Пастырское послание епископа Клеменса Пиккеля

Возлюбленные братья и сестры!
Пасхальное Евангелие от Марка, которое мы читаем в этом году (в ночной литургии), рассказывает нам о трех напуганных женщинах, которые убежали от гроба «и никому ничего не сказали». (Мк 16,8) Я представляю себе узкую гробницу, которая короче двух метров и где нельзя было стоять прямо. Марк пишет, что все три вошли во гроб. А там, непосредственно перед ними, сидел юноша в необыкновенно белой одежде, чужой, живой, который начал им говорить. Наверное, они головой ударились у низкого выхода, когда толкали друг друга в свободное пространство. Поставьте себя на их место … Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия не ждали воскресения умершего Иисуса. Они не могли себе представить, что значит «воскреснуть из мертвых». А мы - разве можем?
Конечно, мы чувствуем разницу межу двумя восклицаниями «Христос воскрес!» и «Ленин жив!», между идеологией здесь и историческим фактом там. Но само признание историчности воскресения Иисуса Христа из мертвых еще не достаточно для объяснения, почему именно празднование Пасхи является вершиной всей христианской радости. Истинная пасхальная радость проявляется в сердце человека лишь тогда, когда он осознает, что всё происшедшее с Иисусом в Иерусалиме имеет отношение к нашей смертной жизни здесь и сегодня. Поэтому я прошу Бога, чтобы Он помог нам, сейчас немного лучше это понять.  
Вернёмся в горницу. Три дня назад, накануне Его страданий, Иисус в молитве говорил о Своём отношении к Отцу: «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе». (Ин 17,21) Его воля была идентична воле Отца. И еще больше: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9), - как Он однажды объяснил Филиппу.
Эти внутренние объятия Отца и Сына являются тайной Святой Троицы, но с тех пор, как Слово стало Плотью, вечный Бог – смертным Человеком, изменилась перспектива нашей человеческой жизни в отношении к Нему. Именно это я хотел бы объяснить очень простыми словами: Человек Иисус, с Богом в Своей душе, действительно умер на Кресте. Но Бог не умер! В Иисусе Христе Он бросился в ужаснейшую пропасть человеческой смерти и взорвал её изнутри. Воскресение мёртвого было возможно, я повторяю, потому что Иисус был в Боге и Бог в Нём.
А какое прямое (не переносное) отношение все это имеет к нам, к Тебе и ко мне?
Бог жил не только в Иисусе Христе. Вернёмся еще раз в горницу: Как Отец в Нём, так Христос в нас! Об этом также шла речь в молитве Иисуса накануне Его страданий. Одним из первых, кто это потом описал, был святой Павел. В послании Галатам он пишет: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». (Гал 2,20) Несмотря на разницу между Иисусом и Павлом, многим кажется, что так может говорить только святой человек, такой, который уже очень много над собой работал, короче, совершенный. Они живут в надежде, что однажды, в далёком будущем смогут сказать подобное о себе: «Не я живу, но живет во мне Христос». – Но это недоразумение!
Как вы думаете, почему Церковь таинство крещения так крепко связала с Пасхой? Потому, что смерть и воскресение являются не только исторической истиной в жизни Одного, но актуальным событием для всех, которые присоединятся ко Христу через веру и таинство крещения. Крещение - это смерть: «уже не я живу» - и новая жизнь: «но живёт во мне Христос». Было бы не правильно, если бы мы видели в крещении только обряд принятия в общину Церкви или знак очищения от грехов.
Представьте себе обычное крещение ребёнка в нашей реальности. Представьте себе присутствующих друзей или даже родственников, которые мало слышали о Боге и, конечно, не молятся. Может быть, что они после литургии крещения радостно скажут, что всё было очень красиво. Захочется им что-то объяснить. Но «на ходу» это не удастся.
И представьте себе верующих родителей ребёнка, хотя бы маму, как она, после его крещения, с благодарностью в душе осознаёт, что сейчас в её ребёнке живёт Христос,  умерший и взорвавший человеческую смерть в нём. Разница между той и другой радостью очевидна. Радость матери внутренняя, глубокая, пасхальная.
Каждому, кто сегодня обновляет (или обновил) свои обеты, однажды данные при крещении, но особенно новокрещеным, я желаю глубокого переживания пасхальной истины смерти и воскресения со Христом. Душа человека, в любом случае, бессмертна, но смысл вечной жизни она обретает только в освобождающих объятиях Воскресшего.

Братья и сестры, мы немного приблизились к источнику христианской пасхальной радости, но, скорее всего, остался кусок пути, который вы должны преодолеть сами. Мое пасхальное пожелание для каждого и каждой из вас, чтобы вы встретились со Христом в свойственном торжеству приветствии «Христос воскрес! – Воистину воскрес!» и нашли себя.
Всех вас я поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Да позволит Он вам глубоко войти в Его радость!
Ваш во Христе,
Епископ Клеменс Пиккель

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...