«Я ненавидела Бога, которому должна была подчиняться... Мои детство и юность были отравлены страхами, но это считалось нормальной жизнью и чуть ли не признаком святости».
Двадцатипятилетней девушке, сказавшей эти слова, повезло – она встретила людей, освободивших ее из тенет страха, в которых прошла ее юность. Не ей одной знакомы такие чувства. Многие повторяют «Бог есть любовь», но не могут избавиться от постоянной скрытой тревоги.

Наши эмоции

Все чувства, в том числе и страх, даны Богом нам в помощь. Они, как мудрые наставники, сообщают сведения о мире, в котором мы живем, призывают к осторожности или к действию. Страх полезен, если он предупреждает об опасности. Но если человек все время боится – это неестественно и плохо.
Страх перед Богом – один из таких непреходящих страхов, мешающих социальному и духовному становлению. Важно понимать, что он исходит не от Бога и никакого отношения не имеет к жизни в Боге. «Страх Божий», о котором говорится в Библии, – на самом деле не страх. Речь идет о глубоком почтении к Богу, который хочет стать родным и близким для каждого из людей. Любящие сын или дочь беспокоятся о том, чтобы не оскорбить чувства родителей, не утратить их доверия, но в их беспокойстве нет и намека на страх перед наказанием. В нем воплощается благоговейное, трепетное и серьезное отношение к тем, кто дал тебе жизнь. Таким же должно быть и отношение человека к Богу.
В Новом Завете о «страхе Господнем» говорится как об одном из даров Святого Духа, изливающемся в сердца людей и знаменующем наше христианское взросление. Он дает нам ощущение тесной связи с Богом, дружбы с Богом, чья «радость была с сынами человеческими» (Притч 8:31). В тот момент, когда мы понимаем разницу между давящим страхом и благоговейным трепетом перед Богом – Богом добрым и родным, которого так хочется иметь своим другом и так не хочется потерять, – мы делаем большой шаг вперед в своем духовном развитии.

«Откуда ты, приятель?»

Иногда полезно познакомиться со своими страхами поближе и попытаться найти с ними общий язык. Возможно, в итоге мы узнаем много нового о жизни и освободимся от мучительных и ненужных тревог.
Что заставляет нас видеть действительность исключительно в черном цвете? Почему мы боимся, вместо того чтобы доверять и любить? Объяснений много, и для каждого они свои. В окружающем нас мире и в наших сердцах странным образом уживаются добро и зло. Таково удивительное свойство человеческой природы. Любой человек по своей сути благ, но многие считают себя живым воплощением греха.
Нас бросают в жизнь, словно щенят в воду. Мы не выбираем жизненные обстоятельства и окружение. Они даны изначально. Мы способны оценить красоту окружающего мира, но как часто он порождает у нас ощущение бессилия! Природа и общество предоставляют богатые возможности, но одновременно налагают ограничения. Жизнь - это дар и боль.
Не у всех хватает внутренней свободы и мужества верить в добро. Мы часто сталкиваемся со всевозможными препятствиями или сбиваемся с пути. Ложное «я» заставляет нас эгоистически желать того, что нам не нужно и даже вредно. В результате мы начинаем думать, что наша жизнь не удалась, и ощущать себя недостойными и ненужными.
Порой человек переносит негативное восприятие себя и своей жизни на Бога, представляя его по собственному образу и подобию. Иногда окружение навязывает ему свой однобокий и искаженный образ «бога», обладающего всей полнотой власти, но при этом мелочного и мстительного. Этот «бог», спланировав заранее падение и несчастья людей, находит удовольствие в том, чтобы карать их за малейший проступок.
Подобные представления естественным образом порождают страх, особенно в детстве, поскольку у ребенка недостаточно знаний и опыта, чтобы оценивать критически свои суждения. В действительности такого «бога» быть не может. И заявив: «Я не верю в этого бога», человек делает первый шаг к обретению истинной веры. Мелкие, далекие, уродливые божки должны умереть.

Христианский взгляд

Христиане не верят в «бога» – они верят в совершенно особого Бога. Он – Авва, наш Отец, наш Брат во Христе, Дух, Светлый Гость и Друг, изливающий всю полноту Божественной любви в наши сердца. Для того чтобы познать этого Бога и чудо Его любви, требуется время.
Ребенок рождается и растет в обществе себе подобных. Он связан с родителями физически, но также психологически и духовно. Никто не может жить совсем один. Многие получают в детстве жестокий опыт, в результате которого перестают верить в любовь и сами не способны любить иначе как с массой оговорок и условий. Человек в состоянии справиться с этим. Однако просто выжить – недостаточно. Наша задача – принять жизнь во всей ее полноте и обрести таким образом покой и счастье.
Нам преподносят портрет Бога, но на него бросают тень душевные неурядицы и недостаток воображения рисовавших его людей. Есть, однако, те, кто может показать нам – пусть на мгновение – другое Лицо Бога, другую Его Суть. Они способны развеять наши страхи и исцелить раны своей добротой и радостью, надеждой и любовью. Эти люди любят нас и не хотят ничего взамен, ничего не требуют, не ставят никаких условий. Они призывают смотреть на жизнь иначе, видеть во всем светлые стороны, замечать все прекрасное и доброе в окружающих и в самих себе. И тогда нам открывается новый мир – мир, в котором нечего бояться.

