Крестный Путь с кардиналом Ратцингером Печать E-mail

Стояние 1: Иисуса Христа осуждают на смерть

Судия мира, который однажды придет судить нас, презираем и беззащитен перед судьей земным. Пилат не безнадежно зол. Он знает, что осужденный невиновен и ищет возможности его освободить. Но Пилат нерешителен. И в конечном счете для него более важным оказывается не справедливость, а его положение, он сам. Люди, которые криком требовали смерти Иисуса, тоже не абсолютно злы. Многие из них в день Пятидесятницы будут сокрушаться, когда Петр скажет им: "Иисуса Назорея, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, вы взяли, и, пригвоздив руками беззаконных, убили". Но в этот момент они поддаются влиянию толпы. Они кричат, потому что кричат все. И так справедливость попирается трусостью, страхом перед диктатом главенствующего мышления. Тонкий голос совести задушен криками толпы. Нерешительность и угодничество придают сил злу.

 

Господи, Ты был осужден на смерть, так как страх того, как посмотрят другие, заглушил голос совести. На протяжении всей истории так было всегда, с невинными обращались жестоко, их осуждали и убивали. Сколько раз мы сами истине предпочитали успех, справедливости - нашу репутацию! Дай силу в нашей жизни тонкому голосу совести, Твоему голосу. Посмотри на меня, как Ты посмотрел на Петра после его отречения. Сделай так, чтобы Твой взгляд пронизал наши души и указал им путь. Тем, кто кричал против Тебя в Страстную Пятницу, Ты дал раскаяние и обращение в день Пятидесятницы, и тем самым нам всем Ты дал надежду. Даруй же нам снова и снова благодать обращения.

Стояние 2: На Иисуса Христа возлагают крест

Иисус, осужденный как ложный царь, Ты подвергся насмешкам, но в них жестоко проявляется правда. Как часто регалии власти, носимые сильными мира сего, являются оскорблением истины, справедливости и человеческого достоинства! Как часто их церемонии и длинные речи в действительности - только помпезная ложь, карикатура на их предназначение - служение добру! Иисус, над которым насмехаются и которого венчают тернием, - истинный царь. Его скипетр - справедливость. Цена справедливости в этом мире - страдание: Он, истинный царь, властвует не насилием, а любовью, из-за которой Он страдает ради нас и с нами. Он несет крест, наш крест, бремя человека, бремя мира. Так Он предваряет нас и показывает, как нам найти путь к истинной жизни.

Господи, Ты позволил, чтобы Тебя высмеивали и оскорбляли. Помоги нам не присоединяться к тем, кто насмехается над страдающим и слабым. Помоги нам узнать Твой лик в униженных и отвергнутых. Помоги нам не отчаиваться перед лицом насмешек этого мира, когда послушание Твоей воле высмеивается. Ты пронес крест и приглашаешь нас следовать за Тобой по этому пути. Помоги нам принять крест, не избегать его, не плакаться и не отчаиваться перед тяготами жизни. Помоги нам пройти по пути любви, и, будучи послушными Твоим заповедям, достигнуть истинной радости.

Стояние 3: Иисус падает под бременем креста

Человек упал и падает снова: как часто он бывает карикатурой на себя самого, а не образом Божиим, насмехаясь над Своим Создателем! Он - образ человека, на которого, когда он шел из Иерусалима в Иерихон, напали разбойники и оставили его чуть живого, истекающего кровью, на обочине дороги. Падение Иисуса под тяжестью креста - это не только падение человека, измученного бичеванием. Здесь возникает нечто более глубокое, о чем говорит апостол Павел в Послании к Филиппийцам: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной." (Фил 2, 6-8). В падении Иисуса под бременем креста проявляется весь Его путь: Его добровольное уничижение ради усмирения нашей гордыни. И, одновременно, становится явной причина этой гордыни: дерзость, в которой мы хотим стать независимыми от Бога и быть только собой, дерзость, в которой мы думаем, что не нуждаемся в вечной любви, и в которой мы хотим сами управлять своей жизнью. В этом восстании против истины, в попытке стать богами, творцами и судьями для себя самих, мы падаем и в конце концов разрушаем сами себя. Унижение Иисуса это преодоление нашей гордыни: Своим принижением Он поднимает нас. Позволим Ему поднять нас. Сбросим с себя нашу самодостаточность, ошибочное желание автономии и, напротив, научимся у Него, смирившего Себя, обретать наше подлинное величие, смиряя себя и обращаясь к Богу и нашим униженным братьям.

