Вступление

 

Вспомним прежде всего слова Господа Иисуса, который первым прошел Крестный Путь: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Кто из нас не хотел бы пойти за Ним? Кто страдает вместе с Ним, с ним и прославлен будет. Возложим же на плечи свой крест, крест наших повседневных обязанностей, и пойдем вместе со Христом...

 

Стояние 1: Иисуса Христа осуждают на смерть

Иисус приговорен к смерти судом Пилата. Это историческое событие, но оно повторяется все время. Прежде чем дошло до приговора, Господа спросили, кто Он. Он ответил: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине", и породил сомнения Пилата: "Что есть истина?". Но если человек на этот вопрос ответит честно, то не вынесет смертного приговора Сыну Божьему, Предвечному Слову, Учителю Истины, Благой Вести. Задам себе вопрос: "Что есть истина?" Приму решение, чтобы в моих мыслях, словах и делах не было заносчивых ответов и наглого приговора Христу. Я сделаю все, чтобы познать Истину.

Стояние 2: На Иисуса Христа возлагают крест

Мне не хочется думать, что это был деревянный крест. Подумаю о том, что это был груз всего мира, груз человечества, груз, который в некоторой мере приходится нести и мне. Это мой крест. На плечи Иисуса возложено беззаконие нас всех, а значит и мое собственное. Но не только. Он несет также то, что мне предстоит выполнить, стоящие передо мной задачи, так как самому мне их не осилить. Может быть, иногда я думаю, что не справлюсь, потому что я слаб и бессилен. Я буду помнить о том, что иду не один, мой крест несет Бог, нас двое: Он и я. Христианин никогда не одинок, с ним Христос. В повседневных трудах я буду помнить особо о том, что Ты со мной, что Ты подставляешь Свое плечо под мой крест. Пойдем же вместе.

Стояние 3: Иисус падает под бременем креста

Я знаю, что только Бог мог искупить мир, но Бог, облекшийся в тело человека. Бог не падает. И поскольку Он упал, то Он и человек, ибо падать - это свойство человека. Дьявольское же свойство - упав, лежать, поддаться сомнению и думать, что мы уже не способны встать, и что нет силы, которая могла бы нас поднять. Истинный Бог, который не падает, и истинный Человек, который падает - я породнился со Христом через мое человечество, которое падает вместе с Ним. Он же поддерживает меня Своим Божеством, которое непрестанно поднимает и несет мое человечество. Господи, призываю Тебя на помощь каждый раз, когда падаю, чтобы Ты поднял меня.

Стояние 4: Иисус Христос встречает Свою Пречистую Матерь

Даже Иисус, хотя Он и Бог, на земле нуждался в помощи Матери. Иисус, совершенный Человек, в пути на Голгофу встретился с Ее нежной силой, само присутствие которой было говорящим. Было достаточно того, что Она пришла, что стояла. И что смотрела… Так и в моей личной жизни. Так и во всей людских делах, так и в жизни Церкви, так в моих повседневных обязанностях. Я ищу сердце, ищу Матерь. Какая великая радость, что есть Пресвятая Матерь, Матерь Сына Бога Живого, Матерь Воплощенного Слова. Побегу и я навстречу Матери, и соединю свою жизнь с Ее жизнью, и мой путь - с Ее путем.

Стояние 5: Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

Симона наверняка заставили нести крест солдаты. Но в этом и тонкий промысел Бога, который нес человеческий крест. Он принудил человека нести вместе с Ним крест человечества. Богу был нужен человек в этом святом деле спасения. Мир не может быть спасен одним Богом, без нашего участия. И человек не может быть спасен без собственного усилия, без сотрудничества с Божьей благодатью. Человек должен нести крест спасения. Мы не можем освободить себя от этой обязанности, не можем стоять в стороне, оставаться зрителями. Мы должны принять деятельное участие в труде Бога, спасающего мир. Какое уважение к человеку, ко мне, к каждому из нас! И какой знак, насколько мы нужны Богу и Церкви в Божьем деле! Я взваливаю на плечи крест, не только свой, но и крест преображения мира. Беру на плечи крест Церкви и несу его вместе с Иисусом, живущим в Церкви.

