Благочестие

Не секрет, что у католиков с евангелизацией плоховато. Один из новообращенных сказал мне, что мы часто выглядим так, будто не можем понять, зачем кому-то к нам присоединяться.
При слове "евангелизация" нам на ум приходят уличные проповедники или мрачные молодые свидетели Иеговы, раздающие брошюрки. Обычно католики пытаются отгородиться от всего, что попахивает фанатизмом.
Другая причина состоит в том, что религиозное воспитание для многих из нас закончилось с первым причастием или миропомазанием. Мы чувствуем себя неспособными объяснить, что такое пресуществление, или в чем заключается догмат о Непорочном Зачатии, и потому вообще не говорим о своей вере.
А часто мы просто не знаем, что делать. Если кто-нибудь спрашивает нас о нашей вере, нашим инстинктивным стремлением будет посоветовать человеку обратиться к священнику.
Во-первых, нужно уяснить различие между евангелизацией и катехизацией. Первая предполагает деление, свидетельство того, что изменила вера в нашей жизни. Вторая - формальное наставление в христианском вероучении. Не все призваны быть катехизаторами, но каждый может евангелизировать. разница здесь такая же, как между яхтсменом-энтузиастом и инструктором по парусному спорту. Энтузиаст может евангелизировать, заразить человека спортом, инструктор же способен обучить его технике, иначе говоря, катехизировать.
Евангелизация, свидетельство, предполагает необходимость гвоорить о своей вере и о том, что она изменила в вашей жизни. Опросы показывают, что 54% католиков убеждены в необходимости делиться своей верой. Вопрос в том как.
Во-первых, необходимо быть внимательными к людям. Слишком часто мы недооцениваем духовный голод окружающих нас людей. Мы полагаем, что наших невоцерковленных ближних вполне устраивают их убеждения (или отсутствие таковых), и не наше дело в это вмешиваться. Но треть нецерковных людей утверждает, что им было бы интересно узнать больше о католичестве.
Следующий шаг - идентифицировать себя с тем, что волнует другого человека. Достаточно сказать "Я понимаю, что тебя заботит" - и путь к последующему разговору открыт.
В-третьих, надо говорить о своей собственной жизни веры. Каждому есть что сказать. Но именно здесь у большинства душа уходит в пятки. Мы боимся, что будем выглядеть по-дурацки, если начнем говорить слишком много и открыто о своей вере. Еще доброго, люди сочтут, будто мы пытаемся казаться добродетельнее всех других.
Все это, конечно, вполне может случиться, но большинство наших собеседников не менее чувствительны, чем мы сами. Им тоже требуется храбрость, чтобы задать нам вопрос.
В течение последних трех лет мне пришлось играть роль католического апологета чаще, чем я сам бы того хотел. Но благодаря этому я выработал несколько принципов, помогающих мне выражать свои религиозные убеждения.
1. Говорите о своей вере открыто.
Это нелегко. Большинство из нас "прячут свой светильник", и я сам ловил себя на том, что в искусстве незаметно пробормотать молитву за столом с неверующими друзьями я достиг настоящего совершенства.
Но если я отважусь прочесть молитву перед едой вслух, я нисколько не унижу себя. Напротив, такая открытость часто вызывает подлинный интерес к Церкви.
2. Читайте и изучайте Священное Писание.
Это основа эффективной евангелизации. Чем больше человек понимает и любит Священое Писание, тем легче и охотнее он делится своей верой.
3. Приобретите взрослое понимание своей веры.
Если последнее наставление в вере вы получили лет 15 назад, то вам необходимо его освежить. Во многих приходах есть группы катехизации или чтения Библии, и, возможно, вам полезно было бы туда походить.
4. Будьте готовы к определенным вопросам.
Я могу почти гарантировать вам, что в разговоре с некатоликом вы бязательно услышите вопросы о Деве Марии, о святых или о Папе. Если вы заранее подумаете, что можете сказать по этому поводу, это избавит вас от тех неловких пауз, когда вы спрашиваете себя, почему священника никогда не оказывается там, где он более всего нужен.
Если кто-то спрашивает, почему католики молятся Деве Марии, не нужно выдумывать никаких богословских обоснований. Но вы должны быть готовы объяснить, почему лично вы это делаете.
5. Не бойтесь сказать: "Я не знаю, но постараюсь выяснить".

