Когда мне задают такого рода вопросы, мне всегда вспоминается эпизод из фильма "Грек Зорба". Вы, наверное, все его смотрели. Зорба рассказывает историю своего отца: "Он был подвержен всем мыслимым порокам, но мог отсечь их от себя как мечом. Например, он курил как дымовая труба. Однажды он пошел в поле пахать. Пришел, облокотился об изгородь, потянулся за кисетом, чтобы покурить перед работой, и обнаружил, что кисет пуст. Он забыл засыпать туда табаку, выходя из дома. Он просто дымился от ярости. Ворча, он направился обратно в деревню. Его страсть к курению затмила его рассудок. Но вдруг (я всегда говорил, что человек - это загадка) он остановился, исполненный стыда, вытащил кисет, разодрал его в клочья, втоптал в землю и плюнул на него. "Грязь, грязь", - орал он. - "Мерзкая грязь". И с того часа, до конца своих дней, он не прикоснулся к сигарете. Так поступают мужчины, хозяин".
Поначалу я не понял, какое отношение эта история имеет к мужеству. Но потом до меня дошло - это рассказ о том, как человек утратил свою свободу и попал под власть табака. Он уже не был сам собой. Его удовольствие сделалось его тюрьмой.
Смысл Адвента - в понимании, что есть рабство, а что есть свобода. Он заставляет нас задать себе вопрос о том, кто кем обладает - мы вещами и желаниями или они нами. В случае с водкой вопрос в том, какой человек ее пьет, свободен ли он от нее или попал в ее власть. То, что мы делаем, и то, чем мы обладаем, может легко возобладать над нами. Адвент начинается с признания нашей порабощенности.
Дело даже не в том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. В наш век заботы о здоровье, ставшей навязчивой идеей, мы часто отказываемся от чего-то лишь из боязни повредить своему драгоценному организму. Люди не употребляют соли, потому что она "забивает артерии", не курят, потому что это приводит к раку легких, не пьют, боясь умереть от цирроза печени. Все это, конечно, разумно, и забота о теле является частью христианской ответственности. Но не в этом смысл Адвента.
Адвент нужен для того, чтобы осознать, как хорошие вещи делаются плохими. Если мы поставим вопрос таким образом,- это поможет нам избежать искушения упрощенного деления мира на добро и зло. Как законная любовь к себе обращается в себялюбие? Как отдых обращается в лень? Как удовольствие от секса обращается в похоть? Как любовь к другому человеку обращается в стремление владеть и управлять им? Как жажда признания становится тщеславием? Странному экзамену подвергает нас Адвент. Это не оголтелая "охота на дьявола", а глубокое и тонкое исследование о том, как то хорошее, что у нас есть, может поработить нас и наших ближних.
Адвент - время переоценки ценностей. Это время, когда мы должны воссоздать их подлинную иерархию. Он проясняет суть взаимоотношений Творца и творения. Он открывает нам глаза на то, насколько хорошо мы соблюдаем первую заповедь. Мы отводим вещам их надлежащее место и отказываемся от них не для того, чтобы быть свободными от них, а для того, чтобы быть свободными для них. Они нам не боги - но спутники, облегчающие и украшающие жизнь. Только в этой перспективе имеет смысл от чего-то отказываться на время Адвента. У всех нас есть какие-то вещи, которые претендуют на то, чтобы стать нашими ложными богами. Если для вас таковым является водка - что ж, тогда вам имеет смысл ее отринуть. Решайте сами.

Миссионер Слова Божия
"Свет Евангелия", №45(196), 6 декабря 1998 г.