Архипастырь-подвижник
Можно с уверенностью говорить о том, что по крайней мере с XIX столетия в Ярославле существовала католическая община. Первая часовня в городе обязана своим появлением архиепископу Варшавы блаж. Зигмунту Фелинскому, сосланному сюда в 1864 г.
Архиепископ Варшавы митрополит Зигмунт Фелинский родился в 1822 г. на Волыни. Участник Познаньского восстания 1848 г. Учился в Житомирской духовной семинарии, откуда был переведен в Духовную Академию в Санкт-Петербурге. В 1855 г. рукоположен во священники. Служил викарием в приходе св. Екатерины Александрийской (Санкт-Петербург), затем - духовным наставником в Академии. В 1857 г. основал в там приют для сирот и бездомных, в котором начали работу монахини реформированной им общины францисканок Семьи Марии. В1862 г. был поставлен в архиепископа Варшавы. За два года служения в столице Царства Польского провел реформу варшавской Духовной Академии, открыл приют для бедных детей, способствовал распространению "майских богослужений" во славу Пресвятой Богородицы.
Во время Январского восстания призывал польское духовенство не вмешиваться в политику, запрещал пение патриотических гимнов во время богослужений. В марте 1863 г. митрополит написал письмо императору Александру II, в котором отстаивались права Церкви и поляков. Письмо было предано огласке и даже опубликовано во Франции. За это он был сослан в Ярославль, где провел 20 лет. После освобождения в 1883 г. Фелинскому был запрещен въезд в Варшаву, последние годы жизни архипастырь провел в нищете в галицкой деревне.
Скончался архиепископ Зигмунт Фелинскии 17 сентября 1895 г. в Кракове. В 1920 г. тело митрополита было перевезено в Варшаву и спустя год захоронено в крипте кафедрального собора. Процесс сбора информации для подготовки беатификации архиепископа Фелинского был начат кардиналом Стефаном Вышинским в 1965 г. Конгрегация канонизации Святых начала процесс беатификации подвижника в 1988 г. 18 августа 2002 г. Папа Иоанн Павел II причислил его к лику блаженных во время мессы в Кракове.
Домовая часовня
В своих "Воспоминаниях", написанных именно в Ярославле зимой 1882-1883 г., архипастырь свидетельствует: "Католическая диаспора, насчитывающая несколько сот человек различного положения, из которых лишь несколько десятков имело высшее образование, приняла меня с большой симпатией, радуясь, что более не будет лишена духовного утешения".
К сожалению, стремление Фелинского наладить пастырское окормление местных католиков сразу столкнулось с противодействием со стороны властей. "Я оборудовал домовую часовню, довольно просторную, вмещавшую немногочисленных прихожан, однако губернатор заявил, что посещать ее смогут только те, кому он лично позволит, о получении же разрешения каждый должен был позаботиться самостоятельно", - пишет блаженный Зигмунт. При этом всем военнослужащим без исключения было запрещено участвовать в богослужениях, гражданские лица могли получить такое разрешение только заручившись высокими покровителями. Беспрепятственно посещать часовню удавалось лишь женщинам. Вероятно вследствие того, что католиков окормлял "политический" архиепископ-поляк, отправленный в ссылку из-за критики политики Александра II в Царстве Польском, паства постоянно находилась под наблюдением. Вначале каждое воскресенье и праздники прихожан часовни проверял полковник жандармерии, позже - полицмейстер, в конце концов эта обязанность была возложена на рядового городового.
В первые недели пребывания в Ярославле архиепископ и его капеллан-духовник о. Потоцкий по очереди проповедовали на мессе, однако спустя некоторое время губернатор, опасавшийся пропаганды, запретил проповеди и пригрозил закрыть часовню.
В 1870 г. Фелинскии из-за финансовых затруднений - без объяснения причин ему приостановили выплату пенсии - покинул занимаемый дом, который был, по его свидетельству, довольно просторным, продал всю мебель и на окраине города за 10 руб. в месяц снял меньшее жилище. Там же была оборудована новая часовня.
По свидетельству друзей архиепископа, пастырь не только совершал мессу в своей часовне, но исповедовал, посещал больных, учил детей катехизису. Нередко к нему за благословением приходили издалека, и он широко открывал двери своего дома. По свидетельству блаженного, общественность города проявляла к нему интерес, некоторые захаживали в гости и приглашали к себе. Однако привычка многих из них отдыхать за рюмкой и картами, оттолкнула архиепископа. Он предпочитал на досуге гулять, размышляя, по окрестностям Ярославля, заниматься литературной деятельностью (в ссылке Фелинскии писал стихи, а также сочинения религиозного и философского содержания, некоторые из которых, в том числе и "Воспоминания" были позже изданы).