Иногда люди задают совершенно неожиданные вопросы. Одна женщина спросила, почему мы называем Богоматерь Марией, а не по-еврейски - Мириам. Еще кто-то спросил, можно ли некатолику исповедоваться католическому священнику. Я не знал ответов на эти вопросы, но я их нашел.
6. Не спорьте.
Есть старое мудрое правило - "Никогда не спорьте о политике и о религии". Если вы чувствуете, что ввязываетесь в спор, вовремя отступите.
Недавно одна женщина довольно враждебно заявила мне, что никогда не станет католичкой, потому что в жизни не поверит, что Папа всегда и во всем прав. Я ответил: "Я бы тоже не мог быть католиком, если бы мне пришлось в это верить".
Она была поражена: "А как же папская безошибочность?"
"Это вовсе не означает, что Папа всегда и во всем прав".
"Не означает?!"
Мы немного поговорили о настоящем значении догмата о папской безошибочности. Она не смогла согласиться с необходимостью этого учения, но, по крайней мере, уже не считала, будто католики обязаны верить, что Папа всегда прав.
7. Приглашайте, но не тяните силой.
Ничто не отвращает человека больше, чем оказываемое на него давление. Если вам кажется это уместным, можете пригласить его на мессу. Скажите: "Может быть, это не то, чего ты ищешь, но если ты придешь в воскресенье со мной, все будут рады".
Как бы ни хотелось нам контролировать события, вера все-таки дар Божий.
Я вовсе не уверен, что мне удалось обратить за свою жизнь хотя бы одного человека, но люди говорили мне, что после нашей беседы они стали понимать католичество немного лучше.
О. Ежи Ягодзинский SVD
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 12 (163), 22 марта 1998 г.

II Ватиканский Собор в литургической Конституции "О Богослужении" устанавливает двойной характер Великого Поста: одновременно покаянный и служащий подготовкой к крещению или воспоминанию крещальных обетов.
Во время этих сорока дней община должна подготовиться к переживанию Пасхального Торжества по примеру Иисуса Христа, начавшего Свое служение с сорокадневного поста в пустыне(Мф 4:1-2). Прообразы этого Великого Поста Сына Божиего мы можем найти в Ветхом Завете: 40 дней дождя во время Великого Потопа, 40 лет скитаний по пустыне избранного народа, 40 дней молитвы Моисея на Синае, 40-дневное странствие Илии до Хорива...
По традиции Церкви и по учению II Ватиканского Собора, Великий Пост состоит из 4-х важных моментов: слушания Слова Божиего, молитвы, покаяния и любви.

Не так давно отличительной особенностью католиков было соблюдение поста по пятницам, в течение Великого Поста и накануне некоторых больших праздников. В 1966 г. руководство Церкви сократило число обязательных постов, и эта практика стремительно пришла в упадок среди католиков во многих странах, тогда как популярность нерелигиозного поста стала расти.
С некоторых пор энтузиасты здорового образа жизни рекомендуют пост как лекарство от всех болезней - от бессонницы и головных болей до шизофрении. Другие полагают, что пост "очищает" организм от нечистот и приводит в порядок обмен веществ.
Постятся и по политическим соображениям. Человек, по какой-то причине объявляющий голодовку и рискующий умереть от истощения, привлекает наше внимание. Еда - вещь настолько важная, что мы всерьез задумываемся, какие причины могли заставить человека от нее отказаться.
Практика поста существует во всех мировых религиях. Ранние христиане связывали пост с молитвой и милостыней. В христианской традиции пост воспринимался как средство обретения духовной свободы и осознания любящего присутствия Бога. Но, как часто бывает, значение поста понимали неверно, и следовали этой практике из ложных соображений. Пост не гарантирует нам никаких выдающихся духовных досижений и прозрений и не способен возвысить нас над остальным человечеством. Здесь важно скорее намерение: соблюдение поста в христианстве всегда мотивировалось желанием обращения, укрепления связи с Богом и ближними.
В Великий пост католикам представляется естественная воможность обрести эти духовные блага. Но несмотря на то, что о посте в Библии говорится почти 100 раз, многие христиане им пернебрегают. И это при том, что все люди, обладавшие духовной силой и моральным авторитетом, постились - вспомним о Моисее, Илии, Данииле, Иисусе, Оригене, Игнатии Лойоле или Мартине Лютере.