Господи Иисусе, бремя креста повергло Тебя на землю. Бремя нашего греха, бремя нашей гордыни сразило Тебя. Но падение - это не знак поражения, это не просто слабость оскорбленного. Ты захотел прийти к нам, лежащим на земле из-за нашей гордыни. Гордыня, в которой мы думаем, что можем сами создавать людей, привела к тому, что люди стали товаром, их можно продавать и покупать как материал для опытов, благодаря которым мы надеемся своими силами победить смерть, тогда как на самом деле мы лишь все больше принижаем человеческое достоинство. Господи, помоги нам, потому что мы упали. Помоги нам сбросить нашу разрушающую гордыню, на примере Твоего смирения, снова подниматься.

Стояние 4: Иисус Христос встречает Свою Пречистую Матерь

На Крестном Пути Иисуса встречает Матерь. Во время общественного служения Сына Она, должно быть, держалась немного в стороне, чтобы освободить место для новой семьи Иисуса, зарождающейся семье Его учеников. Ныне мы видим, что Она здесь, не только телом, сколько сердцем. Прежде чем Иисус был зачат в ее теле, благодаря ее послушанию, Он был зачат в ее сердце. Старец Симеон обещал, что душу ей пронзит оружие. Теперь это пророчество осуществляется. В сердце Мария навсегда сохранила слова ангела, обращенные к ней в самом начале: "Не бойся, Мария". Ученики разбежались, она - нет. Она осталась здесь, с материнской отвагой, верностью, добротой и верой, которая противостоит тьме. "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк 18, 8). Да, в этот момент Он знает: да, Он найдет веру, и в этот час это для Него великое утешение.

Святая Мария, Матерь Господа, Ты осталась верной, когда ученики разбежались. Так же, как Ты поверила, когда ангел возвестил Тебе невозможное - что Ты станешь Матерью Всевышнего - так и сейчас, Ты пребываешь в вере в час самого великого Его унижения. Так, в час крестной муки, в час самой темной ночи на земле, Ты стала Матерью верующих, Матерью Церкви. Просим Тебя: научи нас верить и помоги нам, чтобы наша вера придала нам отваги в служении любви, приходящей на помощь и способной разделить страдание.

Стояние 5: Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

Симон Киренейский возвращался с работы, он был на пути домой, когда ему встретилась эта грустная процессия осужденных - наверняка, привычное для него зрелище. Солдаты используют свою власть и взваливают Симону, крепкому крестьянину, на плечи крест. Какую тяжесть, должно быть, он почувствовал, когда судьба осужденных переплелась с его судьбой! Он делает то, что должен сделать, наверняка с большим отвращением. Однако, евангелист Марк упоминает его сыновей, известных как христиан и членов общины (Мк 15, 21). Из этой невольной встречи родилась вера. Сопровождая Иисуса и разделяя с Ним бремя креста, Киренеянин понял, что путь вместе с этим осужденным - это благодать. Тайна страдающего и молчаливого Иисуса коснулась его сердца. Иисус, чья божественная любовь могла и может искупить все человечество, хочет, чтобы мы разделили Его крест. Каждый раз когда мы, движимые добротой, идем навстречу тому, кто страдает, тому кто слаб и гоним, и разделяем его страдания, мы помогаем Иисусу нести крест. Так мы получаем спасение и способствуем спасению мира.

