Скажите, рай - это реальное место или просто состояние души?
Д. Волков,
г. Балашиха Моск. обл.


И то, и другое. Но судя по тому, как вы сформулировали вопрос, для вас "реальный", то есть телесный, рай предпочтительнее "просто" духовного состояния. В этом вы не одиноки. Мусульмане, например, веруют в рай сверхчеловеческих телесных наслаждений. Католики, однако, веруют в другой рай. Традиционное представление о рае гласит, что там можно наслаждаться всеми мыслимыми удовольствиями, но они - всего лишь доля наслаждения от участия в божественной природе и жизни.
Великие христианские авторы находили ошеломляющие слова, чтобы выразить содержание своей веры в рай. Св. Петр говорит, что Христос обещал нам, что мы будем "причастниками Божеского естества". Св. Афанасий пишет, что Бог для того сделался человеком, чтобы человек мог сделаться Богом. Святые Тереза Авильская и Иоанн Креста переживали духовные экстазы, которые позже описывали как почти полное исполнение того, что Петр и Афанасий говорили о рае.
Поскольку Бог - чистый дух, а молитва - действие, творимое разумом и душой, то рай должен быть скорее духовным, нежели телесным состоянием. Единственное, что мы можем знать о состоянии воскресшей плоти - это то, что мы знаем о Воскресшем Христе во время его 40-дневного пребывания на земле. Можно говорить, что рай - это некое материальное место, поскольку Христос ел со своими учениками и позволил Фоме ощутить осязаемость Своего тела - что, конечно, требует некоего телесного состояния.
Если мы отдадимся на волю нашего воображения, то многие, возможно, решат, что телесный рай был бы предпочтительнее духовного. Но если хорошенько подумать и помолиться, то мы поймем, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор 2, 9).

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...