Литургические тексты представляют нам рассказ об Исходе из Египта (Исх 12, 1-51; Втор 16,1-8; Числ 28,16-25; 9,1-14;28,16-25; Иез 45,21-24). В Библии мы можем найти исторические тексты, описывающие несколько пасхальных празднований: Первые Пасхи Исхода (Исх 12), Пасха входа в Ханаан (Ис Нав 5,10-12), Пасха Иосии (4 Цар 23, 21-23), возвращение из Вавилона (1 Езд 6,12-22). Библейской археографии известны еще два документа: один папирус и два текста из Иудейских колоний в городе Елефантине.

a) По Священнической традиции глава 12 книги Исход представляет два праздника Пасхи и праздник Опресноков. Первая Пасха празднуется с десятого дня месяца марта.

"В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его" (Исх 12,3-14).

Эта Пасха имела самый древний источник: каждый год был праздник пастухов-кочевников, которые весной убивали ягненка, чтобы получить благословение для всего стада, чтобы рождалось больше агнцев. Для Израиля это было только во время Исхода из Египта в 1250-1230 до н. э. под руководством Моисея. Праздник Опресноков был праздником земледельцев в Ханаане, он описан в книге Исхода: "Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб" (Исх 12,15-20).

b) Чтобы мы поняли эволюцию первого праздника, я думаю, полезно процитировать описание праздника Пасхи по Второзаконнической традиции. Около 622 до н. э. под руководством доброго царя (мой профессор Библии говорил всегда "под руководством Святого Царя Иосии"), культ Пасхи укрепился в храме в Иерусалиме и значительно ослаб в других местах. Поэтому во время жизни на земле Самого Иисуса и Святого Семейства "официальную" Пасху праздновали в Иерусалиме. Прочтем рассказ о Пасхе по Второзаконнической традиции: "Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью. И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его. Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей; не должно находиться у тебя ничто квасное во всем уделе твоем в продолжение семи дней, и из мяса, которое ты принес в жертву вечером в первый день, ничто не должно оставаться до утра. Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои. Шесть дней ешь пресные хлебы, а в седьмой день отдание праздника Господу, Богу твоему; не занимайся работою" (Втор 16,1-8).

Этот рассказ имеет две новости но сравнению с рассказом из книги Исход: во-первых, эта традиция представляет служение Пасхи не отдельной семьи, но всего Израиля; во-вторых, традиция Иосии представляет паломничество в Храм в Иерусалиме, как это сделали св. Иосиф и Дева Мария.

После этих важных цитат из книг Исход и Второзаконие, я думаю полезно для вас, уважаемые читатели, подчеркнуть ещё раз двойственность праздника Пасхи: Пасха - это праздник пастырей и праздник земледельцев.

A. Что касается названия Пасхи (по - еврейски pesah), то среди филологов существует много споров, многие переводят это слово, как "переход". Что касается истории, Пасха является чином пастырей, жертва кочевников или полукочевников. Весной они приносят молодое животное (агнца), чтобы получить высокую плодовитость стада и благосостояние. Кровь, помазанная на створках дверей, защищает от пагубных, злых сил, а именно от ангела-истребителя по Ягвистской традиции. Бедуины съедали эту жертву, обжаренную на огне вместе с горькими травами пустыни перед стоящими в сандалиях и с посохами пастухами. Эта традиция пастырей была до Исхода Израиля, как праздник в пустыне для кочевников. После исторического Исхода (в 1250-1230 г. до н. э.) эта Пасха пастухов приобрела такой же смысл, как в главе 12 книги Исхода.

B. Что касается Недели Опресноков, источником этого праздника является весенний праздник опресноков. Опресноки - это пресный хлеб без закваски. Праздник опресноков (по-еврейски, massot) отмечает начало жатвы ячменя, которая есть первая жатва. На протяжении семи дней земледельцы едят хлеб, приготовленный из зерна нового урожая без закваски, значит ─ без ничего из того, что было в старом урожае, поэтому опресноки - это праздник земледельцев, и он носит характер новой жертвы

По всем традициям (Ягвистской, Второзаконнической и Священнической) Пасха и Опресноки объединяются в событии Исхода из Египта. Это хорошо видно из главы 12 книги Исход, которая включает чин двух праздников: Пасхи агнца и Недели Опресноков, то есть праздников пастухов-кочевников и земледельцев.

В контекст истории спасения они попали после исторического события - Исхода из Египта. Моисей и народ Израиля хотели бы соединить самые важные события их истории спасения с праздником Пасхи, как уточняет цитата из 12 главы книги Исход стихи 26-28: "И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился. И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали".

Эта история и литургия Пасхи по иудейской традиции. Для нас христиан необходимо добавить великое событие Смерти и Воскресения Иисуса, как Пасхальной Жертвы для спасения всего человечества. Об этом с помощью Божией можно поговорить в следующем номере в апреле, в пасхальное время по литургическому календарю...

Монсеньор Бернардо Антонини

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№15 (364), 7 апреля 2002 г.