Обращение Иоанна Павла II к участникам Конгресса католиков-мирян Восточной Европы
1. С приветствием мира обращаюсь ко всем вам, высокочтимые кардиналы, уважаемые братья-епископы, дорогие священники, монахи, монахини и к вам, верующие-миряне, прибывшие (возможно, не без трудностей) из разных стран в Киев, чтобы принять участие в Конгрессе католиков-мирян Восточной Европы. Вы приехали на эту встречу, питаемые надеждой, которая поддерживает ваши Церкви. Эти Церкви, героические мученицы, среди страданий, а нередко - и кровопролития, выстояли в единстве с Христом, Единственным Господом, в верности Вселенской Церкви, в утверждении ценностей свободы.
С благодарностью приветствую высокочтимых кардиналов Любомира Гузара и Мариана Яворского, без чьей ценной поддержки было бы невозможно провести этот конгресс. Выражаю Церкви на Украине, которую Господь позволил мне посетить два года назад в июне и яркое впечатление от которой я ношу в сердце, благодарность за гостеприимство, с которым она проводит у себя это знаменательное мероприятие.
Приветствую высокочтимого кардинала Джеймса Френсиса Стаффорда. Благодарю его за это многообещающее начинание Папского Совета по делам мирян, ставшее для меня причиной большой радости.
2. Тоталитарные атеистические режимы оставили после себя опустошение и глубокие раны, нанесенные совести. Их тяжелое наследие и поныне усложняет странам Восточной Европы процесс религиозного, морального и гражданского обновления; укрепление возрожденной независимости, свободы, демократии; оздоровления экономики. На этом сложном пути, который нужно будет одолеть вашим народам, чтобы заново освоить собственную историю и культурное достояние, вам, христианам-мирянам, принадлежит особенно важная роль, в которой вы незаменимы. К вам, бывшим непоколебимыми свидетелями веры во времена испытаний и преследований, Господь обращается и во времена, когда религиозная свобода уже стала завоеванием, с просьбой подготовить почву для энергичного возрождения Церкви в ваших странах. После долгих десятилетий болезненного разделения, вызвавшего своего рода удушье у христианских общин Востока, Европа вновь начинает дышать обеими легкими, и перед нами открываются большие возможности для распространения Евангелия.
3. Старая Европа, от Запада до Востока, ищет свою новую идентичность. В этом процессе она не может забыть о том, какими были ее корни. Европа должна вспомнить, что жизненными соками, из которых она на протяжении двух тысячелетий черпала наиблагороднейшие вдохновения духа, было христианство. Как я писал в Апостольском обращении «Церковь в Европе» («Ecclesia in Europa»), сегодня «европейская культура создает впечатление ¦молчаливого отступничества со стороны сытого человека, который живет так, будто Бог не существует» (ч. 9). Но все же хватает ободряющих знаков «новой христианской весны» (Энциклика «Redemptoris missio», 86), которые появляются также и на горизонте ваших Церквей. Однако их полный расцвет будет зависеть от незаменимого участия верных мирян, призванных творить Христову Церковь присутствующей в мире, провозглашая и подавая Евангелие надежды (ср. Апостольское обращение «Ecclesia in Europa», 41). Тема конгресса «Быть свидетелями Христа сегодня» хорошо отражает значение этой миссии, которую никто из крещеных не может переложить на других, либо от нее уклониться. Вам, собравшимся в прекрасном городе Киеве, который видел крещение древней Руси, доверена ответственность передать грядущему поколению наследие христианской веры. Это будет возможно в той мере, в которой каждый и каждая из вас сумеет укрепить осознание личного крещения. Святое таинство Крещения делает нас детьми Божиими, призванными к святости; членами Церкви – мистического Христова Тела – разделяющими ответственность за строительство христианских общин; участниками призвания Церкви провозглашать людям Благую Весть спасения. Новое открытие достоинства верных мирян, полученного в крещении, и их ответственности за призвание Церкви, – это один из плодов II Ватиканского Собора. Поэтому напоминаю вам, собравшимся в Киеве, слова, обращенные к верным, которые в 2000 году прибыли в Рим на празднование Юбилея апостольства мирян: «Нужно вернуться к Собору. Нужно вновь взять в руки документы II Ватиканского Собора, чтобы заново открыть большое богатство вероучительных и пастырских начинаний. Прежде всего, эти документы должны взять в руки вы, миряне, ведь именно для вас Собор открыл необычайные перспективы участия и работы в миссии Церкви» (Проповедь по случаю Юбилея апостольства мирян, 26 ноября 2000 г.). Вместе с Собором в Церкви пришло время мирян! Ваше призвание и миссия принесет плоды при условии, что в своей деятельности вы сумеете всегда заново возвращаться ко Христу, заново начинать от Христа, постоянно всматриваясь в Его Лик. «Вы – соль земли... Вы – свет миру» (Мф 5,13-14). Эти слова Господь провозглашает каждому из вас. Творите так, чтобы Его свет воссиял в вашей собственной жизни, в ваших семьях, на рабочих местах, в сфере просвещения, культуры, политики, во всех делах, способствующих укреплению мира и построению общественного строя, который больше соответствует человеку и уважает его неотъемлемое достоинство.