Вот 14 благ, которые пост способен дать здоровому человеку.
1. Пост усиливает сострадание. Легко говорить о миллионах голодающих, но осознать и прочувствовать это можно лишь самому обходясь без пищи. Поев всего один раз в день, я чувствую себя усталым и злым. А ведь я пощусь добровольно. Что же чувствуют те, кто постоянно недоедает?
2. Пост помогает подготовиться к принятию важных решений. В Библии люди перед лицом великих испытаний и бед часто постились и молились, чтобы усилить свою способность принимать решения в духе. Когда царица Есфирь готовилась просить царя об избавлении евреев, она и ее народ молились и постились три дня. "Я пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну", - сказала Есфирь. И она пошла к царю смело и уверенно, и указ об истреблении евреев был отменен.
3. Пост просвещает других. С этой целью использовал пост Махатма Ганди. В начале борьбы против британского владычества в Индии, Ганди держал пост в тюрьме, в знак протеста против насилия, развязанного его последователями. Позднее Ганди постился, чтобы убедить правительство отменить законы, дискриминирующие "неприкасаемых".
4. Пост полезен для здоровья. Люди чувствуют себя лучше и живут дольше, если меньше едят. Среди жителей острова Окинава в Японии, где потребление калорий на 30% ниже средней японской нормы, удивительно много людей, доживших до ста лет.
5. Пост может быть полезен для других. Деньги, которые вы не "проели", можно разделить с другими людьми. Один такой человек написал мне год назад: "Обычно я обедаю по рабочим дням в ресторане. В этом году в Пост я раз в неделю не обедал, а сидел в офисе и молился. Сэкономленные деньги я собрал и отправил вам в Тамбов на восстановление церкви".
6. Пост помогает найти время для других духовных занятий. Не говорите: "Мне некогда молиться и читать Библию". Честнее будет сказать: "Я недостаточно для этого дисциплинирован". Деловым людям часто приходится пропускать обед, чтобы выполнить свои обязательства. И христианин может с толком использовать время, не потраченное на приготовление и поедание пищи.
7. Пост душеполезен. "Неумеренное питание омрачает духу и делает ее неспособной к восприятию духовного", - заметил Фома Аквинский. Те, кто постится, отмечают, что это способствует духовному обновлению, ясности и сближению с Богом.
8. Пост - напоминание, что мы живы не хлебом единым. За словами "не хлебом единым" кроется простая истина: человек испытывает голод, который нельзя утолить обычной пищей. Смысл жизни и удовлетворение от нее - результат здоровых отношений с Богом. Пост - один из способов поддержания этих отношений.
9. Пост - сознательный протест против материализма. Нас со всех сторон осаждает реклама, указывающая что мы должны сделать, чтобы быть счастливыми, здоровыми, умными или любимыми. Постясь, мы подчеркиваем, что мы вовсе не зависим полностью от внешнего мира. Если уж возможно совладать с потребностью в еде и питье, то со всем остальным и подавно.
10. Пост сообщает нам физическую и умственную энергию. Сила, скорость, выносливость, как ни странно, не являются результатом поглощения пищи. Думать с полным животом и вовсе трудно. Вы когда-нибудь видели альпиниста, который бы перед восхождением на гору плотно пообедал? То же самое относится и к духовной жизни. Сытое брюхо к молитве глухо.
11. Пост учит ценить мелочи жизни. Однажды я постился два дня и разговелся супом из шпината (который я, вообще-то, терпеть не могу). Но после двух голодных дней суп показался мне невероятно вкусным. В наши дни мы утратили вкус к еде, и пост помогает нам извлекать из нее подлинное и свежее удовольствие.
12. Пост укрепляет добродетели и ослабляет пороки. Все великие дободетели несут на себе печать самоотречения. Регулярно постящиеся и молящиеся люди часто более добры, сострадательны, чувствительны. Смирение возрастает, а гордыня отступает.
13. Пост укрепляет дисциплину. Многие склонны думать, что основная цель жизни - всегда быть счастливым и не испытывать дискомфорта. Мы рискуем стать менее выносливыми и устойчивыми, чем наши предки, тем более, что вся наша культура этому способствует. Пост - действенное противоядие против расслабления.
14. Пост - следование за Христом и апостолами. Перед началом своей миссии Иисус постился и молился сорок дней. И от своих учеников Он ожидал того же, говоря не "если вы поститесь", а "когда поститесь". Миссионеры Павел и Варнава часто постились перед принятием важных для Церкви решений.
Коротко говоря, поститься - это хорошо. В этом согласны и Библия, и наука. В Великий Пост как раз время об этом вспомнить.

