...Через год после назначения о. Ежи Мазура вспомогательным епископом Апостольской администратуры азиатской части России Святой Отец повысил статус вверенной его пастырскому попечению территории до Апостольской администратуры Восточной Сибири. Таким образом епископ Мазур стал Апостольским администратором самой большой в мире по площади территориальной единицы, которая простирается на 10 млн. кв. км. и на 5 часовых поясов. Здесь проживает 16 млн. человек, среди которых, как полагает епископ, около миллиона имеют католические корни, то есть их предки исповедовали католицизм.
На наше счастье, именно 18 мая, когда Святой Престол объявил об изменениях в российских католических структурах, Апостольский администратор Восточной Сибири оказался в Москве и согласился ответить на вопросы нашего корреспондента Йонаса Иванаускаса.


- Поздравляем, Ваше Высокопреосвященство, с новым назначением! Что оно означает для Вас и Вашей паствы?
- Решение Святого Отца знаменует собой большой шаг в упорядочении католических структур в азиатской России. Ранее многие вопросы, связанные с моей деятельностью как вспомогательного епископа, приходилось решать через Новосибирск. Более того, для местных светских властей мой статус оставался непроясненным, что затрудняло обсуждение и решение проблем, возникающих с возвращением храма, выделением участка земли и строительством новой церкви. С установлением новой Администратуры значительно облегчится как перерегистрация существующих приходов, так и регистрация новых, поскольку уже не понадобится двух печатей и двух подписей. И в отношениях вовне - со светскими властями - и в отношениях внутри Церкви - со священниками, монашествующими и мирянами - наступит большая определенность и ясность.
- 31 мая исполняется ровно год со дня Вашей епископской хиротонии. Как прошел этот год?
- Во время своей самой первой встречи со священниками и монашествующими региона, вверенного моему попечению, я сказал, что хочу навестить все приходы, чтобы увидеть, где и как они работают. За год это удалось сделать - несколько раз я был в Красноярске, посетил общины в Боготоле, Ачинске, Якутске, Алдане, Ангарске, Братске, Слюдянке, Улан-Удэ, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Романовке, Находке, Южно-Сахалинске, Магадане и других местах.
Встречи с общинами, которые здесь действуют, дали мне богатый материал к размышлению, осмыслению и молитве. Опыт первого года создал возможность задуматься над тем, что делать дальше, какие методы евангелизации и катехизации могут быть наиболее эффективными в условиях Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В Иркутск я приехал с чемоданами, нужно было найти помещение и начинать все с самого начала. Очень важную поддержку в тот момент я чувствовал ежедневно от о. Юзефа Венцлавика, который как секретарь помогал мне формировать курию и строить ее работу.
Сейчас, через год, уже назначены генеральный викарий - о. Антоний Бадура из Красноярска, канцлер - о. Юзеф Венцлавик, создан совет священников, вот-вот появится совет консультантов, а также учреждены пять деканатов: Красноярский, Иркутский, Магаданский, Якутский и Владивостокский.
На сегодняшний день в Апостольской администратуре служат 23 священника и 14 монахинь. Я очень надеюсь, что приедут новые священники, поскольку возникают новые общины, которые мы не можем зарегистрировать, поскольку туда не можем назначить настоятелей.
Когда в сентябре прошлого года в Иркутск приехал Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский, епископ Иосиф Верт и генерал конгрегации вербистов о. Хайнрих Барлаге, тогда мы больше всего обсуждали две проблемы: обретение храма и создание единой пастырской программы. Вторая проблема тем более важна, что у нас служат священники и монахини из разных стран (Польши, Словакии, США, Германии, Японии, Испании и др.), формировавшиеся как личности под влиянием различных культур, имеющие разный опыт. Они неизбежно несут на себе отпечаток Церкви той страны, из которой они прибыли.
Благодаря помощи генерала конгрегации вербистов мы создали рабочую группу, которая сейчас трудится над выработкой пастырской программы. Во время недавней встречи в конце апреля, о которой подробно рассказывала ваша газета, мы обратили особое внимание на катехизацию. Никаких лекторов специально не приглашали, напротив, сосредоточились на том, что слушали друг друга и обменивались опытом. У собравшихся была возможность ознакомиться с рабочим документом конференции, обсудить его, с привлечением и экспертов, и людей светских, в приходах, общинах и регионах. Я рад, что конференция пришлась как раз на то время, когда в Иркутске пребывали мощи св. Терезы из Лизьё.
