Зеленогорск - город в черте Санкт-Петербурга, расположенный в 50 км к северо-западу от центра города. Он стоит на северном берегу Невской губы Финского залива. Это - город-курорт с населением 136000 человек (согласно данным 1992 г.)
В середине XVI в. здесь был рыбацкий поселок, а к 1870 г. здесь была широко известная дачная местность. Город был в составе Финляндии до 1940 г. и с 31 августа 1941 г. по 11 июля 1944 г. До 1948 г. назывался Терийоки. До 1944 г. в поселке (городом он стал лишь в 1948 г.) действовали лютеранская, православные, католическая церкви, баптистский и мусульманский молитвенные дома. В настоящее время все они действуют (кроме католического храма и мусульманской мечети), в том числе и различные общины харизматов.
История прихода
Территория нынешнего города с 1323 г. входила в состав земель шведской короны (в составе погоста Эйряпяя (Евряпяа), позднейшего католического прихода Святого Креста (деревня Муолла, современный поселок Стрельцово). С середины XV в. выделяется вместе с территорией прихода Кивеннапа (с церковью св. Олафа, перенесенной после 1495 г. в село Ханттула).
В начале XVII в. упоминается часовня св. Михаила, расположенная в в непосредственной близости от современного города, в селе Хаапала, но существовала ли она в "латинское" время - неизвестно. С 1799 г. - в составе Выборгского прихода св. Иакинфа.
Начало приходу в XX в. положили дачники-католики различных национальностей, в большом числе проживавшие в Терииоках в летнее время (постоянных было немного - большинство из них рабочие). Постоянных богослужений до 1904 г. не было, служили в квартирах. С Рождества 1903 г. богослужения были перенесены в веранду дачи господ Пта-шицких. Богослужения в эти годы совершали священники: Годлевский (профессор Католической духовной семинарии), Родзевич, каноник Пржирембель, Виктор Петкевич. Со временем квартира перестала вмещать молящихся. В 1904 г. на участке, выделенном профессором С. Пта-шицким, построили часовенку и открыли ее в день св. Петра.
В 1904-1905 гг. часовню обслуживали: священники Годлевский, Доминьчак, Петкевич, Иоанн Мацулевич, Родзевич, профессор Акко, префект семинарии Ранцан. В октябре 1905 г. приобретен смежный участок земли, на нем построена новая, большая часовня. 27 мая делегат архиепископа о. Франциск Бучис торжественно освятил новое здание. Улицу, на которой располагалась часовня, стали называть Римской (прежнее название - Желудевая, Терхокату). Над алтарем поместили образ Святейшего Сердца Иисуса, на стене была копия образа Пресвятой Девы Марии кисти Мурильо. Вместо лавок у молящихся были стулья.
Первоначально постоянных священников в Терииоках не было. Богослужения совершались отдыхавшими здесь же священниками. Не было и самостоятельного прихода, посещавшие богослужения католики не выходили из родных общин.
Пример Болеславы Лямент
В 1909 г. при поддержке Общества св. Винсента де Поля мать Болеслава Лямент организовала в Терииоках лагерь для летнего отдыха беднейших детей из Санкт-Петербурга. В октябре 1911 г. в часовне был рукоположен во священника первый финн Адольф Карлинг (Калпа). В 1913 г. дача писателя Генриха Сенкевича на улице Терхокарту перешла в собственность часовни. С 1915 г. в Терийоки начинают прибывать беженцы из западных губерний. В декабре того же года администратор часовни священник Лукиан Мацейский, каноник, устроил для их обслуживания сбоку от летней часовни еще одну, отапливаемую, "зимнюю", осенью был открыт "дом общины" (в дополнение к "малому пасторату", существовавшему с 1906 г.) - также на улице Терхокату.
Деятельность в постреволюционные годы
После революции 1917 г., из-за перенесения железнодорожного вокзала, община подыскивала новое место для устройства часовни. В 1921 г. был образован филиал Выборгского прихода. В августе 1923 г. общину посетил кардинал Ван Россум, позже от имени священника Кар-линга просивший Папу Пия XI выделить деньги на устройство новой часовни, что и произошло в 1924 г. Тогда же на улице Виертотие рядом с лютеранской и православной церквями (современная ул. Ленина) была приобретена пустовавшая дача купца Нечаева. Это была большая двухэтажная постройка с башенкой. Старые постройки на ул. Рооманкату (Терхокату) распродали (прежняя часовня служила для отпевания покойников до самого начала войны 1939-1940 гг.). В первом этаже новой часовни устроили квартиру священников, а наверху - молитвенный зал (из двух комнат, соединенных между собой). В боковой комнатке рядом поместили фисгармонию. Новое помещение было меньше прежнего и могло вместить не более 50 человек. В января 1926 г. приход получил в подарок маленький участок земли для устройства кладбища (в 4-5 км от центра, по дороге из Терийок в Кивеннапу).
В 1927 г. Терийокский приход (волости Терийоки, Кивеннапа) был выделен в самостоятельный приход, формально существовавший до 1945 г. Тогда же заведены метрические книги.
А. Карлинг преподавал в местном лицее и народной школе латынь, агрикультуру, историю, немецкий и английский языки в 1928-1931 гг. В 1938 г. настоятель Карлинг переехал в имение Расала Кивеннапской волости, где намеревался устроить часовню рядом с могилой отца, и навещал приход только в воскресные дни.
"Какой московит наш батюшка"
В 1938 г. работу в Терийоках начал отец Арманд де Калюве, первый священник восточного обряда в Финляндии. С зимы 1938 г. по весну 1939 г. он совершал богослужения в им же самим устроенной "византийской часовне".
Об отце Арманде в Терийоках говорили: "Смотрите, какой московит этот батюшка, что прибыл сюда к польской церкви!" Основной его целью было установление более тесных отношений с русским и карельским населением в Финляндии. Весной 1939 г. отец де Калювэ приобрел дачу в Райяйоки вблизи границы с СССР, где также предполагал открыть часовню восточного обряда, но как раз в это время поступил приказ об эвакуации гражданского населения из поселка. Отцу Арманду помогали монахини восточного обряда: англичанка М. Маршалл и эстонка О. Молдехн, поселившиеся в 1939 г. в Терийоках у госпожи Пиетис.
После эвакуации прихожан (некоторые из них до сих пор проживают в Финляндии) церковь была закрыта. Вновь действовала в 1941-1944 гг., официально закрыта в 1945 г., передана дворцу пионеров, сгорела в конце 1970-х гг. Согласно приходской статистике, к 1915 г. здесь было свыше 400 католиков, в том числе большое число беженцев, а в 1941 -1944 гг. - менее 80.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...