уже после освящения в западной части обоих трансептов будут установлены еще два алтаря: слева - Фатимской Божией Матери, справа - св. Иосифа.
В главный алтарь будут помещены частицы мощей св. ап. Андрея, св. Зинона, покровителя Вероны, св. Григория Нисского, св. Григория Назианского, свв. Космы и Дамиана, св. Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии. Все это - дар Веронской епархии, который с благодарностью принял 3 октября нынешнего года архиепископ Тадеуш Кондрусевич в кафедральном соборе Вероны.
Орган, размещенный на хорах, подарен американским священником о. Марселем Гуарницо, возглавляющим организацию "Помощь Церкви в России". Кстати, о. Марсель был рукоположен во диаконы именно в этом храме 14 августа 1997 г., а во священники - год спустя в Санкт-Петербурге. Орган имеет 60 регистров.
Тарновский епископ Виктор Скворц пожертвовал храму пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Пшемысле, основанной в 1808 г. Самый большой из колоколов весит 900 кг. и носит название "Фатимская Божия Матерь". Остальные, в порядке убывания, называются: "Иоанн Павел II", "Святой Фаддей", "Юбилей-2000" и "Святой Виктор" (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола будут установлены на боковом фасаде, слева от главного фасада, в отверстиях боковой части фронтона. Приводиться в движение они будут при помощи специальной электронной системы.
Кроме колоколов, епископ Скворц пожертвовал приходу также акустическую систему и сто орнатов для священнослужителей.
Незадолго до освящения вступило в строй отопление, устроенное в полу. Это крайне экономичная и, в то же время, эффективная система, позволяющая избежать установки труб и калориферов, не украшающих собой интерьер.
Хотя снаружи здание, в основном, отреставрировано, незавершенными остаются еще башенки на главном фасаде. Они были предусмотрены первоначальным проектом, но в 1910-1930 гг. так и не были установлены. О. Анджей предполагает соорудить их ближе к весне. Немало предстоит еще сделать по благоустройству прилегающей территории, в задней части которой через несколько лет планируется построить здание приходского дома и курии, но все это меркнет перед тем огромным объемом работ, который проделали рабочие, прихожане и священники, воскресив прекрасный храм почти из руин и подготовив его к освящению.

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ, № 46 (244), 12 декабря 1999 г.

Читайте по теме: Римско-католический собор на малой грузинской в Москве. Katolik.ru

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...