- Какие открытия Вы сделали за год в Сибири? Что они изменили в служении епископа?
- Обнаружив, что здесь мало священников и монахинь, я решил больше привлекать к совместной деятельности мирян. Поэтому уже в октябре созвал первые катехетические курсы для подготовки помощников священников и сестер. С самого начала было понятно, что ни центр катехизации, ни тем более колледж, действующий на постоянной основе, на такой обширной территории пока вряд ли возможен.
Опыт служения в Гане и Белоруссии, где я был деканом катехетического колледжа на протяжении шести лет, подсказал мне, что здесь условия иные, и оптимальной формой могут стать краткосрочные курсы, проводящиеся два раза в год в течение 7-8 дней. Кроме того, у нас есть материалы для катехизации, подготовленные в прошлые годы в Барановичах монахинями конгрегации миссионерок Святого Семейства. Это - серьезное подспорье для мирян, которые с помощью пособий ведут беседы с людьми, возвращающимися в храмы после долгого перерыва.
- Есть ли планы о собственной семинарии и собственном "Каритасе"?
- Что касается семинарии, то даже мысли такой мне не приходило в голову. Напротив, я склонен всеми силами поддерживать семинарию в Санкт-Петербурге, где учатся двое наших воспитанников, и предсеминарию в Новосибирске, где также двое наших. Хотелось бы, чтобы эти учебные заведения поддерживали высокий уровень преподавания и духовного воспитания. Лучше одна сильная семинария, чем четыре слабых.
А вот "Каритас" свой мы непременно будем строить, причем обязательно в тесном сотрудничестве с православными и протестантами. В России, а тем более в Сибири, в одиночку католики ничего не сделают. Думаю, что совместная благотворительная работа нам необходима, ибо каждый год мы теряем много молодых людей, которые становятся наркоманами и алкоголиками. В Белоруссии, например, мы вместе с православными создавали группы анонимных алкоголиков.
Кроме того, мы надеемся на помощь благотворителей из-за рубежа, особенно в восстановлении старых храмов и строительстве новых.
- Что за год изменилось в приходах?
- В приходах уже образовались своеобразные "ядра" - наиболее активные группы, которые чаще всего образуют местное отделения "Легиона Марии" - формирования, тяготеющего к традиционным формам благочестия. Ведь наша Церковь идет в первую очередь к тем, у кого есть католические корни, чтобы восстановить традицию после того, как она была прервана.
На моей территории живет около миллиона таких людей - это поляки, немцы, литовцы, латыши, белорусы, украинцы, корейцы и представители других национальностей. Именно миряне из "Легиона Марии" или других объединений мирян знают своих соседей, знают, как найти людей католической традиции, чтобы познакомить их с верой предков. Речь не идет ни о каком прозелитизме. Наша святая обязанность - помочь этим людям восстановить прерванную традицию духовной жизни.
- Ваше преосвященство, но всегда рано или поздно встает вопрос и о тех людях, у которых не было бабушек и дедушек - "латинян", но которые в поисках Бога почему-то обращаются именно к католической традиции...
- Каждый человек свободен в своем выборе. В Сибири очень много смешанных семей, где у кого-то из супругов есть католические корни. Другая половина - русские, буряты, эвенки, якуты и представители местных народностей - иногда выражает желание по доброй воле стать единоверцем супруга или супруги, то есть прийти в лоно Католической Церкви. В этом нет ничего необычного - после соответствующей серьезной подготовки, которая длится как минимум год, человек приходит в нашу Церковь.
В том случае, когда к нам приходит русский человек, мы внимательно смотрим на обстоятельства. Если это вполне взрослый и дееспособный человек, который сам проявил интерес о Католической Церкви, узнал ее и в конце концов заявляет о своем выборе - стать католиком, - то это никак нельзя назвать прозелитизмом. Это свободный выбор человека. С одной стороны, я не могу принуждать его стать католиком, но, с другой стороны, не имею права и запрещать стать католиком. Приведу простой пример: если человек лежит на улице и ему плохо, то я не буду спрашивать о его национальности и его исповедании - я хочу ему помочь как человеку. Так и здесь - если приходит человек и просит о помощи - я не буду ему отказывать в ней. Обычно русским людям, приходящим ко мне, я говорю так: "Если ты крещен в православии - будь православным, будь хорошим православным. Если ты не крещен, то я тебе буду свидетельствовать о Христе, а у тебя останется свобода выбора".
- Как будет строиться работа тех двух комиссий, которые вы возглавляете в Конференции католических епископов России?
