С Николина дня (6/19 декабря) зима властвует на наших просторах, но когда же начинаются главные зимние праздники? Какие каникулы наступают для детей в нашей стране - рождественско-новогодние или, наоборот, новогодне-рождественские? Какое Рождество "правильное": "католическое 25 декабря" или "русское (православное) 7 января" - как лапидарно окрестили эти даты средства массовой информации? (При этом, правда, как-то упускают из виду, что Рождество может быть только одно - Христово, поскольку сам Христос не был ни православным, ни католиком, ни протестантом.)
Одни россияне искренне недоумевают, почему и тут у нас "не как у людей", почему мы, в отличие от всего христианского мира, до сих пор горделиво "идем другим путем". Другие сограждане рады праздновать Рождество и Новый год дважды (это мы умеем - был бы повод).
Впрочем, легко убедиться в том, что праздника под названием "православное Рождество 7 января" просто не существует. Напрасно искать его в январской Минее (богослужебной книге, содержащей литургические тексты каждого дня соответствующего месяца), зато в декабрьской Минее на своем обычном месте - 25 числа - значится праздник "Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Это значит, что Русская Церковь всегда праздновала и празднует Рождество 25 декабря.
Постараемся понять, что же происходит, и обратимся для этого к истории и здравому смыслу. Когда я задал вопрос своим студентам о дате рождения Иисуса Христа, некоторые ответили: "7 января 1 года н. э.". Очевидно, они по наивности полагали, что в отобранном чиновниками Понтия Пилата паспорте Иисуса, сына Иосифова, значилась именно эта дата. Увы! Мы не знаем и никогда не узнаем точной даты рождения Основателя христианства: рождение у галилейского плотника Иосифа сына Йешуа (что значит "Бог спасает") было для его современников вполне заурядным событием. "Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число!) установить невозможно", - констатировал знаменитый профессор Санкт-Петербургской духовной академии и великий церковный историк Василий Васильевич Болотов.
Создатель нашего летосчисления римский аббат Дионисий Малый (умер в середине VI в.), отнесший дату Рождества Христова к 754 г. от основания Рима (аb Urbe Condita), в своих расчетах ошибся на несколько лет. Твердо установлено, что иудейский царь Герод (Ирод) I "Великий" умер в 750 г. от основания Рима (13 марта 4 г. до н.э.). Желая устранить "законного претендента" на иерусалимский престол, но зная лишь место Его рождения, он приказал истребить всех вифлеемских младенцев "от двух лет и ниже" (Евангелие от Матфея 22:16). Это произошло незадолго до его смерти, и, следовательно, Христос родился за 7-5 лет до начала предложенной Дионисием эры "от Рождества Христова". Вероятно, он опирался на авторитетный памятник, находившийся в его библиотеке, известный науке как "Хронограф 354 года". Здесь рождение Христа отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла (т. е. 1 год н. э.): "При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ (25 декабря) в пятницу 15-й луны".
Согласно некоторым данным, день 25 декабря являлся праздничным в Риме уже во II-III веках, а в IV столетии его фиксируют сохранившиеся календари. С этого времени календарная дата римского по происхождению праздника Рождества Христова (25 декабря) устанавливается в качестве обязательной для всего христианского мира. Она имеет не историческое, но апологетическое и назидательно-символическое значение. Ведь это астрономически безусловный для северного полушария день зимнего солнцеворота, первый (!) день победы солнца над тьмой после зимнего солнцестояния, когда продолжительность дня только-только начинает увеличиваться. Распространившемуся в Риме культу Солнца, начинавшему 25 декабря свой триумфальный поворот к весне после победы над зимней тьмой, христианская Церковь противопоставила веру во Христа, принесшего миру духовный свет и обновление.
В 379 г. празднование дня рождения Господа вводит в Константинополе патриарх св. Григорий Богослов и произносит блестящую по своей архитектонике проповедь. В ее начальных словах мы без труда узнаем первый ирмос канона рождественской Утрени: "Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Воспойте Господу, вся земля..."
Нарочито перенеся день рождения Христа на радостно переживаемый язычниками "День рождения Непобедимого Солнца" (Dies Natalis Solis Invicti), христианские богословы сделали его центром народной жизни. Вся видимая природа преклоняется перед Младенцем Иисусом, и даже животворящее Солнце, это божество язычников, повинуется родившемуся "Солнцу Правды". Произошла замечательная и далеко идущая замена причинно-следственных отношений!
Одновременно был пересмотрен и сам римский календарь, реформированный в 45 г. до н.э. по инициативе императора Юлия Цезаря, а потому получивший наименование "юлианского" ("старый стиль", как его сейчас называют). С ним Церковь окончательно связала свой формирующийся цикл годовых неподвижных (непереходящих) праздников. Привязанные к определенным датам четыре "поворотные точки" Солнца - два солнцестояния и два равноденствия - предполагалось сохранять неизменными (как и любые точки координат или отсчета).
