Некоторые светские юристы утверждают, что государство обладает абсолютным правом на контракт, в то время как власть Церкви ограничивается только совершением таинства. Истина заключается в том, что в христианском браке контракт и таинство неразделимы, потому что сам контракт был поднят Христом на высоту таинства. "Постановления и предписания в отношении таинств - это, по воле Самого Христа, настолько неотъемлемая часть власти и обязанностей Церкви, что просто абсурдно утверждать, что даже малейшая частица такой власти могла бы перейти к гражданскому правителю" (Лев ХIII, энциклика "О христианском браке").
Церковь всегда осуществляла контроль над браком независимо от государства, спасая тем самым верующих от тирании гражданского, антихристианского законодательства. Движимая отнюдь не высокомерием или жаждой господства, она всегда, несмотря на сильное давление со стороны обладающих властью правителей, оставалась верной тому, что поручено ей Основателем.
Иерусалимский Собор отверг распущенную и свободную любовь (Деян. 15, 29); св. Павел осудил кровосмесительный брак Коринфян (1 Кор. 5, 5); Игнатий, Иустин, Афинагор и Тетуллиан публично осудили как измену отдельные браки, одобренные имперским законом; и Папы противостояли облеченным властью правителям, которые путем угроз пытались получить согласие Церкви на их разводы. Церковь заслуживает немалую благодарность за защиту святости брака и охрану не только религии, но и цивилизации от разрушающих сил безнравственности.
Многие некатолики, с отвращением относящиеся к столь распространенной в настоящее время распущенности, от всего сердца поддержат слова Папы Льва ХIII: "Все правители и главы государств, которые хотят править разумно и мудро и беспокоятся о благе своих народов, должны держать в неприкосновенности святые законы брака и использовать предложенную Церковью помощь для обеспечения сохранности моральных устоев и счастья семей, а не подозревать её во враждебных намерениях." (Энциклика "О христианском браке").
Взятие на небо Девы Марии является догматом для верующих. Умерла ли Мария? Есть ли историческое или библейское доказательство этого догмата?
1 ноября 1950 года Папа Пий ХII торжественно заявил: "Мы провозглашаем, декларируем и определяем догмат, явленный Божественным Откровением: Непорочная Божия Матерь, Приснодева Мария, завершив путь своей земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу."
Католики, следовательно, должны верить, что Мария была взята на небо в конце своей земной жизни душой и телом. Догмат деликатно обходит вопрос о том, умерла Мария или нет. Более распространенная точка зрения - и так, вероятнее всего, и было - что она умерла, ведь её тело было смертным, а также для того, чтобы как её Сын, предложить за нас свои страдания и смерть. Таким образом, её смерть не была наказанием за грехи. Однако, мы должны согласиться с тем, что Бог мог бы даровать её бессмертие.
Папа Пий ХII говорит, что лучшей гарантией богооткровенности догмата до его неопровержимого определения было то обстоятельство, что этому единодушно верили все католики - как простые верующие, так и епископы - как части откровения. Единодушие "уверенно и неопровержимо свидетельствовало, что эта привилегия была явленной Богом истиной и принадлежала к его откровениям ..." Поскольку Святой Дух удерживает Церковь от ошибок, такая вера может объясняться только тем, что это соответствует действительности.
Исторического доказательства взятия на небо не существовало вплоть до середины 6 века, когда доказательства взятия на небеса и поклонение ему начинают быстро распространяться. Это просто означает, что учение, неявно и скрыто содержащееся в откровениях, теперь, под водительством Святого Духа и зреющего осознания Христовой вести в живой Церкви, становится более явным и открытым.
Писание не содержит явного доказательства факта взятия на небеса, но ряд текстов дают законное и надежное основание - особенно в свете патристического толкования и других церковных учений о Марии. Книга Бытия (3, 15), взятое вместе с рядом текстов св. Павла (напр. Рим. 5), и непреходящая традиция считать Марию новой Евой показывают нам Марию тесно связанной с Христом в его победе над грехом и смертью. Не указывает ли это также на её личный триумф над смертью через взятие на небеса? Евангелист Лука (1, 28) свидетельствует о "полноте благодати" Марии и вполне может указывать на полную благодать и совершенство взятия души и тела на небо. Наконец, Книга Откровения (12, 1. 14-17) содержит следующие стихи: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд ..." Сегодня всё больше людей согласны с тем, что это видение св. Иоанна относится в буквальном смысле не только к Церкви, но и к Божьией Матери.
Сами по себе, эти тексты, вероятно, никогда бы не привели к вере во взятие на небо. Но в свете живой Традиции Церкви они приобретают новую глубину и значение. Папа Пий ХII формулирует лучшее доказательство взятия на небеса в следующих словах: "Как славное Воскресение Христа было основной частью и окончательным знаком этой победы, так и борьба, общая для Божией Матери и её Сына, должна была завершиться прославлением её девственного тела, так как тот же апостол (Павел) говорит: "Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное "поглощена смерть победою" (1 Кор. 15, 54). Так, через взятие на небо своей души и тела, Мария достигает той последней степени триумфа над грехом и смертью, о котором упоминает св. Павел и которого хотел для неё Бог.

О. Ежи Ягодзинский SVD