Бог в человеческой плоти

В основе христианской веры лежит невероятная история: Бог настолько восхищался человеческими существами, которых он создал, настолько любил их, что отправил своего Сына жить с людьми. Самое замечательное в этой истории то, что она открывает истинное отношение Бога к нам. Иисус – Бог во плоти, Бог, разделивший с нами все несовершенства, слабости, сомнения, стремления и мечты. Осознав – хотя бы поверхностно - суть происшедшего, нельзя не поразиться, какие близкие отношения Бог установил с нами. Одна из главных жизненных трагедий состоит в том, что многие не воспринимают эту Благую Весть, как обращенную лично к ним.
Самая важная Весть заключена в чуде Пасхи, в результате которого все человеческие слабости, грехи, несовершенства и надежды были озарены славой Восставшего Иисуса. Даже смерть не есть теперь нечто неизбежное. Она побеждена воскресшей жизнью. Все поводы для страхов исчезают в присутствии Бога, который есть Еммануил, Бога, который всегда с нами и призывает нас к тому, чтобы мы «имели жизнь и имели с избытком».

Открыть сердца

Страх рождается там, где нет любви. Многие противопоставляют любовь и ненависть, но в библейских текстах в качестве антонима любви выступает страх. Мы знаем, что страх часто мешает духовному росту. Исайя понимал это, когда повторял: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо я Бог твой…» (Ис 41: 9-10). Апостол Иоанн Богослов в Первом соборном послании пишет: «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин 4:18). Такая любовь – дар Святого Духа. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5).
Но для того, чтобы любить людей, чтобы расслышать голос любви, которая присутствует в нашей жизни, требуется мужество. У каждого человека есть родные, соседи, коллеги, друзья. Их привязанность и забота – в действительности зов и слово Бога, который таким образом говорит нам о нашей важности и ценности. В их речах звучит тоска Бога по нам. Бог присутствует в каждом из нас. «Алкал я … был странником … так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф 25: 36-41).
Мы нужны Богу, чтобы воплощать Его присутствие. Добрые слова, полные любви и заботы, прогоняют подозрительность и страх. Множество людей дарят окружающим свою любовь, призывая их выйти из темницы страха, как Иисус позвал Лазаря из гробницы. Но многим проще дарить тепло и любовь, чем поверить в добрые чувства, обращенные к ним самим. Очень важно научиться этому, позволить другому человеку омыть наши ноги, согласиться быть любимым. Любовь и только любовь исцеляет раны, нанесенные жизнью, и делает человека счастливым. Мы заслуживаем счастья, и Бог хочет нам его подарить.

Когда голоса истории и надежды звучат в унисон

Нобелевский лауреат Шеймус Хини в своей поэме, посвященной трагедии человеческой истории, написал, что изредка наступает время, когда голоса истории и надежды звучат в унисон. Большинство людей сознает, сколь сложны и несовершенны наше прошлое и настоящее. В истории, как и в жизни, переплетены страдание и избавление, боль и исцеление, мрак и свет. Самые счастливые из людей знают, что все человеческие слабости переходят в иное качество в Воскресении Христа, и что нам всем дана надежда. В пасторской конституции «О Церкви в современном мире», принятой на Втором Ватиканском соборе, есть замечательные слова: «Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих – это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа…».

Выше голову

Мы сотворены для жизни, а не для смерти. Наша христианская вера является освобождением, а не дополнительным бременем. Она несет благую весть – и не только о будущем на небесах, но и о нашем настоящем. Надо лишь захотеть – и любовь Бога рассеет терзающие нас страхи, так что мы вновь сможем увидеть Лик Бога, заглянуть в Его Сердце, где живет привязанность ко всем живым существам. Из нарушенной красоты и гармонии возникает новый прекрасный узор. Иисус – это прообраз нашего будущего. Достаточно впустить его в свою жизнь, и ты сам не заметишь, как тяжкий груз человеческой истории, человеческих слабостей свалится с твоих плеч. И тогда в сердце твоем отзовутся прекрасные слова из книги Левит: «Я сокрушил узы ярма вашего и повел вас с поднятою головою» (Лев 26:13).

Перевод Зои Метлицкой

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...