Живопись

О преподавании христианского искусства в секулярной среде

Знакомство с художественными шедеврами христианского содержания – один из важнейших этапов изучения истории искусства. Как правило, он занимает не менее двух лет в качестве общеобразовательной дисциплины (Византийское, древнерусское и западноевропейское средневековье – 2-ой курс, Ренессанс и барокко – 3-й курс) и три года в программе профессионалов-искусствоведов. Да и в дальнейшем, несмотря на преобладание в учебном курсе памятников светского содержания, духовная тематика периодически дает о себе знать – Александр Иванов, Николай Ге, Сальвадор Дали…
Основная трудность учебного диалога с христианским искусством заключена в его особой глубине и сложности. Студенту необходимо анализировать не только поверхностный сюжетный уровень, но и заключенный за ним многогранный духовный подтекст, который нужно еще уметь увидеть и расшифровать.
Следовательно полноценное изучение произведений христианского содержания требуют особых дополнительных знаний и навыков, а именно: умение читать и осмысливать текст Библии, представлять себе основные этапы истории Церкви и важнейшие черты духовности конкретных христианских конфессий в разные эпохи, хотя бы на элементарном уровне разбираться в литургике ( т.к. без этого невозможно серьезное изучение храмовой архитектуры). И прежде всего необходимо владение культурой прикосновения к феномену личной веры художника, заказчика и их современников.
Изучение художественных особенностей сакрального образа бессмысленно без ясного понимания простой истины: создавший этот образ художник (равно, как и заказчик) был верующим, и анализируя его произведения, мы прикасаемся к тайнам его духовного пути и его молитве. И если мы не сможем подойти к его вере с соответствующими ей уважением и деликатностью, его творчество мы не поймем.

Выступление на генеральной ассамблее Синода епископов

Святейший Отец, досточтимые отцы-епископы, братья и сёстры!
В «Instrumentum Laboris» мне как искусствоведу был особенно интересен пункт 22d, характеризующий искусство как метод «духовного прочтения Библии».
Я родилась в СССР – стране, в которой жизнь основывалась на государственном атеизме. В детстве и юности я не думала о Боге, и никто со мной о Нём не говорил, кроме… живописи и скульптуры, литературы и музыки. История жизни Христа была известна мне исключительно по иконам, картинам и оратории И. С. Баха «Страсти по Матфею». Библию я взяла в руки из профессионального интереса, изучая курс истории средневекового искусства в Московском университете.
Читая Евангелие, я пыталась представить себе наиболее значительные произведения скульптуры и живописи «по теме», чтобы усилить эстетическую комфортность общения с текстом. Мысленно я смотрела на них в процессе чтения и в один прекрасный момент почувствовала, что Некто смотрит на меня. Это был новый, абсолютно неожиданный опыт. Разумом я понимала, что я одна в комнате, но сердце ясно ощущало: Он – здесь, Он рядом со мной, в Его глазах – любовь и восхищение мною, и я знаю точно: – никто и никогда на меня так не смотрел. В финале евангельского текста вдруг обнаружилось, что я была уже не просто верующей – я влюбилась!
И, оказывается, любовь ко Христу есть нечто несравнимо большее, чем чувство. Это - огромное духовное пространство, в котором Бог и я, Его маленькое творение, можем постоянно быть вместе как одна плоть и один дух.

Творчество самодеятельных художников – священника Сергея Суриновича и врача Людмилы Ермоловой – объединила выставка, которая открылась в Витебском областном литературном музее 29 апреля.
На вопрос о том, где можно встретить Господа Бога, авторы работ отвечают названием выставки  «Тут, там и везде».
В лирических пейзажах кисти о. Сергея Суриновича отражена красота родного края, гармония Божиего творения. На картинах Людмилы Ермоловой – лики святых и блаженных Витебщины: Иосафата Кунцевича, Евфросинии Полоцкой, Целины Баженцкой – тех, кто своей молитвой помогает укреплять веру на этой земле.

Более пяти миллионов туристов посетит в нынешнем году музеи Ватикана, что станет новым рекордом со времен их открытия. Об этому сообщил итальянскому агентству ANSA директор музеев профессор Антонио Паолуччи. По его словам, рубеж в пять миллионов будет преодолен, если посещаемость музеев сохранится на сегодняшнем уровне - более 40 тыс. людей в день.
Профессор рассказал о нескольких инициативах, предпринятых с целью повышения посещаемости. Одна из них - возможность купить билет в музеи Ватикана посредством сети Интернет. Кроме того, предусмотрено увеличение количества бесплатных брошюр для посетителей и повышение квалификации экскурсоводов и хранителей музеев. По словам профессора Антонио Паолуччи, руководство стремится к тому, чтобы туристы не ограничивались только посещением Сикстинской капеллы, а внимательно знакомились с другими уникальными экспозициями.

Священника Павла Флоренского можно уверенно назвать одним из выдающихся представителей русского искусствознания, хотя, вероятно, искусствоведом в узком смысле этого слова он себя не считал. Его тексты, посвященные искусству и культуре, интересны не только своим конкретно-научным содержанием.
Флоренский – профессионал, ставший священником, – это ученый, давший согласие на то, чтобы по пути научных изысканий и размышлений в разных областях его вел Святой Дух. И его экскурсы в область искусства с особенной яркостью высвечивают феномен этого диалога с Богом, открывающим ученому пути, которые его мысль должна осветить и прояснить для науки и духовного сознания его современников.
В искусствоведческом наследии Флоренского поражают два момента. Первый – поразительная чуткость его мысли к художественному контексту времени. О. Павел крайне мало говорил о современном ему искусстве, ограничиваясь, в основном, общетеоретическими рассуждениями и не анализируя конкретные стилевые явления и персоналии. Центром его размышлений была прежде всего православная икона. Но, анализируя иконопись, он говорил о ней именно то, что читатель начала прошлого века был в состоянии понять, благодаря воздействию важнейших стилей и форм современной ему культуры – прежде всего литературного и художественного символизма.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...