В лесу родилась елочка...

Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить Его и принесли подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, орешник - орехи. Одна лишь елка стояла в отдаленье и не приближалась.
- Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? - спросили у нее другие деревья.
- Я ведь колючая, боюсь уколоть маленького, - отвечала она.
- Ах ты, добрая смиренная елка! - За то наградил ее Младенец и сделал так, что в день Его рождения елку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими игрушками.

(Старинная легенда)

Среди традиций, связанных с празднованием Рождества, обычай украшать дерево - обычно это ель - стал, если можно так выразиться, неизбежным. Рождественская елка создает особую атмосферу, искрится огнями, которые представляют образ сердец, освещенных присутствием Господа в яслях, и украшает помещение, в котором она находится. Как появился этот обычай, в чем его значение, помимо декоративного?

Символизм дерева

Рождественская елка своими "корнями" уходит в дохристианскую мифологию и библейскую символику.
Язык мифов и символов в образной форме выражает определенные представления людей о реальности. Христианство претендует не на то, чтобы упразднить этот язык, а на то, чтобы осветить его светом истинного Бога. Мифы и символы - общее наследие всего человечества, в свете Божием они обретают полноту своего смысла.
Так, например, многие христианские санктуарии воздвигнуты на тех местах, которые прежде были языческими капищами. Это означает, что Христос собирает и венчает в Себе упования всех народов. Сама дата Рождества, о которой Евангелие ничего не говорит нам, связана с зимним солнцестоянием, которое когда-то праздновалось язычниками. Разве победа света над тьмой, когда световой день начинает понемногу прибавляться, не является образом Христа, Света миру, перед Которым отступает тьма? И так со многими символами, которые христианство приняло и "евангелизировало".
Дерево - это символ, который встречается практически во всех религиях, он понятен людям, живущим в разных уголках мира. Его символика различна, очень богата, а зачастую, сложна. Мы затронем лишь несколько ее аспектов, ограничившись элементами традиций, которые смогло воспринять христианство, чтобы пролить свет на вопрос: зачем мы наряжаем елку на Рождество?

Дерево Иессея

В Библии дерево часто символизирует то или иное важное лицо, царя или его семью. Давид сравнивает себя с зеленеющей маслиной (ср. Пс 52,10). Враги Бога подобны большим деревьям, кедрам, которые Творец сгибает и сокрушает (ср. Пс 29). В книге пророка Даниила говорится, что персидский царь Навуходоносор видел себя во сне в образе большого и крепкого дерева, которое вскоре будет истреблено, ветви его будут обрублены, а листья упадут на землю, что означало приближающееся отлучение монарха (ср. Дан 4,7 - 24).
Пророк Иезекииль сравнивает фараона Египета с кедром ливанским, вершина которого едва не достигает небес, что является знаком его гордыни. Этот кедр тоже был срублен (ср. Иез 31).
Пророчествуя о пришествии Христа, потомка Давида, пророк Исаия упоминает о древе Иессееве: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его..." (Ис 11,1).
Дерево Иессея, отца царя Давида, символизирует цепь поколений, которая должна привести ко Христу. Это генеалогическое дерево вдохновило авторов многих художественных произведений, картин, миниатюр, витражей, икон. На них можно увидеть лежащего старца Иессея, из бока которого, а иногда из уст, идет ствол. От этого ствола отходят ветви с листьями, на которых значатся имена царей Иудеи - потомков Иессея и предков Иисуса: Давида, часто изображаемого с арфой, Соломона, Езекии и других. На вершине дерева - кульминация: Рождество Христово. Совсем как звезда, венчающая наши рождественские елки...

Древо жизни

Дерево подчиняется смене времен года, сбрасывает листья и вновь зеленеет, поэтому оно является символом возрождения, постоянного обновления. Оно напоминает о цикличности жизни на Земле, знаменуемой смертью и возрождением. Отсюда берут начало дохристианские ритуалы в северных странах, связанные с лесом, которые в основном совершались зимой, когда деревья кажутся умершими. Тогда богам, чтобы жизнь вернулась, приносили жертвы.
Румынский историк и писатель Мирча Элиаде отмечает: "Если ему [дереву] присывают священные силы, то это потому, что оно вертикально, что оно растет, теряет листву, вновь зеленеет и, следовательно, обновляется. Оно умирает и возрождается бессчетное число раз". Так не заслуживает ли дерево, являющееся символом смерти и Воскресения, привилегированного места рядом с яслями, давшими приют Тому, Кто впоследствии умер и Воскрес ради спасения мира?
Такая символика справедлива для лиственных деревьев. Вечнозеленое дерево является символом бессмертия.
Дерево - это знак плодородия, и даже зачатия. В античные времена греки и римляне устраивали празднества в честь Кибелы и Аттиса, украшая гирляндами срубленную сосну, которую несли в процессии.
Библия также знает традицию древа жизни, плоды которого дают бессмертие. Как повествует Книга Бытия, после непослушания Адама и Евы дерево Едемского сада стало деревом смерти. Со Христом дерево, дававшее смерть - крест - вновь стало древом жизни. В христианской иконографии часто изображается крест с листьями, источник жизни вечной.
Космическое дерево
Вертикальная удлиненная форма, уходящие в землю корни, разбросанные в стороны ветви и затерянная в небе крона - вот знак того, что дерево символизирует связь между тремя традиционными элементами космоса - землей, небом и недрами.
Многие традиции видели в космическом дереве восходящий путь, по которому идут те, кто переходит из видимого в невидимое... Дерево словно связывает видимое и невидимое. Оно также является символом Христа, Посредника между людьми и Богом, символизирует дерево или лестницу Иакова, ведущую на Небеса тех, кто на земле.
Дерево - одновременно и символ жизни, смерти, воскресения, а, благодаря своим плодам, - плодородия. Таинственным образом дерево соединяет четыре элемента: воду, поднимающуюся по его капиллярам; землю, от которой оно питается с помощью корней; воздух, которым оно дышит посредством листьев; огонь, добываемый трением деревянных палочек. Таким образом дерево символизирует собой изобилие, полноту, цельность.
"Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет..." (Пс 96,11-13).
Пророческое возвещение пришествия Христа, в ликовании которого таинственно приглашены участвовать деревья! Не в этом ли прекраснейший смысл такой красавицы - рождественской елки...

