Воспоминания

"Идите, научите все народы" (Мф 28, 19-20) - к кому обращен этот призыв? К епископам, священникам, к монашествующим. И к мирянам тоже. Журналисты же имеют наглость полагать, что этот призыв имеет к ним особое отношение в силу огромного потенциального и реального влияния средств массовой коммуникации, которые они используют.

Церковь и СМИ: вынужденное сосуществование или соработничество?

Прежде чем я переду к рассказу об отношениях Папы Иоанна Павла II и журналистов, хотелось бы хотя бы вкратце очертить историю непростых отношений Церкви и того социального института, который все чаще называют "масс-медиа".

Иоанна Павла II мы почитаем. Но читаем ли мы его? Папа продолжает нас учить - в своих текстах. Он опубликовал 14 энциклик, 28 Апостольских посланий в форме “motu proprio”, 15 Апостольских обращений; 13 Апостольских конституций и 38 Апостольский посланий. Кроме того, он много писал до избрания на Святой Престол, и, уже будучи Папой, публиковал книги как “doctor privatus”.
Нам было бы радостно, чтобы в день именин Папы у нас возобновилась, проснулась жажда чтения, изучения и понимания великого наследия великого Папы.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) является одним из великих "духовных мужей" второй половины XX века, подчеркнула ватиканская газета „L'Osservatore Romano”. Автор статьи о митрополите Никодиме Адриано Рокуччи ставит его в один ряд с Папами Римскими Иоанном XXIII, Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.
Выдающийся архиерей Русской Православной Церкви скоропостижно скончался в Ватикане 5 сентября 1978 г. во время аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла I.

Отмечая, что экуменическая открытость митрополита Никодима, которая укрепила и расширила связи Московского Патриархата с Католической Церковью, "оценивалась по-разному", автор статьи выразил убеждение, что роль покойного с течением времени будет оцениваться все более позитивно.

День народного единства - замечательный праздник. Помимо явного отсутствия любых этнических намёков, этот всенародный выходной день позволяет нам не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой, спокойно и осознанно, молитвой и дружеской трапезой отметить не только единство российского народа, но и день ангела Кароля Войтылы.
Наречен он был, как вы помните, в честь св. Карла Борромео, память которого Вселенская Церковь совершает именно 4 ноября.

Одним из возможных эпиграфов для характеристики границ моей темы могут служить строки Пастернака из его поэмы «Высокая болезнь»:
«… Я говорю за всю среду,
С которой я имел в виду
Сойти со сцены, и сойду»
С этим будет связано сосредоточение внимания на «моем» времени, т. е. по преимуществу на 60-х и в особенности на 70-х годах, и на «моей» среде, т. е. на московских и питерских интеллигентских кругах, на всем том, о чем я могу говорить как свидетель-очевидец.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...