Духовные писатели также много размышляли по поводу волхвов. Беда Достопочтенный был одним из тех, кто приписал каждому из даров особое значение: золото означало царское достоинство, ладан - божественность, смирна была своего рода предсказанием грядущих Страстей. Несколько веков спустя св. Бернард истолковал эти дары более приземленно: золото - деньги для бедного семейства, ладан - для обеззараживания стойла, смирна - лекарственное средство для детей.
После такого обилия различных толкований уже можно не стесняться изобретать новый, современный вариант. Пару лет назад я размышлял над этим отрывком Писания с филиппинскими молодежными группами, и мы открыли, что эта история - не просто сказка для детей.
Молясь вместе и слушая друг друга, мы осознали, что рассказ о волхвах - это своего рода план христианского служения. В начале своего пути волхвы увидели звезду. И каждый из нас живет для того, чтобы найти и следовать за светом, ведущим нас. В наши дни светом может стать крик о помощи угнетенных и притесняемых, призывающий к восстановлению справедливости. Обрести этот свет можно также внутри своей души - это происходит тогда, когда человек осознает, что он не напрасно пришел в этот мир.
Моим молодым филиппинским друзьям казалось самым важным то, что волхвы путешествовали не поодиночке. Христианин призван совершать свой путь вместе с другими, и его вера расцветает при поддержке друзей, которые так же, как и он, ищут Свет.
В Иерусалиме волхвы встречаются с Иродом. "Кто такой Ирод в наши дни?" - был задан вопрос. "Это власть имущие", - был ответ. Те, кто контролирует события и пытается обманывать людей. Это правители, притворяющиеся верующими, но на самом деле желающие убить Христа. Мы остро осознаем, как много у правительства способов принудить Церковь отказаться от злободневности Благой Вести. И в нашем мире Ирод живет и здравствует - в ином, более тонком обличии. Это образ жизни, убивающий Христа, царство коммерции, пытающееся поглотить и переварить и самый праздник Рождества. Мы пришли к выводу, что быть христианином означает вступить в борьбу с миром Ирода.
После разговора с Иродом волхвы вновь видят в небе звезду - с  радостью весьма великою, как пишет евангелист, - "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его".
Где можем увидеть Иисуса мы? Где мы можем обрести истинную Церковь? Ответов много: в тишине сердца, в страдании, в таинствах, в солидарности с бедными.
Волхвы проделали свой долгий путь, чтобы принести дары Младенцу. В нашем размышлении это стало символом того, для чего мы живем на земле: у каждого из нас есть свой, особенный дар, который он может принести другим. Жизнь дана для того, чтобы приносить ее в дар.
Как удалось волхвам избежать повторной встречи с Иродом? - Они получили откровение во сне. Какое откровение можем получить мы? Это может быть мужеством противостоять неподлинной жизни, включая также сведение религии к пустому исполнению обряда, или смиренным поиском христианской мечты в общинной молитве.
Иным путем отошли волхвы в страну свою. В этом простом повествовании мы увидели богатую содержанием метафору всего пути христианина. Обретение Христа влечет за собой изменение всей жизни. Это иной путь - путь к Царствию. Рассказ о волхвах говорит о противостоянии двух царств - власти Ирода, эгоистической и несущей смерть, и Христовой власти, которая есть служение и дар жизни.
Старинные легенды и изображения исполнены глубокого значения. Символы с тех пор приобрели иной смысл, но и сейчас мы можем проникнуть в глубины евангельских повествований.

о. Ежи Ягодзинский, SVD