- Что касается комиссии по катехизации, то я собираюсь либо перед вторым пленарным заседанием епископата, которое пройдет в начале августа в Новосибирске, либо сразу же после него собрать членов моей комиссии, чтобы начать работу, не теряя времени. Основные проблемы - подготовка катехизаторов, формирование в приходах групп катехизации, подготовка материалов для отдельных групп и др. Думаю, что здесь не надо приводить все к одному знаменателю, гораздо полезнее для Церкви - создать единство в разнообразии.
Комиссия по экуменизму - одна из наиболее трудных, на мой взгляд. Уже много лет я участвую в экуменическом диалоге. В Белоруссии мы издавали журнал "Диалог", который имел ярко выраженную экуменическую направленность. Был симпозиум в Барановичах, была конференция в Минске...
В Белоруссии все складывалось неплохо и было очевидно развитие межхристианских отношений. А вот как это налаживать в России... Я молюсь, прошу даров Духа Святого, чтобы познать Волю Божию и найти этот путь к действительно братским экуменическим отношениям.
Понятно, что надо искать то, что нас объединяет, а не разъединяет. Это особенно важно накануне Великого Юбилея, который призывает нас преодолеть разногласия, чтобы, как подчеркивает Святой Отец, мы вошли в третье тысячелетие если не едиными, то приблизившимися к единству. Это единство будто висит в воздухе, но никто из нас не знает, с чего начать, чтобы его обрести. Сам факт паломничества Папы в Румынию уже является свидетельством того, что католики и православные могут совместно молиться.
Первое, что мы должны осознать и почувствовать - это боль разделения. Как только мы её почувствуем, мы поймем, что задача - не ловить себе все новых и новых прихожан, но показать человеку дорогу к Богу.
Эта комиссия будет заниматься не только межхристианскими, но и межрелигиозными отношениями. В Сибири в прошлом году произошло очень многообещающее в этом смысле событие: недалеко от Иркутска, в Бурятии, власти пригласили представители основных исповеданий, включая буддистов и шаманистов. Власти открыто сказали, что видят в религиозном возрождении одну из главных дорог, ведущую к согласию в обществе.
- Говорят, епископ из конгрегации вербистов остается вербистом. В чем это проявляется?
- Я был и остаюсь вербистом. Конгрегация - это семья, это организм, принадлежность к ней придает особые силы. Когда в прошлом году приезжал генерал, он в первую очередь спросил, чем может мне помочь. И помог, и помогает поныне. Теперь я много путешествую по миру, и всегда останавливаюсь в домах вербистов - и в Москве, и в Барановичах, где я оставил часть своего сердца, и в Польше, и в США.
Вербисты хотят начать свою деятельность и в Сибири - это не новый план, связанный с моим епископством. Об этом мы думали еще десять лет назад, когда обсуждали стратегию будущего развития конгрегации. А в Сибири такая большая территория, что для всех найдется место. Лишь бы только настоятель региона - о. Ежи Ягодзинский - сюда посылал. Когда-то я мог решать эти вопросы, а теперь, как епископ, могу только просить.
- Год назад во время интервью нашей газете Вы полушутя-полусерьезно говорили о том, что на такой территории епископ должен иметь самолет и уметь летать. Есть ли в этом прогресс?
- С обучением летному делу проблем нет - охотно бы за это взялся, и мне уже предлагали пройти такой курс. Но теперь я ищу двух спонсоров: одного - чтобы помог купить самолет, а другого - чтобы мог покрывать расходы, связанные с его содержанием. На сегодняшний день нашел только таких спонсоров, которые оплачивают мои перелеты самолетами авиакомпаний.
- Ваше преосвященство, что Вы хотели бы сказать нашим читателям в годовщину своей хиротонии?
- Прежде всего, я хотел бы поблагодарить газету "Свет Евангелия" за сотрудничество, за существенную информационную поддержку нашей деятельности на протяжении всего этого года, за то, что вместе с нами делили радости и трудности. Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем наша работа складывалась столь же успешно, чтобы мы могли дать читателям много информации, которую ждут, которая обогащает верных. Помимо информации, в газете много материалов, формирующих духовность читателей. Хотелось бы, чтобы таких материалов, особенно свидетельств, было еще больше. И тогда, уверен, газета будет в каждом католическом доме, а может быть - и в каждом христианском.
Всем читателям газеты "Свет Евангелия" желаю обилия даров Святого Духа.


СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 22 (220), 30 мая 1999 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...