На прошлой неделе я позвонила священнику и попросила его выслушать мою исповедь по телефону. Он отказался. В наши дни существуют горячие линии для решения самых разных проблем. Почему Церковь не может воспользоваться этим способом, чтобы принимать исповедь? Какая разница - занавеска в конфессионале или телефонный провод? Я думаю, это решило бы проблемы многих - ведь многие люди меньше смущаются, говоря по телефону, а пожилым часто и вовсе бывает трудно выйти из дома.
Клара Блюмкен,
Новосибирск


Ваши аргументы убедительны, и я сам слышал об одном случае, когда исповеди людей, погребенных в обвалившейся шахте, принимались по телефону, который еще работал. Но основным доводом против исповеди по телефону все-таки является возможность нарушения ее тайны. Если бы тайна исповеди не являлась ее необходимым условием, к ней прибегали бы значительно реже. Есть и другие возражения технического характера. Как, например, вы можете быть уверены, что исповедуетесь именно священнику и притом тому, кто может отпускать грехи? Вы уверены в этом, если приходите в католический храм именно в то время, когда там принимается исповедь.


Если вы убеждены в возможности таинств "по телефону", представьте себе, как абсурдно было бы, если бы один священник служил по телефону литургию для двенадцати приходов одновременно, вместо того, чтобы совершить жертвоприношение в каждом из них. Это, конечно, решило бы проблему нехватки священников, но так можно и просто прослушать мессу по радио. И то и другое может привести к тому, что наши церкви по воскресеньям будут пустыми.
Чтобы таинство было действительным, требуется полное физическое присутствие как служителя таинства, так и человека, принимающего его. Таинства включают в себя действия, которые могут совершаться нормальными людьми и восприниматься нормальными людьми как нормальные человеческие действия. Так, в таинстве покаяния вполне допустимо прибегать к языку жестов (что нормально, скажем, для людей, говорящих на разных языках) или использовать слуховые аппараты, когда священник и кающийся находятся в присутствии друг друга. Говоря по телефону, они находятся в присутствии друг друга не больше, чем если бы кающийся отправил видеозапись своей исповеди священнику, а тот вернул ему видеозапись отпущения грехов. В таинствах необходимо сохранять естественное достоинство, потому что все-таки они связаны с жизнью Самого Бога и Его благодатным действием.

О. Ежи Ягодзинский SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...