Стояние 6: Святая Вероника отирает Божественный Лик Спасителя

Лик Христа, в котором сияет величие Божества, был испачкан и изуродован миром. Бог не позволяет нарушить Своих планов. Наше лицо должно быть отражением Лика Божия. Если мир изуродовал образ Бога, если не сжалился даже над Иисусом, то кто этот образ восстановит? На пути Иисуса встал человек, который должен был вернуть этому Лику образ Божий. Вероника стала символом и примером. Наша задача - отирать лица людей, смывать с них пот и грязь, возвращать человеку истинный образ Божий, давать ему радость, Божию красоту, делать человека человеком, вести его вперед, а не отталкивать, поднимать и поддерживать. Посмотрю на своих братьев, которые испытывают тяготы на жизненном пути. Они - это Христос, идущий на Голгофу, измученный и израненный. Подойду к Нему и вытру Ему лицо, чтобы оно снова стало человеческим - и Божьим.

Стояние 7: Христос второй раз падает под бременем креста

Когда я смотрю, как Христос втоптан в грязь, вспоминаю действия человеческой воли, которые Его в эту грязь повергли. Но этот упавший человек - как пшеничное зерно, которое должно упасть в землю и умереть, чтобы принести много плода. Зерно приносит плод во сто крат от своего мучения, смирения, терпения. Сколько же надо моего собственного труда, смирения, страданий, чтобы питать других! Но это не страшно - даже Бог согласился упасть в грязь, лишь бы в Нем мы смогли увидеть Бога.

Стояние 8: Христос утешает плачущих женщин

Не плачьте обо Мне, плачьте о себе и о детях ваших. Христос и на Крестном Пути не перестает думать о других. Страдание не закрывает Ему глаза на людское страдание. Он по-прежнему Человек и брат страждущих. Чем плач женщин поможет Иисусу? Смогут ли они избавить Его от Голгофы? Нет. Об этом не думала и Его Матерь. Речь идет о том, чтобы человек, сострадающий Богу, помнил, что больше всего он помогает тогда, когда преображает себя самого. Христос, над Которым плачу - моя сила. Не плачьте же обо Мне! У католиков есть традиция сочувствовать Церкви. И часто это сочувствие заканчивается на слезах и жалобах. А дело не в этом. Сила Церкви не в слезах Ее детей. Сила Церкви в том, чтобы я услышал голос Христа, обращенный ко мне, чтобы Его зов достиг моих ушей, сдвинул меня с места и преобразил, соединяя благодатью с Богом. Через это и возрастает Христос, через это и растет сила Церкви.

Стояние 9: Иисус падает под бременем креста в третий раз

На Крестном Пути мы вспоминаем три падения Христа. А сколько их было - кто посчитает - когда Христос поднимался по камням на крутом склоне Голгофской горы? Сколько падаю я, кода пытаюсь вскарабкаться вверх по склонам моих повседневных обязанностей? Сколько раз я опускаю руки? Сколько раз решаю, что нет смысла подниматься, что и так я человек падший, и мою первозданную невинность не вернешь? И так люди знают меня и нелегко им будет забыть, какой я был, нелегко переменить обо мне свое мнение. Чего же стоит мое усилие и труд? Однако, когда я вспоминаю историю обращений, вижу, как часто война с Богом в течение всей жизни для многих кончается спасительным словом Христа: "Ныне же будешь со Мною в раю". Не знаю, в третий ли раз ты упал, но даже если в тридцать третий - встань и иди!

