Недавно я с удивлением узнал, что существует и такой способ молитвы, как испытание совести. Я был очень удивлен, потому что это не похоже на те способы молитвы, к которым я привык. Ведь когда мы читаем, например, Розарий, то мы размышляем о духовных вещах, о жизни Нашего Спасителя и Его Пречистой Матери. В испытании совести же предлагается размышлять о событиях собственной грешной жизни. Разве может такое размышление считаться молитвой?
Валентин Косиков,
г. Щелково Московской обл.


Испытание совести - это молитва, которая в большей степени, чем любая другая, присуща молитвенной традиции св. Игнатия Лойолы. Это молитва, смысл которой в том, чтобы "оглянуться назад".
Ее цель не в том, чтобы вспомнить, что я плохого сделал за этот день, но в том, чтобы окинуть взглядом все происшедшее - и хорошее, и плохое - и постараться увидеть в этом действие Бога. Лучше всего прибегать к испытанию совести регулярно. Большинству людей больше всего нравится совершать ее в тихие минуты перед отходом ко сну. Занимает она обычно около четверти часа.

Основные правила:
1. Что бы меня ни беспокоило - стоп!
Бог со мною - возможно, неслышим, но Он всегда присутствует. Я знаю, что Бог сотворил все. Все, что я имею, - дар от Бога. Есть ли мне за что особенно поблагодарить Бога сегодня?
2. Я прошу Бога озарить Своим светом мое сердце, так, чтобы, вглядываясь в прошедший день, я мог увидеть Его руку в том, что со мной случилось.
3. Теперь я пытаюсь вспомнить, что произошло, - с момента пробуждения. Я вспоминаю людей, которых я встретил, и события, участником которых я стал.
Хороший это был день или плохой?
Заурядный или необычный?
Кого я встретил за этот день?
Случилось ли что-нибудь удивительное: встреча со старым другом? Или, может быть, с полузабытым врагом?
Может быть, в голову пришла неожиданная мысль? Может, был красивый закат? Случайно оброненная фраза? Телевизионный сюжет?
Что я чувствовал по отношению ко всем этим людям и событиям? Радость или печаль, испуг, гнев, а может быть, восторг? Что было причиной моих эмоций? Изменялись ли они в течение дня?
Бог руководит нами посредством наших чувств и настроений. Обычно пути Божии (в глубоком смысле) отличают умиротворение, утешение и покой. Но если день пошел кувырком, а в вашей душе смятение - можете ли вы понять, что стало этому причиной? Как мореходы, гонимые всеми ветрами, мы находимся под влиянием самых многообразных чувств. Чем лучше мы умеем распознавать и владеть ими, тем легче нам видеть незаметные действия Бога в нашей жизни.
4. Важный вопрос: есть ли нам чем гордиться сегодня?
Наверняка есть. Если вы ничего не можете придумать, значит, вы не очень хорошо искали!
Когда найдете - поблагодарите Бога за это.
Но нужно вспомнить и другое - возможно то, как я отворачивался от Бога в течение дня. Может быть, я на многое закрывал глаза - когда мне это было удобно. Узнал ли я Бога в этом бездомном, в этом хнычущем ребенке, в этой ворчливой старухе?
Помолитесь, прося прощения за все, мимо чего вы прошли за этот день, не дав проявиться Божией любви. Особенно попросите благодати силы и исцеления.
5. В заключение молитвы - посмотрите в завтрашний день. Мы - люди надежды. Давайте помнить, что и завтра Бог будет с нами.
Если регулярно совершать испытание совести, мы возрастем в понимании самих себя и своих настроений, и, с помощью Божией, увидим в молитве пути Божии в нашей жизни. По мере того, как наши сердца будут делаться все более чуткими, сами мы будем распознавать Бога быстрее и в конце концов научимся увидеть его не только в "святых", но и в самых обыденных вещах. Во всем.

О. Ежи Ягодзинский SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...