4. Для мирян это время надежды и энтузиазма! Церковь нуждается в вас и знает, что может доверить вам эту огромную ответственность. Поэтому выражаю благодарность вашим епископам, священникам, монахам и монахиням за их старания формировать зрелых и твердых в вере христиан. Выражая благодарность, призываю вас продолжать этот труд; вашей целью определяю целостную катехизацию, которая охватывает различные возрастные категории в разных обстоятельствах и условиях жизни, вкладывая энергию и средства прежде всего в дело общечеловеческого и христианского формирования молодых поколений – надежды Церкви и будущего народов. Ценную помощь в этом могут оказать объединения верующих, церковные движения, новые общины, из опыта которых родились плодотворные педагогические направления и обновленные апостольские начинания.
Дорогие миряне, не падайте духом перед вызовами нашего времени! Черпайте поддержку из примеров и через посредничество мучеников, чье свидетельство стало «наивысшим воплощением Евангелия надежды» (Апостольское обращение «Ecclesia in Europa»,13). Делайте ваши семьи истинными домашними Церквами, а ваши приходы – истинными школами молитвы и христианской жизни. Вы, завоевавшие свободу ценой великих страданий, не допустите того, чтобы она когда-либо была обесценена погоней за фальшивыми идеалами, происходящими из корыстолюбия, гедонизма, неудержимого потребительства, характерных для большей части современной культуры. Берегите ваши богатые христианские традиции, оказывайте сопротивление искушениям удалить Бога из своей жизни или свести веру к отдельным и поверхностным жестам или проявлениям. Вы – «новые» мужчины и женщины. Пусть же ваш взгляд, устремленный на реальность, будет взглядом, просветленным верой и учением Церкви.
5. Пусть ваши Церкви уделят должное внимание необходимости содействовать «духовности сопричастности, [чтобы оно] стало воспитательным принципом везде, где формируется человек и христианин». (Апостольское послание «Novo millennio ineunte», 43). А это значит – в епархиях, приходах, семьях и в обществе. Эта духовность особенным образом призывает к обновлению экуменических обязанностей. Будучи воспитаны надлежащим образом и всегда уважая свободу, в братской любви, диалоге и сотрудничестве верующие-миряне могут открыть пути к христианскому единству, что и означает «идти вместе ко Христу». Здесь я хотел бы вновь обратить ваше внимание на пример мучеников, свидетельство веры которых стало общим наследием разных христианских Церквей и является более убедительным, чем причины разделений (ср. Апостольское послание «Tertio millennio adveniente», 37). Вы признаны свидетельствовать о Христе вместе со всеми братьями-христианами, где бы вы ни жили и в каких бы делах вы ни сотрудничали. Любовь Христа залечивает раны, устраняет предвзятость, готовит дороги единства. Молитесь непрестанно, дабы то, что кажется невозможным для человеческой логики, Бог сделал возможным Своею могучей помощью, то есть – чтобы исполнилось поручение Его Сына: «Да будут все одно» – «Ut unum sint» (Ин 17,21).
6. В моем служении Преемника св. ап. Петра, в качестве паломника в этом мире Бог дал мне возможность посетить некоторые из ваших стран. Я ношу в сердце этот чрезвычайный опыт искреннего радушия и сердечного гостеприимства, веры и преданности. Только Божественное Провидение знает, смогу ли я далее продолжать свое пастырское паломничество по вашими благословенным землям. Сегодня в свои объятия принимаю вместе с вами все народы, страны и христианские общины, к которым вы принадлежите. Всех вас препоручаю Пречистой Деве Марии, Матери Церкви, Заступнице христиан. С особым благочестием мы обращаемся к Ней в этом году, посвященном Розарию. Пусть же Пречистая Дева ходатайствует перед Своим Сыном, чтобы Его благодать оживляла и поддерживала возрождение ваших Церквей и ваших стран. Желаю Конгрессу католиков-мирян Восточной Европы щедрых плодов, которые дарует обновление крещальных обетов перед Христом. Всем вам, принимающим участие в конгрессе, от всего сердца шлю мое особое Апостольское благословение, которое с радостью распространяю на всех ваших близких и всех тех, кого вы встретите на своем пути Христовых учеников.
Иоанн Павел II
Ватикан, 4 октября 2003 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...