По воскресеньям после суммы архиепископ приглашал к себе на чай всех прихожан. На Пасху вся община за совместной трапезой разговлялась освященной едой. На именины и в годовщину рукоположения архиепископа весь приход собирался к нему на праздничный ужин.
После отъезда блаж. Зигмунта из Ярославля в 1883 г. община не развалилась. Приход, первоначально относившийся к приходу Преображения Господня в Твери, позже получил самостоятельность. Часовня располагалась в обычном двухэтажном доме и была богато украшена, в частности, в ее ризнице имелось несколько расшитых облачений, подаренных Папой Пием IX. Уже во время пребывания в городе архиепископа Фелинского богослужения сопровождались игрой на фисгармонии. После образования самостоятельного прихода, в 1889 г., первым его настоятелем стал священник И. Буйно.
Возрождение
Испытания XX века не обошли стороной ярославских католиков. Часовня была реквизирована и перестроена в жилой дом. До сих пор в нем проживают несколько семей.
25 сентября 1999 г. состоялось первое после многих десятилей богослужение. О. Стефано Каприо совершил мессу в конференц-зале гостиницы "Которосль". В ней приняли участие около 10-15 человек, впервые собравшихся на совместную молитву. Присутствовали также и представители городской администрации. Вместе с о. Каприо в Ярославль приехало несколько прихожан из Владимира - они помогли сделать первое богослужение более торжественным и праздничным. По словам о. Стефано, католиков в Ярославле удалось найти благодаря прихожанам из Иваново, имеющим родственников в городе на Волге. Было дано объявление в ярославской прессе, на которое откликнулось несколько человек, в основном, имеющих польские и литовские корни. После мессы состоялось организационное собрание, на котором было принято решение начать процесс регистрации нового прихода. Получить регистрацию удалось в Юбилейном 2000 году.
6 мая 2001 г. Апостольский администратор для католиков севера европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил часовню Воздвижения Святого Креста, обустроенную, как более века назад в квартире. В торжественной мессе участвовали около 50 человек, из которых 11 смогли приготовиться к таинству миропомазания, а двое - к Первому Причастию, которое они приняли из рук архиепископа.
Традиционно, посещая другие областные центры архиепископу Кондрусевичу удавалось и с губернатором побеседовать, и с православным архиереем встретиться. Ярославль в этом отношении оказался "крепким орешком". Два месяца настоятель прихода о. Станислав Крайняк пытался договориться о встрече с архиепископом Ярославским Михеем, но через секретаря получил вежливый ответ: "время еще не пришло, когда-нибудь в другой раз". 7 мая, в понедельник, губернатора на месте не оказалось, мэра - тоже, вице-мэр был крайне занят и т. д. Представитель мэрии Александр Третьяков почтил своим присутствием мессу освящения, но не более того.
Единственным чиновником, который по долгу службы принял архиепископа Тадеуша Кондрусевича, оказался советник губернатора по вопросам религии Борис Кузнецов. Эта встреча была отмечена двумя исключительными обстоятельствами, которые не случались ни разу за десять лет служения владыки в России.
У входа в областную администрацию архиепископа ожидал пикет православных верующих во главе с тремя священнослужителями, которые, стоя со свечами и иконами, выражали свой протест против "экспансии католиков" в России. Свои требования участники пикета сформулировали в листовке, которая была расклеена по Ярославлю накануне визита католического иерарха...
А вот советник администрации, напротив, приятно удивил архиепископа. Во-первых, он заявил, что католики в Ярославской области - историческая конфессия, и у властей нет никаких сомнений в правомерности их сегодняшней деятельности. А во-вторых, словно в подтверждение своих слов, Борис Кузнецов подарил настоятелю прихода деревянный крест для алтаря, который архиепископ немедленно освятил прямо в здании администрации.
Из дальнейшей беседы выяснилось, что советник жил именно в том доме, в котором двадцать лет ссылки провел в Ярославле архиепископ Зигмунт Фелинский. Дом этот цел до сих пор, в нем, несмотря на аварийное состояние, живет около 40 семей.
Во время визита Апостольский администратор побывал в гостях в одной семье и посетил Толгский православный монастырь, где ему очень понравилась экскурсия для детей, проведенная местной монахиней. "Это была не только экскурсия, но и настоящая катехизация, которую, я уверен, дети запомнят надолго", — отметил архиепископ.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...