К их удивлению, Иисус, часто исчезавший из толпы, желающей сделать Его Царем, часто уходивший в пустынное место для молитвы во время подобных всплесков народного воодушевления, согласился на триумфальное шествие. Приближался Его час, и Он не сопротивлялся этому. Со времен Валаама люди, наделенные достоинством, путешествовали на осле (см. Числа 22,21). Распоряжаясь привести осла, Иисус давал понять, что не противится желанию народа прославлять Его. После того, как Он появляется в воротах Иерусалима, народ уже не скрывает своей радости и восторга: "Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (ср. Ин 12,13; и параллельные места в Мф, Мк, Лк). Грядет Царство Давида! И хотя въезд - по сравнению с триумфами римских полководцев - был довольно скромным (осел, брошенные под ноги одежды и ветви деревьев), это, однако, не смутило переполненную энтузиазмом толпу. Она была уверена, что вскоре ослик превратиться в конную армию, а пальмовые ветви - в сверкающие штыки. Бог Небес и праотец Давид совершат это чудо для Мессии. Вот идет Мессия, вот идет освободитель!
Это был единственный момент, когда иудейская концепция мессианства совпала с истинным мессианством Иисуса. Для толпы это было первое и последнее публичное триумфальное признание Иисуса как Мессии. Мессианское призвание Сына Человеческого, долго скрываемое от посторонних глаз и явленое только ближайшим Ему людям, вылилось в открытую демонстрацию.
Самое интересное состоит в том, что Иисус не только не отказался от триумфа, но даже защитил ликующих перед фарисеями. Последние совершенно не изменили своего мнения об Иисусе. Они желали Его смерти, но теперь было довольно рискованно открыто выступать против Галилеянина. Поэтому они обратились непосредственно к Нему: "Запрети ученикам Твоим" (ср. Лк 19,39), давая понять, что эту манифестацию организовали ученики. "Но Он сказал им в ответ: ¦сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют¦" (Лк 19,40). Факт Его мессианства абсолютно независим. Оно не зависит ни от "организации мероприятий" по признанию Иисуса Мессией, ни от принятия толпы, ни от благосклонности властей. Он - Грядущий во Имя Господне! И если даже все люди на земле умолкнут, то камни об этом возопиют!
Похожая сцена повторяется после того, как Он входит в Храм, и дети радостно кричат Ему вслед: "Осанна Сыну Давидову!" (Мф 21,15). Эти возгласы прославления очень нервировали присутствующих здесь важных персон - первосвященников и книжников. А в ответ на их упреки Он спрашивает: "Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу"? (Мф 21,16) Конечно же, они читали! Это - 8 Псалом. И у этой цитаты есть продолжение: "ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя" (Пс 8,3). Кого же Он здесь называет врагом Бога: детей, прославляющих Его, или тех, кто хочет закрыть им рот? Ответ здесь напрашивался сам собой.
Однако на этом триумфальном въезде все и закончилось: осел, пальмовые ветви и ликующая толпа. "Оставив их, вышел из города в Вифанию, и провел там ночь" (Мф 21,17). Иисус пожелал уйти в тень от мирской славы именно тогда, когда она, размышляя чисто по-человечески, только начиналась. Эта слава не была истинной славой Мессии. Его слава - это смерть и Воскресение. И час этой славы приближается. Через пять дней крик "осанна" заменится криком "распни Его". Это будет час унижения и триумфа Сына Человеческого. Этот час уже близок! Он уже совсем рядом!

О. Эдуард Заинчковский SDB

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№16 (413), 13 апреля 2003 г.