Благочестие

Послание Святейшего Отца на Всемирный день мира - 1 января 2016 года

1. Бог неравнодушен! Богу дорого человечество, Бог его не оставит! В начале нового года мне бы хотелось сопроводить этим моим глубоким убеждением пожелания обильных благословений и мира, в знак надежды, ради будущего каждого человека, каждой семьи, народа и нации мира, равно как и глав государств, правительств и религиозных лидеров. Давайте действительно надеяться на то, что 2016 год увидит нас всех решительно и преданно посвятившими себя, на различных уровнях, осуществлению справедливости и действующими в защиту мира. Да, мир есть дар Божий и дело людей. Мир есть дар Божий, но он доверен всем: каждому человеку, призвание которого заключается в том, чтобы его осуществлять.

Беречь наши основания для надежды

2. Войны и террористические акты, с их трагическими последствиями, похищениями людей, гонениями по этническим или религиозным мотивам, всякого рода насилием отметили от начала до конца весь прошедший год, множась и сея скорбь во многих регионах мира, обретая черты того, что можно назвать «третьей мировой войной, разбитой на фрагменты». Но некоторые события прошлых лет и этого, только что завершившегося года побуждают меня, в перспективе нового года, вновь обратиться с призывом не терять надежды на способность человека преодолевать зло и не впадать в безропотное подчинение своей участи и в равнодушие. События, на которые я ссылаюсь, демонстрируют способность человечества действовать в духе солидарности, отбросив личные интересы, апатию и равнодушие в условиях критических ситуаций.

Святой Отче,
В преддверии Синода по вопросам семьи, который пройдет в октябре 2015 года, мы, чада Вашего Святейшества, обращаемся к Вам, желая выразить свои опасения и надежды касательно будущего семьи.
Опасения наши проистекают из того, что мы стали свидетелями десятилетий сексуальной революции, за которой стоит альянс могущественных организаций, политических сил и СМИ, последовательно действующих против самого существования семьи как основной ячейки общества. Со времен так называемой «Сорбонской революции» мая 1968 года нам исподволь, систематически навязывают мораль, противопоставленную как божественному, так и человеческому закону; причем делается это столь безжалостно, что во многих странах, например, стало возможным преподавание маленьким детям омерзительной «гендерной теории».
Этой зловещей идеологической цели противопоставлен яркий луч маяка – католическое учение о Шестой Заповеди Закона Божия. Его светоч привлекает множество людей, пресытившихся гедонистической пропагандой, к той целомудренной и плодотворной модели семьи, о какой учит Евангелие и которая согласуется с естественным законом.

«Святая Матерь Церковь считает своей обязанностью прославлять священным воспоминанием по определенным дням на протяжении года спасительное дело своего Божественного Жениха (...) Таким образом, вспоминая тайны искупления, она открывает верующим богатства силы и заслуги своего Господа, — чтобы соделать их как бы присутствующими на протяжении времени и чтобы верующие могли войти в соприкосновение с ними и исполниться благодатью спасения».
Так Катехизис Католической Церкви говорит о смысле и значении для верующих людей литургических праздников. Праздник Рождества Христова вводит нас в тайну Воплощения Христа, пришедшего, чтобы, принеся Себя в жертву на Кресте, спасти Свой народ от власти греха и смерти.

Рождество - это праздник для многих людей, но далеко не все знают достаточно о том, чтo празднуют в этот день. Однако Младенец в яслях две тысячи лет назад родился не только для жителей Иудеи. Это событие касается всех, верующих и неверующих: ведь Он пришел для всех людей. Постараемся же вернуться к этой Благой Вести, дарованной всему человечеству.
Пришествие Сына Божия на землю - событие столь значительное, что Бог готовил его на протяжении веков. Ритуалы и жертвы, образы и символы, пророчества из поколения в поколение - все это соединяется во Христе.

Сын плотника

Перенесемся в Вифлеемскую пещеру, посмотрим на Младенца, лежащего в яслях. Ктo Он в глазах жителей этого маленького города? Всего лишь новорожденный. Ему дала жизнь женщина из Назарета. Он сын Адама, как и мы. Можно проследить его генеалогию - от Авраама к Давиду, от Давида к Иосифу и Его матери. Вот что говорит чувствам это маленькое Создание, лежащее на соломе. Многие иудеи больше ничего в Нем так и не увидели. Соотечественники, изумленные Его мудростью, будут спрашивать: "Не плотник ли Он, сын Марии?" (Мк 3,6).

Сын Божий

Вера говорит нам, что этот Младенец есть истинный Сын Божий, Слово, вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Он - Сын, невыразимым способом получивший от Своего Отца божественную жизнь. Он обладает божественной природой и всеми бесконечными совершенствами. В сиянии Небес Бог извечно рождает Сына. Будучи человеком, Он лежит на соломе; будучи Богом, Он поддерживает Вселенную и царствует на Небесах.

Слава Иисусу Христу!
Читая книги о святых, часто встречаешься с практикой самобичевания, ношения власяницы и т.п. Сейчас, во время Великого поста, да и вообще, как-то ничего об этом не говорится. Существует ли еще эта практика в Церкви, приветствуется ли она? Если да, то в каких случаях и для чего?

C уважением, Иван.


Практика самобичевания и ношение власяницы в последние времена вновь стала актуальной благодаря откровениям книги о Папе Иоанне Павле II “Потому что святой», написанной монсеньором Славомиром Одером. Монсеньор Одер является постулатором процесса беатификации - должностным лицом, отвечающим за канонический процесс, который может привести Папу Иоанна Павла II к святости.
Во время процесса часто оглашаются документы, никогда ранее не публиковавшиеся. Согласно автору книги, в последние годы жизни Иоанн Павел II регулярно практиковал самобичевание, дабы уподобиться в страданиях Христу. Папа, даже когда он не был болен, причинял себе боль с тем, чтобы чувствовать себя ближе к Богу. В христианской традиции подобная практика называется “умервщлением плоти”.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...