Господи, Ты открыл глаза и сердце Симона Киренеянина, дав ему, через участие в несении Твоего креста, благодать веры. Научи нас приходить на помощь страдающим ближним, даже если их зов идет вразрез с нашими планами и склонностями. Научи нас понимать, что неся крест вместе с другими, мы идем вместе с Тобой, и что это благодать для нас. Даруй нам радостное осознание того, что разделяя Твое страдание и страдания мира, мы становимся служителями спасения и способствуем созиданию твоего Тела - Церкви.

Стояние 6: Святая Вероника отирает Божественный Лик Спасителя

"Я буду искать лица Твоего, Господи, не скрой от меня лица твоего" (Пс 26) Вероника воплощает собой это стремление, общее для всех благочестивых людей Ветхого Завета, стремление всех верующих увидеть Лик Бога. На Крестном Пути Иисуса вначале она с женской добротой просто помогает Иисусу - протягивает Ему плат. Ее не отпугивает грубость солдат, не парализует страх учеников. Она - образ женщины, охваченной милосердием, она не позволяет, чтобы ее сердце затемнилось. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф 5,8). Сначала Вероника видит лишь изуродованное страданием и пытками лицо. Но любовь запечатлевает в ее сердце истинный образ Иисуса: на Его человеческом лице, покрытом кровью и ранами, она видит Лик Бога и образ Его благости, который сопутствует нам даже в самом сильном страдании. Увидеть Иисуса мы можем только сердцем. Только любовь делает нас способными видеть и очищает нас. Только любовь учит нас узнавать Бога, который сам - Любовь.

Господи, дай нам беспокойство сердца, чтобы мы искали Твой Лик. Защити нас от затемнения сердца, которое видит только внешнее. Даруй нам искренность и чистоту, которые делают нас способными видеть Твое присутствие в мире. Когда у нас нет возможности делать великое, дай нам отважиться на смиренную доброту. Запечатлей Свой Лик в наших сердцах, чтобы мы могли встречать Тебя и являть Твой образ миру.

Стояние 7: Христос второй раз падает под бременем креста

Предание о трех падениях Иисуса под тяжестью креста напоминает падение Адама - то, что мы все падшие существа - и тайну участия Иисуса в нашем падении. В ходе истории падение человека принимает все новые формы. В Первом Послании апостол Иоанн говорит о тройном падении человека: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Мы можем вспомнить и то, как в недавней истории христиане, отворачиваясь от веры, оставляли Господа. Идеологии, из-за которых человек ни во что не верит, создали новое более опасное язычество, которое, желая окончательно избавиться от Бога, в конце концов избавилось от человека. Итак, человек лежит в прахе. Господь несет это бремя, падает снова и снова, чтобы прийти к нам. Он смотрит на нас, чтобы наше сердце пробудилось, Он падает, чтобы нас поднять.

Господи Иисусе Христе, Ты нес наше бремя и продолжаешь нести нас. Наше бремя повергает Тебя. Подними нас, ибо сами мы не можем подняться из праха. Освободи нас от власти вожделения. Вместо сердца каменного дай нам снова сердце плотяное, сердце, способное видеть. Разрушь власть идеологий, чтобы люди увидели, что они пронизаны ложью. Не позволяй, чтобы стена материализма стала непреодолимой. Дай нам снова ощутить Твое присутствие. Сделай нас трезвыми и внимательными, чтобы сопротивляться силам зла, помоги нам видеть потребности других людей и поддерживать их. Подними нас, чтобы мы могли поднимать других. Даруй нам надежду среди тьмы, чтобы мы могли нести ее всему миру.