Кто ты, Дед Мороз?

Малыш шепчет на ухо своей сестренке: "Ты веришь, что Дед Мороз есть?" "Конечно, - отвечает девочка, - он приходит через печную трубу и кладет нам подарки под елку". Мальчик доволен ответом, ему стало спокойнее. Но так хотелось бы узнать о Деде Морозе побольше!
Рождество, особенно в западных странах, в значительной степени стало детским праздником - с подарками, мерцающей огнями елкой, увешанной игрушками, теплом семейного уюта, когда за окном морозно и идет снег... Порой появляется риск забыть, что на самом деле в этот день празднуют Рождение во плоти Сына Божия, Пришедшего спасти людей.
Среди наиболее распространенных рождественских атрибутов,одно из первых мест, наряду с яслями и елкой, занимает Дед Мороз. Этот сказочный персонаж с длинной седой бородой, в красной шубе, приехавший на санях, запряженных восьмеркой оленей, попадает в дома через печные трубы или вытяжки, чтобы положить подарки в башмачки послушных детей. Откуда он взялся?
Откуда-то с Севера, из Лапландии, а, может быть, с Северного полюса или из Великого Устюга. В разных странах его знают под различными именами - Санта-Клаус - в Америке и Японии, Пер-Ноэль - во Франции, Баббо-Натале - в Италии... В России его зовут Дед Мороз.
Однако прообразом этого персонажа, ставшего мифическим, был чрезвычайно популярный святой, которого звали Николай. О жизни св. Николая (304 - 345 гг.) известно очень немного. Предание говорит, что он родился в городе Парара в Ликии, на юго-западе Малой Азии. Сейчас это территория Турции. В молодости он совершил путешествие в Палестину и Египет. Сначала св. Николай был монахом, потом стал архиепископом города Миры, который тоже находился в Ликии. Во время преследований христиан римским императором Диоклетианом был арестован, но император Константин освободил его. Согласно преданию, св. Николай присутствовал на Никейском Вселенском Соборе в 325 г., хотя его имени нет в официальном списке Соборных отцов. Мощи святого в 1087 г. были перевезены в итальянский город Бари и находятся в базилике св. Николая.
Св. Николая почитают как покровителя детей, девственниц, узников, моряков, путешественников, торговцев, булочников... Популярность этого святого кроется в том, что рассказы о его жизни сопровождаются множеством легенд. В определенной степени в личности св. Николая кристаллизуются мифические и народные черты, взятые зачастую из местного фольклора. Рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных им. Одна легенда говорит, например, что он воскресил троих детей, которые, заблудившись, набрели на дом мясника и попросили у него помощи. Он приютил их, а затем, когда уснули, убил.
Говорят о том, что он, инкогнито, раздавал золотые монеты нуждающимся. Легенда повествует о щедрых подарках, сделанных им трем дочерям одного обедневшего человека знатного происхождения, который хотел продать их в рабство, чтобы за счет вырученных денег поправить свое состояние. В память об этом там, где св. Николай особенно почитается - в России, Германии, странах Северной и Восточной Европы, - и возник обычай делать детям подарки в канун дня св. Николая, который отмечается 6 декабря, в преддверии Рождества. Традиция дарить подарки распространилась и на праздник Рождества.
В некоторых регионах христианского мира место св. Николая занимают волхвы, пришедшие с Востока, чтобы принести дары Младенцу Иисусу, а также св. Мартин, св. Екатерина, св. Варвара... В христианском сознании они постепенно вытеснили мифических персонажей языческого происхождения, сохранив, тем не менее, некоторые их характерные черты.
Итак, Дед Мороз - фольклорный, отчасти, персонаж, воплотивший в себе черты различных лиц присущих разным традициям и легендам.
Однако главное не в том, чтобы на Рождество устраивать фольклорный праздник для детей, который иногда становится праздником Деда Мороза, праздником совершенно светским, если не сказать, языческим. Главное, чтобы люди при этом не забывали о самом прекрасном даре, который Бог сделал нам всем, - Рождестве Господа нашего Иисуса Христа!

Подготовил Владимир Меркулов
"Свет Евангелия", №48(397), 25 декабря 2002 г.