Но юлианский календарь неточен и постоянно отстает "от природы". Причина этого в том, что средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут и 14 секунд больше тропического года (продолжительности оборота Земли вокруг Солнца), и в результате каждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигается за это время на одни сутки назад - от марта к февралю. Начиная с IV в., когда Церковь, став государственной, связала свой формирующийся годичный цикл праздников с юлианским календарем, и до конца XVI в. все праздники, связанные с точно фиксированными датами (праздники неподвижного цикла), передвинулись "вперед" (зимние - к весне, весенние - к лету и т. д.) на 10 дней.
С целью исправления ошибки Папа Римский Григорий XIII в 1582 г. произвел реформу календаря (который и получил наименование "григорианского"). В своей булле "Среди важнейших..." от 24 февраля 1582 г. он подчеркивал, что делается это "с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора [325 г.] установили на 12-й день перед апрельскими календами [=21 марта]..." Это означало логичное возвращение к исходным календарным точкам отсчета, и григорианский календарь стал с достаточной точностью фиксировать истинное (астрономическое) время.
Григорианский календарь сразу был принят католическими странами Европы, а вскоре и протестантскими. Православные тогда отказалась его принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском Соборе была признана неточность юлианского календаря.
Таким образом, Рождество Христово по юлианскому календарю приходилось в XVI и XVII веках на 4 января по григорианскому календарю, в XVIII в. - на 5 января, а в XIX в. православные отмечали его 6 января. В XX и XXI веках отставание юлианского календаря от истинного времени составляет уже 13 дней, так что сторонникам "старого стиля" Рождество приходится праздновать 7 января, а не 25 декабря. Но это смещение календарной даты праздника с его истинной, т.е. астрономической, даты, уничтожает и ту знаменательную символику победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для христианских богословов решающей в определении времени празднования Дня Рождения Христа.
Соответственно, день Богоявления празднуется сегодня 19, а не 6 января, Сретение - 15 вместо 2 февраля, Благовещение - 7 апреля вместо 25 марта и т.д. После 2100 г. отставание юлианского календаря возрастет до 14 дней, и Рождество будет приходиться уже на 8 января, Богоявление - на 20-е, Сретение - на 16 февраля и т.д. Затем разрыв увеличится до 15 дней, и даты всех праздников передвинутся еще на один день вперед. В перспективе Рождество должно стать весенним, затем летним, а потом и осенним праздником... Соответственно, Пасха будет праздноваться летом, осенью, зимой и т. д. К 46752 г. н. э. "Вселенский юлианский цикл" замкнется, и все праздники, пройдя по всем (!) числам годового круга, вернутся к своему первоначальному астрономическому значению...
Календарь - это искусственная, в полном смысле слова придуманная людьми система последовательного счета дней (юлианский - язычниками, григорианский - христианами), и потому отождествление юлианского календаря с православием основано на недоразумении или недостатке элементарной образованности. Мы живем не "по часам" и не "по календарю", а внутри объективно данного потока времени, который созданные нами часы или календарь должны фиксировать как можно более точно. Они - просто "инструменты" для измерения различных по длительности промежутков времени, а инструменты не могут быть религиозно окрашенными - "православными" или "католическими", но лишь точными или неточными. Стрелки часов показывают человеку его место внутри суточного цикла - промежутка времени, за который Земля обращается вокруг своей оси; календарь ориентирует его внутри промежутка времени, за который Земля обращается вокруг Солнца.
Представим себе не в меру усердного хранителя памяти своего горячо любимого дедушки, от которого ему достались в наследство часы. Они отстают на 13 минут, но перевести стрелки - значит "оскорбить" его память. Понятно, что живущий не по истинному времени, а по дедушкиным часам человек всюду отстает на 13 минут: когда стрелки его часов указывают ровно полночь - на самом деле уже 0 часов 13 минут, т.е. полночь наступает тринадцатью минутами ранее, чем ее фиксируют его часы. То же происходит и с датами по юлианскому календарю: цифровые значения остаются прежними (Рождество - 25 декабря, Новый год - 1 января), но из-за его отставания от истинного времени они смещаются в настоящее время на 13 дней вперед: Рождество - на 7 января, Новый год - на 14 января (поэтому он и становится "старым").
Этим и объясняется постоянное запаздывание на 13 дней всех христианских праздников неподвижного цикла, отмечаемых православными в России. Таким образом, Русская Православная Церковь празднует Рождество 25 декабря (а не 7 января!), но только - по юлианскому календарю ("старому стилю"), отстающему от истинного времени на 13 дней.