Вопросов много, но на них можно найти ответы. Оказывается, даже молчание Евангелия может сказать нам о многом, а самое Святое из семейств может передать каждому из нас, каждой семье частичку своего счастья и света.
Святой Лука говорит сегодня об Иисусе: "И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них" (Лк 2,51). Это краткое предложение, указывая на Назарет и подчеркивая послушание Спасителя Своей Матери и законному отцу, может сказать нам неожиданно много. Что такое Назарет? Это незначительное, не имеющее собственной истории место. А на Святой Земле так много мест, связанных с историей спасения: не только города и селения, но даже колодцы и камни напоминают о великих людях и событиях из истории избранного народа. Несмотря на это, Бог выбирает Назарет. К тому времени, когда в нем поселилось Святое Семейство, этот небольшой город существовал уже около шести веков. Существовал - и только. Не упоминается о нем ни в Ветхом Завете, ни у Иосифа Флавия, ни в Талмуде. Неудивительно, что, услышав о Мессии из Назарета, Филипп сказал Нафанаилу: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Ин 1,46) Место, откуда был родом Иисус, нисколько не способствовало Его миссии. "Из Галилеи не приходит пророк", - сказали фарисеи, споря об Иисусе с Никодимом (Ин 7,52). Иисус отказался от всего, что могло бы сделать Его более значительным в глазах людей. Он отказался от всякой человеческой славы - славы, основанной только на человеческих критериях, таких как:принадлежность к влиятельному роду, всеми почитаемое место происхождения или образование, полученное у знаменитых учителей. Назарет - неотъемлемая часть Его унижения. Это унижение не является ценностью само по себе. Он сделал это ради нас, чтобы никто не чувствовал себя ниже Его при встрече с Ним, чтобы никто не стыдился своего происхождения, отсутствия значительного положения в обществе. Человек, встречая Иисуса, никогда не чувствует себя униженным, напротив, открывает свое достоинство и величие, основанное единственно на любви Бога к нему.
Многие из нас сетуют на серость, бесцветность своей жизни. Нам всегда недостает чего-то, что придало бы вкус нашей повседневной жизни, сделало бы ее красивой. Мы с завистью смотрим на людей, которые побывали в экзотических странах, много видели, жили в другом мире. Но как раскрасить яркими красками жизнь, которая проходит где-то в маленьком заброшенном городке или в огромном безликом здании, в котором живут сотни чужих друг другу людей? Как найти красоту в утомительных поездках на работу и с работы, в днях, которые ничем не отличаются друг от друга? Мы можем это сделать! Давайте обратимся к Иисусу, чтобы Он научил нас. Это ради нас Он прожил тридцать лет в городке, лишенном всякого значения. Лишенном значения для сильных и мудрых мира сего, но не для Него, потому что это Он, это Его присутствие придает значение месту и времени. Наша улица, наш дом - это наш Назарет. Давайте пригласим Иисуса, и Он сделает их неповторимыми.
Однако нас удручает не только серое окружение, серыми, а значит никакими, бывают также наши отношения с людьми. Как много вокруг нас людей, истосковавшихся по любви, жаждущих хотя бы немного тепла. Что же делать с этим главным для человека желанием? На помощь нам приходит пример Святого Семейства. Без сомнения, никто из них не испытывал недостатка в любви. Сегодня Евангелие показывает нам, из какого источника черпали они эту любовь. Святой Лука говорит, что Иисус "был в повиновении у них". Это послушание Спасителя Своей Матери и законному отцу - знак Его послушания Отцу Небесному. И каждый из членов Святого Семейства был послушен воле Отца. Отец - источник их взаимной любви, источник святости каждого из них. Отец занимает самое важное место в их жизни.
Послушание ассоциируется у нас, пожалуй, с чем-то неприятным. Но это ложная ассоциация. Если это нам поможет, давайте назовем его просто доверием, доверием к Тому, который знает, как сделать наши сердца любящими, а нас - счастливыми. Что конкретно это для нас означает? Послушаем святого Павла, который в сегодняшнем литургическом чтении перечисляет добродетели, которые помогают нам строить нормальные отношения с людьми: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, готовность прощать. Этого желает нам Бог. А если желает, значит хочет нам это дать. Как же Он может это сделать? Так же, как дает нам все остальное: изливая на нас благодать и требуя от нас доверия Его слову, Его воле, сознательного сотрудничества с Ним.
Здесь нельзя не вспомнить об особом даре благодати Божией для каждой семьи - таинстве брака. К сожалению, некоторые супруги относятся к нему как к магически действующему избавлению от семейных проблем, от эгоизма, зависти, всякого зла и предъявляют Богу претензии, если таинство не приносит ожидаемых ими результатов. Истина заключается в том, что Бог, действующий в этом таинстве, может сделать не только это, но гораздо больше. Таинство брака дает супругам благодать не один только раз, в день венчания, но каждый день, всю жизнь. Однако эту благодать нужно принимать сознательно. Нужно действительно пригласить Бога в свою семью, признать, что именно Он должен занимать самое важное место в жизни семьи и неустанно трудиться, сотрудничая с Его благодатью. Тогда перечисленные апостолом Павлом добродетели действительно вытеснят пороки, разбивающие нашу семейную жизнь.
Тайна Святого Семейства, тайна Назарета говорит нам о том, что полнота жизни, полнота любви доступна для всех. Она может дойти до самой заброшенной деревни, до самого безликого городского квартала. Ибо всегда и везде она зависит только от того, насколько наши сердца открыты Богу, насколько мы послушны Его воле. Ибо только Слово Божие, пребывающее в наших сердцах и преображающее нас, делает нашу жизнь яркой.

О. Войцех Делик ОP
"Свет Евангелия", №1(303), 1 января 2001 г.