Стояние 10: Иисуса Христа обнажают

Бог, одевающий весь мир, согласился на это. Каждому Он говорил: Иди в мире, не греши больше. Он никого не осудил, а мир не оставил Ему даже вытканного Матерью хитона. Мир хотел увидеть Бога во всей полноте истины - обнаженного Бога. Мир хочет, как Фома, вложить свои персты в Его раны. Бог приблизился к нам, Бог питает нас, дает себя нам в пишу. Блажен, кто живет Богом, кто питается Им, кто смотрит на Его голую правду. Бог обнажен, а ты хотел бы пройти по жизни, не обнажая себя? Ты хотел бы скрыть свою частную жизнь? Твое самое сокровенное является достоянием Церкви, и приносит общине добро или зло: зависит от того, что ты скрываешь и кто ты. Мир хочет узнать всю, даже самую болезненную, правду о тебе. Да будет твоя правда такой, чтобы люди не стыдились, когда она обнажится.

Стояние 11: Иисуса Христа пригвождают ко кресту

Руки, которые благословляли, теперь не могут благословить… Ноги, носившие Благую Весть, пронзены. Человек прибит к кресту. Человек, который хочет творить добро, и не может…Что же остается ему? Неужели он пропал? Неужели он ничего не может сделать? Ему остается еще многое. Он может взывать: Отче, в Твои руки предаю Дух Мой. Как прекрасно, что когда человек не может ничего другого, он может отдать Богу свой дух. Человеку нужно испытать моменты, когда он не может делать совершенно ничего, чтобы направить свой дух к Богу, и отдать Богу то, что Божие. Даже крест мой, к которому я прибит, я приму с доверием, ибо и на нем я могу еще разговаривать с моим Богом. Я могу отдать самое ценное, что есть у меня - мой дух: Отче, в Твои руки...

Стояние 12: Христос умирает на кресте

"И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" Когда Иисус умирает, Он дает жизнь. Бог побеждает тогда, когда умирает. Ибо и тьма для Него светла, как день. Рядом с Ним, когда Он умирал, были прекраснейшие души: Мария, Матерь Воплощенного Слова, и Иоанн, сказавший: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Слово было Богом. Стоя под крестом, Иоанн и постиг эту тайну. Под крестом могут стоять только великие души. Блаженны те, кто выстоял…

Стояние 13: Иисуса Христа снимают с креста

Однако, кончается и крест. Он не имеет верховной власти на земле. Для креста есть только одна Великая Пятница. Затем придет надежда Великой Субботы. Придет Торжество Воскресения. Как хорошо помнить об этом в страдании и труде. На Тебя, Господи, уповаю! Последнее слово не за крестом, а за жизнью. Мы сыны Жизни, призванные к жизни вечной. Каждый раз, когда тяжесть креста будет давить на меня, я буду вспоминать, что я призван от смерти к жизни. Когда работа измучает меня, буду помнить, что она кончится, я вытру потный лоб, и Божие солнце воссияет над головой. Я же дитя жизни. Крест остался за спиной. Передо мной - Жизнь!

Стояние 14: Погребение Иисуса Христа

Могила Иисуса. Моя могила. Долго ли Он там был? Он воскрес в третий день. И моя могила останется за моей спиной. Я пойду к Отцу. Вспоминаю прошлое, но будущее важнее. Я не буду долго сидеть у могилы и плакать. Я иду в будущее. Уже сегодня я работаю ради жизни, которая передо мной, ради грядущих поколений, ради того, что еще предстоит. Сегодня я живу завтрашним днем. И хоть он и не принадлежит мне, ибо важнейшая задача человека - жить днем сегодняшним, однако, я буду помнить о том, что будущее строится сегодня. Сегодня я оставляю могилу, как и Церковь оставила язычникам даже могилу Христа: Позволь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, возвещай Царство Божие! Встаю и иду за Господом и Отцом Жизни, за Отцом будущего века.

Заключительная молитва

Боже, благоволивший освятить древо Креста Пречистой Кровью Твоего Единородного Сына, молим Тебя, даруй нам, радующимся славой святого Креста удостоиться во всякое время и во всяком месте Твоей защиты. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

Перевод: приход св. Екатерины Александрийской, Санкт-Петербург
http://www.catherine.spb.ru/

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...