Стояние 8: Христос утешает плачущих женщин

Упреки Иисуса скорбящим женщинам наводят на размышление. Как понять их? Он упрекает их за сентиментальную жалость, которая не дает обращения и живой веры. Нечего плакать о страданиях мира, когда наша жизнь остается такой же, как прежде. Поэтому Господь предостерегает нас об опасности. Господь показывает тяжесть греха и тяжесть суда. Несмотря на наши проникновенные речи при виде зла и страдания невинных, не слишком ли мы склонны тайну зла считать банальной? В конечном счете, из образа Бога и Иисуса мы запоминаем только кроткое и милое, спокойно отодвигая в сторону память о суде. Мы задаемся вопросом, может ли Бог еще принимать всерьез нашу слабость - ведь мы всего лишь люди! Но, глядя на страдания Сына, мы видим, и насколько тяжек грех, и как он должен быть искуплен до конца, чтобы быть побежденным. Нельзя смиряться со злом перед лицом страдающего Бога. Господь говорит и нам: Не плачьте обо Мне, плачьте о себе… ибо, если так поступают с зеленым деревом, что будет с сухим?

Плачущим женщинам, Господи, ты говорил о покаянии, о Судном Дне, когда мы все окажемся перед Твоим лицом, лицом Судии мира. Ты призываешь нас оставить банальный взгляд на зло, который нам удобен, чтобы продолжать спокойную жизнь. Ты показываешь нам тяжесть нашей ответственности, опасность оказаться виновными и бесплодными в день суда. Помоги нам не довольствоваться тем, что мы идем рядом с Тобой, или тем, что мы обращаем к Тебе слова сострадания. Обрати нас и даруй нам новую жизнь, не позволяй, чтобы мы, в конечном счете, оказались сухим деревом, но сделай, чтобы мы стали ветвями, живущими Тобой, истинной лозой, и принесли плод в жизнь вечную.

Стояние 9: Иисус падает под бременем креста в третий раз

Что может сказать нам третье падение Иисуса под тяжестью креста? Может быть и оно наводит нас на мысль о падении человека, о том, что многие отдаляются от Христа в секуляризированном безбожном мире? Но как не подумать о том, что Христу приходится страдать и в Своей Церкви? Как часто мы пренебрегаем Пресвятым Таинством Его присутствия, в какое пустое и злое сердце Христу приходится входить так часто! Как часто мы служим только себе самим, даже не осознавая Его присутствия! Как часто Его Слово бывает искажено и опошлено! Как не хватает веры в многочисленных теориях, сколько пустых слов! Сколько пятен на Церкви, в частности среди тех, кто через таинство священства, должен бы был принадлежать Ему всецело! Сколько гордости и самодостаточности! Сколько пренебрежения таинством Примирения, в котором Христос ждет, чтобы поднять нас, упавших. Все это присутствует в Его Страстях. Предательство учеников, недостойное причащение Его Тела и Крови - это без сомнения самые большие страдания Искупителя, пронзающие Его сердце. Нам остается лишь обратить к Нему крик из глубины души: Господи, помилуй, Господи спаси нас.

Часто, Господи, Твоя Церковь похожа на тонущую лодку, всюду давшую течь. И на Твоей ниве мы видим больше сорняков, чем добрых колосьев. Грязные одежды и лицо Твоей Церкви пугает нас. Но пачкаем их мы сами! Мы сами предаем Тебя после наших красивых слов и жестов. Помилуй Свою Церковь: в ней Адам падает снова. Нашим падением мы волочим Тебя по земле, и сатана радуется этому, надеясь, что Ты не поднимешься; он надеется, что Ты, вовлеченный в падение Твоей Церкви, останешься поверженным на землю. Но Ты поднимешься. Ты поднялся, Ты воскрес и можешь поднять нас. Спаси Свою Церковь и освяти. Спаси нас и освяти.

Стояние 10: Иисуса Христа обнажают

С Иисуса сняли одежду. Одежда дает человеку социальный статус, место в обществе, делает его кем-то. Быть раздетым прилюдно значит не быть никем, быть изгоем, презренным всеми. Обнажение напоминает нам изгнание из рая: сияние Бога отошло от человека, который теперь стоит голый и стыдится своей наготы. Так, еще раз Иисус соединяется с грешным человеком. Обнаженный Иисус напоминает нам, что все мы утратили нашу первую одежду - сияние Бога. Под крестом солдаты бросают жребий, чтобы разделить одежды Иисуса. Господь испытывает все ступени падения человека, и каждая из этих ступеней - это шаг к Искуплению: именно так Он возвращает в овчарню заблудшую овцу.

