Утренняя литургия Великой Субботы
В начале V в. число людей, принимавших крещение в зрелом возрасте, уменьшилось, и нормой стало крещение младенцев. Для пасхального бдения теперь требовалось меньше времени, и Евхаристия совершалась уже до полуночи. К середине VIII в. ее уже совершали вечером в субботу. С годами это происходило все раньше и раньше. В Миссале Пия V(1570) было установлено празднование Пасхи утром Великой Субботы. Из-за своей продолжительности (иногда до нескольких часов) и утери первоначального значения Пасхальное бдение посещали плохо. Прихожане частенько подходили с посудой ближе к концу богослужения, чтобы набрать домой святой воды. И большинство из них считало, что настоящее празднование Воскресения Христова происходит на утренней воскресной мессе.

Пасхальное бдение

В наши дни Пасхальное бдение вновь заняло подобающее ему место главного богослужения в году. Впервые эта практика была введена в 1951 г. в порядке эксперимента, а в 1955 г. была установлена повсеместно. В своей возобновленной форме бдение напоминает Пасхальные торжества первых веков, разве что длится часа два, а не всю ночь. Оно состоит из четырех четко определенных частей: Литургии света, Литургии слова, Крещения и Евхаристии.
Пасхальное бдение вновь стало для многих прихожан тем, чем было первоначально: ночью ночей, главным событием года. Возобновление катехумената для взрослых вернуло в Пасхальное бдение таинство Крещения взрослых, которое было забыто на многие века. Прекрасное и сложное чинопоследование бдения требует серьезной подготовки.
До последних десятилетий Великая Суббота была днем поста. Пост продолжался и после совершения литургии Великой субботы - вплоть до всенощного бдения.
Не так давно традиция соблюдения поста начала возобновляться. Взрослые, готовящиеся ко крещению, обычно проводят некоторое время в уединении, постясь и молясь в ожидании пасхального бдения.
С наступлением темноты в церковных дворах загораются костры. От них зажигают Пасхальную свечу и несут ее в храм, людям, которые чествуют ее радостным пением. От этого света возгораются свечи в руках у собравшихся и горят до тех пор, пока в храме не воссияет новый свет. Перед Пасхальной свечой певчий поет старинное и прекрасное песнопение - "Exultet". Читается Священное Писание - отрывок о воде и новом творении. Под пение литании всем святым благословляется святая вода и приносится елей, освященный всего несколько дней назад. Вперед выходят оглашенные, произносят крещальные обеты и принимают таинство крещения. Цветы и хоругви украшают храм. И в первый раз за шесть недель вновь поется "Аллилуйя". Христос Воскрес! Нет времени в церковном году, которое обладало бы столь же богатой символикой, как Пасхальное бдение. Это - самое сердце христианства.
Ежегодное празднование Воскресения Господня восходит к первым поколениям христиан. В течение трех веков Пасха была единственным церковным праздником. День перед нею (как и любым праздником) называется вигилией - от латинского "vigilia", означающего бдение или ожидание. Христиане выбрали именно ночные часы для празднования победы Христа над грехом и смертью.
А когда в небе появлялась первая звезда, начинался обряд, длившийся всю ночь. Вначале читали Писание и молились. Чтений обычно было 12, и в них подчеркивалась важность нового творения и необходимость спасения через крещение водой. В числе излюбленных был рассказ о сотворении мира, о грехопадении, о потопе, о жертвоприношении Исаака, об Исходе, о переходе через Чермное море и обретении Земли Обетованной.
Со временем темы творения и спасения приняли вид ритуала - рождения новой твари в крещальных водах, - главным образом, выражавшегося в крещении взрослых. Обряд начинался с благословения святой воды с пением литании Святым, погружением в воду пасхальной свечи и освященного елея. После этого крещаемые, иногда годами готовившиеся к этому событию, отрекались от сатаны и его дел в их прошедшей жизни, исповедовали веру и принимали крещение, помазание елеем, а также облекались в белые одежды. К V в. в Римской Церкви появилось второе помазание, совершаемое епископом, которое впоследствии развилось в таинство миропомазания (конфирмации).
В первые века христанства существовала традиция давать новокрещеным молоко и мед. Это символизировало их младенчество в вере, а также то, что они только что вошли в Землю Обетованную, где "текут молоко и мед". И по окончании бдения, на рассвете, неофиты впервые разделяли евхаристическую трапезу с общиной верных.
С некоторыми изменениями (в первую очередь, относящимися к продолжительности) сегодняшний обряд отражает традиции ранних веков христианства.

Пасхальный огонь

Благословение Пасхального огня в древности не входило в ритуал. У дохристианских германских племен был обычай жечь костры по весне в честь языческих божеств, ведавших урожаем. Когда в их среде распространилось христианство, Церковь запретила костры из-за их очевидного языческого значения. Однако в VI-VII веках ирландские миссионеры принесли на материк традицию благословения костров во дворе храма в ночь Великой Субботы. Интересно, что святой Патрик ввел этот обряд, чтобы противостоять влиянию друидического ритуала весенних костров. Это стало традицией, которая постепенно вошла в литургию Пасхального бдения.

Пасхальная свеча

Зажигание Пасхальной свечи восходит к античному ежедневному ритуалу "lucernare"(возжение светильников) с наступлением темноты. Традиция берет свое начало в Риме первых веков н. э. Ночная тьма во время пасхального бдения освещалась множеством свечей, символизирующих Воскресшего Христа.
Со временем свече была сообщена новая символика. Теперь во время богослужения священник чертит на ней крест и провозглашает: "Христос - начало и конец". Затем пишутся первая и последняя буквы греческого алфавита - альфа и омега. После этого в четырех углах между перекладинами креста пишутся цифры текущего года. Четыре крупинки ладана, запечатанные красными восковыми гвоздями, вонзаются затем в концы перекладин, и одна - в их перекрестье, со словами: "Своими пресвятыми и преславными ранами ... да сохранит нас Господь наш Иисус Христос".

