Думаю, каждый согласится со мной, что первая молитва христианина - это крестное знамение.
Многие из нас умели осенить себя крестным знамением прежде, чем выучить первые словесные молитвы. И так происходит в каждом народе и племени. Жест опережает слово. Из-за богатства христианских традиций возникло много способов осенять себя крестным знамением. Очень часто священники вынуждены отвечать на простой, казалось бы, вопрос: "Почему православные крестятся троеперстным сложением, а католики всей ладонью?", "Как правильно осенять себя крестным знамением?", "Которое сложение перстов старше?" и т.д. На самом деле история крестного знамения намного сложнее, чем это кажется с первого взгляда.

В христианстве известны пять видов крестного знамении:

- одноперстное

- двоеперстное

- троеперстное

- херообразное

- целой ладонью.

1. Кажется, что старше всех - одноперстное сложение, хотя утверждать это на сто процентов нельзя. Католическая Церковь сохранила этот способ креститься. Это крестное знамение, которое мы совершаем перед чтением Евангелия, большим пальцем правой руки рисуя три маленьких крестика на лбу, на устах и на сердце. Этот жест выражает правду о том, что Христос всегда в наших мыслях, в нашем слове и в нашем сердце. Священники, делая это знамение, тайно читают молитву: "Господь да будет на устах моих и в моем сердце, чтобы я достойно проповедовал Его Евангелие".

2. Двоеперстное крестное знамение известно на Руси со времен св. князя Владимира. В наше время, после реформы патриарха Никона в 1666 году, это перстосложение соблюдают российские старообрядцы: "Аще от князя Владимира по степенем княжения, и великих Святителей воззрим даже до царя Иоанна Василиевича, и до Никона патриарха тако не прерван обычай содержащься, еже двемя персты креститися..." (Ответ 5, в: Поморские ответы, напечатаны с подлинника, Книгоиздательство Старообрядческаго Братства Честнаго и Животворящаго Креста Господня, Типография П. П. Рабушинскаго, Москва, стр. 27.). Двоеперстие - это жест, который выражает истину о богочеловеческой ипостаси Христа, и о Боге Триедином.

3. Троеперстие - это самое распространенное крестное знамение в современной России. Этот способ креститься вошел в церковную традицию Русской Православной Церкви с реформы патриарха Никона в 1666 году, но само перстосложение намного старше. "Благочестивый и православный христианин должен есть на крестное знамение руки своея персты слагати сице: Перве убо подобаетъ ему совокупити десныя руки своея первыя три персты, во образъ Святыя Тройцы (...)". (Псалтырь, Синодальная типография, Москва 1912, стр. 6-12). Введение троеперстия на Руси было одной из причин раскола в Русской Православной Церкви в 1666 году.

4. Херословное благословение используется в современной византийской традиции. Пальцы правой руки складывают при благословении скрестив указательный и средний, образуя греческую букву Х, великий палец совокупив с предпоследним, образуя букву С, и выпрямив малый палец, образуя букву И так, что ладонь изображает имя Господне "ИС" и "ХС" (то есть - Иисус Христос). Этот вид благословения окончательно утвердился на Руси после патриарха Никона. Херословное благословение, по лингвистическим причинам, никогда не использовалось в латинском мире.

5. Римская Церковь, судя по древним иконам в римских соборах, знала двоеперстное сложение, но постепенно это перстосложение было латинянами заброшено. В средневековье развился на Западе культ Страстей Господних. Именно в этой религиозной традиции берет свое начало пятиперстное сложение католического крестного знамении. Обозначает оно пять ран Господних, в которых имеем источник жизни вечной. Пятиперстное крестное знамение было причиной многих споров латинян и греков во время царствования Михаила Палеолога. Русская Православная Церковь также выступала против католического способа креститься (см. "Ответы Дионисия Митрополита Московского посланникам Папы римского"). Крестное знамение - это жест, который является образным выполнением повеления Христова: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возми крест свой, и следуй за Мною". Это самый короткий способ исповедания веры и повод для хвалы, по словам апостола Павла: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира". Которое из перстосложений является правильным? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. В католическом мире крестное знамение никогда не казалось столь важной темой, чтобы из-за нее преследовать кого-либо, или вступать в бесполезные споры. Об этом свидетельствует разнообразие католических обрядов, в которых одни католики крестятся одноперстно и пятиперстно, другие - троеперстно и херословно. Правда, в России этот вопрос является более сложным, поскольку накопилось вокруг него много страстей.

Думаю, что, творя крестное знамение, больше надо помнить о цели, нежели о способе. Если целью будет оградить себя силой Креста, или воздать хвалу Богу, то форма крестного знамения будет второстепенной.

О. Ежи Ягодзинский SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...