Господи Иисусе, Ты был обнажен и выставлен на поругание, исключен из общества. Ты взял на себя позор Адама и исцелил его. Ты взвалил на Себя страдания и нужды бедных, отвергнутых в этом мире. Так исполняются слова пророков, так Ты придаешь смысл тому, что кажется лишенным смысла. Дай нам глубокое уважение к человеку на всех этапах его жизни и во всех ситуациях. Дай нам одежду, сотканную из света Твоей благодати.

Стояние 11: Иисуса Христа пригвождают ко кресту

Иисус прибит ко кресту. Туринская Плащаница говорит о невероятной жестокости казни. Иисус отказывается об обезболивающего напитка, Он сознательно принимает все страдания распятия. Все Его Тело в муках. "Он был презрен…муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое… но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис 53, 3 s). Остановимся перед страдающим Сыном Бога. Посмотрим на Него, особенно когда мы будем надеяться на себя и стремиться к наслаждению, посмотрим на Него, чтобы увидеть поверхностность всех материальных благ. Посмотрим на Него в момент бедствия и тревоги, чтобы понять, что тогда мы особенно близко к Богу. Будем искать Его лица в тех, кого мы склонны презирать. Перед осужденным Господом, который не хочет воспользоваться Своей властью, чтобы сойти с креста, но до конца терпит муки, можно подумать и о другом: позволим приковать себя к кресту Господа Иисуса, чтобы никакое искушение не отдалило нас от Него.

Господи Иисусе Христе, Ты благоволил быть прибитым к кресту, приняв ужасную жестокость страдания, умерщвление Твоего Тела и унижение Твоего достоинства. Ты страдал и не искал компромиссов. Помоги нам не убегать от того, что нам надо исполнить. Помоги нам быть прикованными к Тебе. Помоги нам узнавать ложную свободу, которая хочет отдалить нас от Тебя. Помоги нам принять Твою свободу и в тесной связи с Тобой обрести свободу истинную.

Стояние 12: Христос умирает на кресте

На кресте Иисуса надпись: Царь Иудейский. Пилат, несправедливый судья, сам того не зная, становится пророком. Царственность Иисуса на кресте возвещена всему человечеству. Именно здесь Он поистине царствует. В Своем нисхождении Он вознесен. Он радикально исполнил заповедь любви, принес себя самого в жертву, и так явил Истинного Бога, Бога-Любовь. Отныне мы знаем, каков Бог. Отныне мы знаем, каково истинное царство. Иисус берет на Себя страдания всего человечества, ощущение богооставленности, и позволяет Богу явить Себя там, где Он кажется побежденным или отсутствующим. Распятие Иисуса - это событие вселенского масштаба. Земля содрогнулась. Солнце померкло, когда Иисус умер на кресте. Затем начинается Церковь язычников. Римский сотник понимает, что Иисус - Сын Божий. На кресте Иисус торжествует.

Господи Иисусе Христе, в час Твоей смерти солнце померкло. Ты беспрерывно распинаем снова и снова. Мы живем в эпоху затмения Бога. Из-за огромного количества страдания и людской злобы, Твое лицо кажется потемневшим и неузнаваемым. Но Ты открыл Себя именно на кресте. Помоги нам в это смутное и темное время узнать Твой лик. Помоги нам верить в Тебя и идти за Тобой, особенно в час тьмы и тревоги. Яви себя миру снова. Сделай, чтобы твое спасение стало явным.

