Страстная Неделя начинается триумфальным входом Иисуса в Иерусалим. Почти все литургические торжества Церкви связаны с воспоминанием великих дел Божиих в человеческой истории, - фактов, которые можно определить местом и временем. К их числу принадлежит вход Иисуса в Иерусалим.
Об этом шествии в преддверии иудейской Пасхи рассказывают все четыре евангелиста: они пишут о Царе, грядущем во Имя Господне и въезжающим в город на молодом осле (см. Мф 21,1-11; Мк 11,1-11; Лк 19,29-44; Ин 12,12-19).
Существовал обычай, когда жители Иерусалима выходили навстречу паломникам, приходившим на праздник Пасхи в Святой город. Встречающих было больше, если в числе паломников была какая-нибудь важная особа. Встречаясь, обе группы верующих с песнями и радостными криками входили в город.
Многие слышавшие об Иисусе как о Великом Чудотворце, Целителе и Учителе, были восхищены Им и желали Его увидеть. Особенно сильно повлияло на рост всеобщей заинтересованности недавнее воскрешение Лазаря. Город был наполнен нетерпеливым ожиданием Таинственного Человека. Окружавшие Иисуса ученики, замечавшие растущий энтузиазм народа, считали, что Он просто обязан согласиться на торжественное шествие в город. Многие из иудеев были уверены, что именно Он - Мессия, что приходит время освобождения Израиля из римского рабства, что Иисус даст народу силу и отвагу и поведет его за Собой.

К их удивлению, Иисус, часто исчезавший из толпы, желающей сделать Его Царем, часто уходивший в пустынное место для молитвы во время подобных всплесков народного воодушевления, согласился на триумфальное шествие. Приближался Его час, и Он не сопротивлялся этому. Со времен Валаама люди, наделенные достоинством, путешествовали на осле (см. Числа 22,21). Распоряжаясь привести осла, Иисус давал понять, что не противится желанию народа прославлять Его. После того, как Он появляется в воротах Иерусалима, народ уже не скрывает своей радости и восторга: "Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (ср. Ин 12,13; и параллельные места в Мф, Мк, Лк). Грядет Царство Давида! И хотя въезд - по сравнению с триумфами римских полководцев - был довольно скромным (осел, брошенные под ноги одежды и ветви деревьев), это, однако, не смутило переполненную энтузиазмом толпу. Она была уверена, что вскоре ослик превратиться в конную армию, а пальмовые ветви - в сверкающие штыки. Бог Небес и праотец Давид совершат это чудо для Мессии. Вот идет Мессия, вот идет освободитель!
Это был единственный момент, когда иудейская концепция мессианства совпала с истинным мессианством Иисуса. Для толпы это было первое и последнее публичное триумфальное признание Иисуса как Мессии. Мессианское призвание Сына Человеческого, долго скрываемое от посторонних глаз и явленое только ближайшим Ему людям, вылилось в открытую демонстрацию.
Самое интересное состоит в том, что Иисус не только не отказался от триумфа, но даже защитил ликующих перед фарисеями. Последние совершенно не изменили своего мнения об Иисусе. Они желали Его смерти, но теперь было довольно рискованно открыто выступать против Галилеянина. Поэтому они обратились непосредственно к Нему: "Запрети ученикам Твоим" (ср. Лк 19,39), давая понять, что эту манифестацию организовали ученики. "Но Он сказал им в ответ: ¦сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют¦" (Лк 19,40). Факт Его мессианства абсолютно независим. Оно не зависит ни от "организации мероприятий" по признанию Иисуса Мессией, ни от принятия толпы, ни от благосклонности властей. Он - Грядущий во Имя Господне! И если даже все люди на земле умолкнут, то камни об этом возопиют!
Похожая сцена повторяется после того, как Он входит в Храм, и дети радостно кричат Ему вслед: "Осанна Сыну Давидову!" (Мф 21,15). Эти возгласы прославления очень нервировали присутствующих здесь важных персон - первосвященников и книжников. А в ответ на их упреки Он спрашивает: "Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу"? (Мф 21,16) Конечно же, они читали! Это - 8 Псалом. И у этой цитаты есть продолжение: "ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя" (Пс 8,3). Кого же Он здесь называет врагом Бога: детей, прославляющих Его, или тех, кто хочет закрыть им рот? Ответ здесь напрашивался сам собой.
Однако на этом триумфальном въезде все и закончилось: осел, пальмовые ветви и ликующая толпа. "Оставив их, вышел из города в Вифанию, и провел там ночь" (Мф 21,17). Иисус пожелал уйти в тень от мирской славы именно тогда, когда она, размышляя чисто по-человечески, только начиналась. Эта слава не была истинной славой Мессии. Его слава - это смерть и Воскресение. И час этой славы приближается. Через пять дней крик "осанна" заменится криком "распни Его". Это будет час унижения и триумфа Сына Человеческого. Этот час уже близок! Он уже совсем рядом!

О. Эдуард Заинчковский SDB

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№16 (413), 13 апреля 2003 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...