Когда я был маленьким, я всегда с нетерпением ждал того момента, когда над яслями Христа устанавливались фигурки волхвов. Они казались мне гораздо более интересными и таинственными, чем пастухи. Позже я обнаружил, что мои предпочтения перекликаются с долгой традицией христианского изобразительного искусства.
На рождественских фресках в катакомбах изображены именно волхвы; пастухи появились позже и никогда не пользовались у художников такой популярностью, по крайней мере, до времен Реформации.
Ранние века христианства окутали легендой рассказ из Евангелия от Матфея. Сначала волхвов изображали в виде астрологов в остроконечных фригийских колпаках. Их число не ограничивалось тремя, поскольку в Евангелии на это прямо не указывалось. Некоторые художники с наслаждением изображали длинные процессии из двенадцати человек. Но благодаря упоминанию о трех дарах число волхвов тоже сократилось до трех, и на равеннских фресках VI в. уже написаны их имена - Бальтазар, Мельхиор, Каспар.
Примерно в то же время их сделали царями (возможно, потому, что Псалом 72 упоминает об аравийских царях, приносящих дары) и стали изображать похожими друг на друга.
Больше всего мне нравится барельеф в одном из соборов Франции, где волхвы изображены спящими под большим одеялом, все три - в коронах на голове. Ангел будит их, указывая на звезду, сияющую в небе. Один из волхвов изображен с широко открытыми глазами, другой только что проснулся, а третий еще спит крепким сном. Это - символ трех ступеней духовного пробуждения в средневековой традиции.
Только начиная с XII в. волхвы начинают приобретать индивидуальные черты: разный возраст, цвет кожи... К этому времени восходит и восхитительная легенда о том, что все трое встретились на рождественской литургии в Армении в 54 г., когда всем им перевалило уже за сто лет, и мирно умерли через несколько дней. Затем, как утверждает предание, мощи их оказались в Милане, но в 1164 г. были перенесены в Кельнский собор, где и по сей день лежат в великолепной эмалевой раке.
В эпоху позднего средневековья в Кельнском бревиарии утверждалось, что три царя были рукоположены во епископы в Индии апостолом Фомой, что создало дополнительную трудность для художников.

Духовные писатели также много размышляли по поводу волхвов. Беда Достопочтенный был одним из тех, кто приписал каждому из даров особое значение: золото означало царское достоинство, ладан - божественность, смирна была своего рода предсказанием грядущих Страстей. Несколько веков спустя св. Бернард истолковал эти дары более приземленно: золото - деньги для бедного семейства, ладан - для обеззараживания стойла, смирна - лекарственное средство для детей.
После такого обилия различных толкований уже можно не стесняться изобретать новый, современный вариант. Пару лет назад я размышлял над этим отрывком Писания с филиппинскими молодежными группами, и мы открыли, что эта история - не просто сказка для детей.
Молясь вместе и слушая друг друга, мы осознали, что рассказ о волхвах - это своего рода план христианского служения. В начале своего пути волхвы увидели звезду. И каждый из нас живет для того, чтобы найти и следовать за светом, ведущим нас. В наши дни светом может стать крик о помощи угнетенных и притесняемых, призывающий к восстановлению справедливости. Обрести этот свет можно также внутри своей души - это происходит тогда, когда человек осознает, что он не напрасно пришел в этот мир.
Моим молодым филиппинским друзьям казалось самым важным то, что волхвы путешествовали не поодиночке. Христианин призван совершать свой путь вместе с другими, и его вера расцветает при поддержке друзей, которые так же, как и он, ищут Свет.
В Иерусалиме волхвы встречаются с Иродом. "Кто такой Ирод в наши дни?" - был задан вопрос. "Это власть имущие", - был ответ. Те, кто контролирует события и пытается обманывать людей. Это правители, притворяющиеся верующими, но на самом деле желающие убить Христа. Мы остро осознаем, как много у правительства способов принудить Церковь отказаться от злободневности Благой Вести. И в нашем мире Ирод живет и здравствует - в ином, более тонком обличии. Это образ жизни, убивающий Христа, царство коммерции, пытающееся поглотить и переварить и самый праздник Рождества. Мы пришли к выводу, что быть христианином означает вступить в борьбу с миром Ирода.
После разговора с Иродом волхвы вновь видят в небе звезду - с  радостью весьма великою, как пишет евангелист, - "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его".
Где можем увидеть Иисуса мы? Где мы можем обрести истинную Церковь? Ответов много: в тишине сердца, в страдании, в таинствах, в солидарности с бедными.
Волхвы проделали свой долгий путь, чтобы принести дары Младенцу. В нашем размышлении это стало символом того, для чего мы живем на земле: у каждого из нас есть свой, особенный дар, который он может принести другим. Жизнь дана для того, чтобы приносить ее в дар.
Как удалось волхвам избежать повторной встречи с Иродом? - Они получили откровение во сне. Какое откровение можем получить мы? Это может быть мужеством противостоять неподлинной жизни, включая также сведение религии к пустому исполнению обряда, или смиренным поиском христианской мечты в общинной молитве.
Иным путем отошли волхвы в страну свою. В этом простом повествовании мы увидели богатую содержанием метафору всего пути христианина. Обретение Христа влечет за собой изменение всей жизни. Это иной путь - путь к Царствию. Рассказ о волхвах говорит о противостоянии двух царств - власти Ирода, эгоистической и несущей смерть, и Христовой власти, которая есть служение и дар жизни.
Старинные легенды и изображения исполнены глубокого значения. Символы с тех пор приобрели иной смысл, но и сейчас мы можем проникнуть в глубины евангельских повествований.

о. Ежи Ягодзинский, SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...