Стояние 13: Иисуса Христа снимают с креста

Иисус умер, Его сердце было пронзено копьем, и из пронзенного бока тотчас вылилась кровь и вода - образ таинства Крещения и Евхаристии, в которых Церковь непрестанно возрождается. Иисусу не перебили голени, и Он - истинный пасхальный агнец, кость которого да не сокрушится. Теперь, когда Он перенес все, и - несмотря на смятение в сердцах, несмотря на силу ненависти и трусости, - не остался один. Под крестом стояла Мария, Его Матерь, Мария сестра Его Матери, Мария Магдалина и любимый ученик. И вот приходит богатый человек, Иосиф Аримафейский, которому удалось пройти сквозь игольное ушко, по благодати Божией. Он погребает Иисуса в новой могиле, в саду. Там, где похоронен Иисус, кладбище превращается в сад, в тот сад, откуда Адам был изгнан, когда он отверг полноту жизни, отделился от своего Создателя. Могила в саду указывает нам на то, что власть смерти подходит к концу. Сквозь великую скорбь, густую тьму и отчаяние, таинственно пробивается свет надежды. Бог сокрытый, и, одновременно, живой и близкий. Умерший Господь остается нашим Господом и Спасителем даже в ночи смерти.

Господи, Ты сошел во тьму смерти. Как часто нам кажется, что Ты спишь! Как легко мы отдаляемся и говорим в самих себе: Бог умер. Позволь, чтобы в час тьмы мы были способны помнить, что Ты здесь. Не оставляй нас, когда у нас искушение впасть в отчаяние. Помоги нам не оставить Тебя одного. Даруй нам верность, которая противостоит смятению и может принять Тебя даже в моменты крайних тягот, как сделала Твоя Матерь, вновь принявшая Тебя в свои руки. Помоги нам, помоги бедным и богатым, простым и ученым, смотреть без страха и предвзятости. Сделай нас способными посвящать Тебе наши способности, наше сердце, наше время, наше сердце, чтобы подготовить сад, в котором может произойти Твое воскресение.

Стояние 14: Погребение Иисуса Христа

Иисус, презренный и оскорбленный, положен в новом гробе. Никодим приносит состав из алоэ и мирра, который должно быть давал драгоценный аромат. В даре Сына является отсутствие меры, которое напоминает нам о щедрой любви Бога, преизобилии Его любви. Бог щедро дает Себя самого. Если для Бога мера - преизобилие, для нас тоже ничто не должно быть слишком большим, когда делается ради Бога. Перед лицом разлагающихся идеологий наша вера должна снова быть ароматом, который возвращает нас на путь жизни. В момент положения во гроб осуществляется слово Иисуса: "Если зерно, пав в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, принесет много плода." (Ин 12,24). Иисус - это умирающее пшеничное зерно. С мертвого пшеничного зерна начинается умножение хлебов, которое длится до скончания века: это хлеб жизни способен насытить все человечество и дать ему обилие пищи: Предвечное Слово Отца, которое ради нас стало плотью и хлебом. На могиле Иисуса сияет тайна Евхаристии.

Господи Иисусе, положением во гроб Ты приобщил себя смерти пшеничного зерна, и Ты приносишь много плода на протяжении всей истории. Воплощением и смертью вечное Слово стало Словом близким: Ты приходишь к нам в руки и сердца, чтобы Твое Слово возрастало в нас и приносило плод. Ты отдаешь себя самого, чтобы и мы в свою очередь отважились потерять свою жизнь, чтобы обрести ее. Помоги нам все больше любить тайну Евхаристии и почитать ее, поистине жить Тобой, Хлебом небесным. Как пшеничное зерно всходит из земли, дает стебель, а затем колос, так и Ты не мог остаться во гробе. Твой гроб пуст, потому что Отец не дал Твоему Телу увидеть тления, не оставил Тебя в смерти. Ты воскрес, и в Своей преображенной плоти Ты восшел к Отцу. Сделай, чтобы мы могли радоваться этой надеждой и нести ее миру, сделай нас свидетелями Твоего воскресения.

Перевод: приход св. Екатерины Александрийской, Санкт-Петербург
http://www.catherine.spb.ru/
 

Живое слово

Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее



Баннер