"Абсолютно не понимаю, почему на II Ватиканском соборе разрешили сжигать тела умерших христиан и отпевать. Это никак не соотносится с христианским отношением к плоти, странно в свете всеобщего воскресения и не имеет примеров в прошлом, не только в Новом, но и в Ветхом Завете. Наоборот, мы знаем о вытеснении языческих обрядов трупосожжения на трупоположение в процессе христианизации. Объясните, пожалуйста.
С уважением, Артур".

С самого начала Церковь, сохраняя преемственность с ритуальной практикой еврейского народа, предпочитала кремации предание земле (погребение). В христианской символике акт предания земле тела усопшего лучше выражает должное почитание созданного Богом человеческого тела, которому уготовано воскресение, и свидетельствует о желании подражать примеру Иисуса, положенного во гроб, и более непосредственно подтверждает пасхальную веру в воскресение мертвых: подобно Иисусу, семени брошенному в землю, воскресшему в третий день по Писанию, усопший верующий погребен, чтобы приобщиться к славе воскресения.
Такое явственное предпочтение предания земле до сих пор и на Востоке, и на Западе определяло структуру христианской - и католической - погребальной литургии. На протяжении двух тысяч лет Церковь устанавливала погребальные обряды, от бдения в доме усопшего до благословения могилы на кладбище, как единое, великое и глубокое сопровождение предания земле, и даже отказывала в церковном погребении тем, кто просил о кремации (ср. Codex Iuris Canonici 1917, can. 1240 §1, 5°). В последнее время сильные изменения общественных нравов, происходящие на Западе, затронули и сферу смерти, и способ обращения с усопшими.
В 1963 году Папа Павел VI в специальной булле заявил о свободе практики кремации, поскольку она «не затрагивает душу и не препятствует божественному всемогуществу воссоздать тело». В 1968 году Священная Конгрегация Богослужения в декрете "Ordo Exsequiarum" окончательно разрешила и совершение обряда христианского погребения для тех, кто избрал кремацию, подтвердив при этом уважение к наследию прошлого относительно предания тела земле.
Папа Павел VI в своей речи, произнесенной 14 октября того же года, высказался так: «Мудрой будет та реформа, которая сможет должным образом примирить старое с новым».
По целому ряду соображений, как идейных, так и практических (более низкие цены, сокращение занимаемого пространства, наибольшие гигиеническое гарантии и т.д.), число тех, кто выбирает кремацию для себя и своих близких, неизменно растет.
Среди них немало и крещеных, испрашивающих у Церкви заупокойную литургию. Перед лицом подобного культурного явления западного общества Церковь сформулировала свою позицию в каноне 1176, § 3 Кодекса канонического права 1983 года. С одной стороны, она «ратует за сохранение благочестивой традиции предавать тела усопших земле»; с другой - «не запрещает кремацию, если, конечно, причины выбора таковой не противоречат христианскому учению».
В апреле 2002 года префект Конгрегации богослужения и таинств кардинал Хорхе Медина Эстевез объявил о подготовке специальной литургии.
Сегодня представляется целесообразным регулярно повторять в пастырской деятельности, в проповедях и во время катехизации позицию Церкви, христианское представление о смерти, пасхальную весть о победе Христа над смертью.
В связи с этим следует напоминать верующим о предпочтительности предания усопших земле. Таким образом, любое прошение о совершении заупокойного богослужения с кремацией должно внимательно оцениваться относительно оправдывающих ее намерений во время предварительной беседы с близкими усопшего. И поскольку существует опасность, что все будет решено заранее через бюро ритуальных услуг, необходимо создавать климат понимания и сотрудничества между последними и приходом.
В случае, если просьба о кремации не входит в противоречие с ценностями веры, заложенными в христианском католическом погребальном обряде, последний совершается обычно следующим образом: заупокойное бдение в доме усопшего (или в другом пригодном месте) и заупокойная литургия в Церкви (либо в кладбищенской часовне, либо - в исключительном случае - в доме усопшего) совершаются до кремации и перед гробом с телом. В момент кремации никаких богослужений не предусматривается. Поскольку в крематориях существует специальное примыкающее помещение (называемое иногда "кремационным храмом"), «дабы соблюсти обряды поминовения усопшего и совершить достойное прощание», родственники могут прочитать заупокойную молитву по специальным пособиям.
С общего согласия близких предусматривается молитвенное сопровождение установки урны с пеплом в специально отведенное для этого место согласно действующему гражданскому законодательству.
Не все молитвы, предназначенные для чтения на кладбище в момент захоронения, подходят для этого особого момента. Предстоятельствующий священник или дьякон должен выбрать наиболее подходящие к данным обстоятельствам тексты. Если нет ни священника, ни дьякона, последнее сопровождение проводится подготовленным должным образом мирянином, мужчиной или женщиной (например - чтецом или экстраординарным служителем Евхаристии).
Иногда по многим причинам практического характера (смерть за границей и отправка на родину урны с прахом после кремации и так далее) погребальные обряды могут быть совершены только после кремации. В этом случае с согласия местного ординария можно совершить похоронный обряд после кремации и перед урной с прахом, следуя форме с двумя стояниями (в церкви – на кладбище) или с одним (на кладбище).
Похоронная литургия в церкви (или в кладбищенской часовне) может совершаться с заупокойной мессой или без нее. Священник встречает прах усопшего у входа в церковь и после обращения к близким и присутствующим с христианским приветствием начинает процессию к алтарю. Первыми идут священник с министрантами, далее те, кто несет урну с прахом, родственники и другие верные.
Урна с прахом устанавливается на стол, покрытый фиолетовым сукном (белым, если это прах ребенка) напротив алтаря за пределами алтарной части. Рядом с урной устанавливается пасхальная свеча и крест, в случае, если крест на алтаре не достаточно виден; а вокруг, согласно установившемся обычаям, другие свечи. После начального увещевания (содержание которого зависит от обстоятельств) идет песня прощания с усопшим, во время которой священник окропляет и кадит урну с прахом.

О. Стефано Каприо

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...