Утро Воскресения

Смерть Иисуса произошла в самый важный из еврейских праздников - День Исхода, и в Воскресении исполнилось все, что означал Исход для первых учеников Христа. Это был исход из рабства в духовную свободу. Иисус стал отныне пасхальным агнцем, закланным ради обретения этой свободы так же, как приносились в жертву агнцы в вековой иудейской традиции. Подобным образом, кровь агнца символизировала исход евреев из рабства ангела смерти.

Тема плодородия

В течение веков, когда христианство завоевывало все большую популярность, в Римской Империи продолжали существовать языческие культы. Едва ли христианство намеренно заимствовало черты этих культов, но, тем не менее, оно подверглось влиянию мира, в котором существовало. И поэтому в теме Пасхи присутствуют тона плодородия.
Один из примеров - сосредоточение Пасхального обряда вокруг воды и огня. Возможно, здесь сказывается влияние римских весенних празднеств, во время которых горящий факел погружался в воду. До недавнего времени благословение воды включало в себя трехкратное погружение зажженной пасхальной свечи в сосуд с водой. Эта "плодотворная" вода использовалась впоследствии для возрождения крещаемых (сейчас этот обряд не относится к числу обязательных).

Воскресная Пасхальная месса

В ранней Церкви ее не существовало. Она была введена лишь после того, как Пасхальное бдение было перенесено на утренние часы Великой Субботы. Поэтому богослужение не отличается никакими особенностями - кроме радостных Пасхальных песнопений и возгласов "Аллилуйя", украшения храма лилиями и хоругвями, окропления собравшихся святой водой.

Богослужение на рассвете

В восточной традиции оно было популярно уже в средние века. На Западе же с первыми лучами солнца было принято петь и танцевать. Возможно, этот обычай был отголоском новогодних празднеств, у многих народов Европы происходивших во время весеннего равноденствия.
Еще и сегодня богослужения на рассвете распространены у некоторых протестантских и экуменических групп; традиция возникла около 1770 г. среди приверженцев моравской Церкви.

Пасхальная процессия

В средневековой Европе люди в праздничных нарядах после воскресной мессы устраивали шествие по улицам. Впереди процессии несли распятие или пасхальную свечу. Хотя первоначальное значение этой традиции уже утеряно, она развилась в странах Запада в Пасхальные шествия или парады, которые и теперь популярны во многих городах, например в Нью-Йорке, на Пятой авеню.

Пасхальный агнец

Жертвенный агнец был ключевым символом еврейской пасхи, а для христиан стал символом Иисуса, агнца Божия, закланного и Воскрешенного из мертвых, чтобы мы все обрели свободу от греха и духовного невежества. Так, Пасхальный агнец стал важным символом в христианском искусстве. Также получили широкое распространение украшения и пасхальные хлебцы в виде ягненка.

Пасхальные яйца

Мифы разных народов о сотворении мира сосредоточены вокруг яйца, из которого возникла Вселенная. В древнем Египте и в Персии друзья обменивались разрисованными яйцами на весеннее равноденствие, когда для них начинался Новый год. Яйца были символом плодородия, так как появление из яйца живого существа вызывало изумление древних. Христиане унаследовали эту традицию, и Пасхальное яйцо стало религиозным символом, образом гроба, из которого Иисус восстал к новой жизни.

Пасхальные лилии

Лилии расцветают как раз на Пасху, и потому они стали ассоциироваться с этим праздником так же, как ель - с Рождеством. В раннехристианском изобразительном искусстве белоснежная лилия была символом чистоты. По этой же причине лилия служит символом Воскресения.

Мистагогия

В ранней Церкви люди, принявшие крещение на Пасху, в течение Пасхальной недели ежедневно собирались для получения дальнейших наставлений в вере. Эти наставления назывались "мистагогией", и сегодня эта практика прижилась во многих приходах. Это важная особенность пути веры новокрещеных взрослых.

Пятидесятница

Пасхальное время продолжается 50 дней, и его венчает праздник Пятидесятницы. Второй по значению праздник после Пасхи, Пятидесятница должна пониматься в контексте иудейского праздника с таким же названием. В еврейской традиции у него есть и другое название - Праздник Недель, семинедельный период благодарения, начинающийся с Пасхи. К концу II в. среди христиан укоренилась традиция подобного 50-дневного празднования после Пасхи. Вероятно, изначально среди учеников Иисуса сохранялась традиция еврейского праздника благодарения за "начатки" земных плодов. В это время пост и коленопреклонение были запрещены, так как не соответствовали радости Воскресения.
К концу IV в. в некоторых Церквах уже отмечался праздник Вознесения - через 40 дней после Пасхи. Первоначально это таинство конца видимого пребывания Воскресшего среди учеников воспринималось как часть излияния Духа Cвятого и праздновалось вместе с Пятидесятницей.
Десять дней между Вознесением и Пятидесятницей, приготовление к нисхождению Духа, назывались в народе новенной Пятидесятницы. В этот праздник мы воздаем хвалу этому всепоглощающему опыту - приятию Духа Господня первой общиной верующих в Христа и Господа Иисуса.

О. Ежи Ягодзинский SVD