О. Ежи Ягодзинский SVD
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 8 (159), 22 февраля 1998 г.
Слыхали историю о курице, которая хвасталась перед свиньей своим неоценимым вкладом в процветание человечества? "Я поставляю для рынка тысячи яиц," - говорила она. Свинья же, на которую это не произвело ровным счетом никакого впечатления, заметила: "А кто полагает жизнь свою ради того, чтобы у людей были сосиски, ветчина и бекон?"

Евангелие говорит о призыве и посвящении. Господь подходит к компании рыбаков-оборванцев и после дивного улова рыбы велит им следовать за Ним.

Наш Господь должен был прекрасно понимать, что ради Него они оставили все: работу, лодки, семьи... Это и было полное посвящение.

Рыбаки эти впоследствии стали тем основанием, на котором Христос построил Свою Церковь.

К сожалению, довольно широко распространено представление, что призыв Христа обращен исключительно к апостолам и их преемникам - епископам, священникам и монашествующим. Это не так. Декрет об апостольстве мирян II Ватиканского Собора гласит: "Сращенные через таинство Крещения с Мистическим Телом Христовым, укрепленные через таинство Миропомазания силою Духа Святого, они (миряне) Самим Господом предназначаются к апостольству". Поэтому, кем бы вы ни были - бухгалтером, юристом, служащим, врачом, музыкантом, учителем, - вы участвуете в апостольстве служения, учительства, исцеления и евангельского свидетельства.

Я когда-то работал в приходе одного большого города, и среди моих прихожан был один высокопоставленный правительственный чиновник. После работы он обязательно появлялся в приходе и работал там в Легионе Марии. Он делал это с такой обязательностью, что казалось, будто он принес обет.

Помимо обычных встреч и молитв он и другие члены легиона посещали больных в приходе, заключенных в ближайшей тюрьме, пытались оживить веру в неактивных прихожанах.

Это была небольшая скромная группа мирян, но мирян упорных и преданных своему делу. Они серьезно и искренне воспринимали свое христианское апостольство.

Очень много католиков-мирян жертвуют свое время, деньги и силы Церкви. Хористы, ризничие, чтецы, лидеры церковных организаций служат ей бескорыстно и с любовью. Многие также участвуют в жизни молитвенных групп и общин.

Самая эффективная форма благовестия - это, конечно, свидетельство христианской жизни. Если люди, живущие и работающие с нами начнут распознавать в нас то "особенное", что в нас есть, то в конце концов они спросят нас, что это такое.

Говоря о христианских ценностях, необходимо избегать назидательности и напыщенности. Мало кто любит слушать проповеди. Мало кто любит, когда его принуждают к чему бы то ни было. Делиться верой нужно просто и смиренно, не настаивая на том, что только мы правы, а остальные - нет. Не нужно думать, что наша вера в Христа гарантирует нам особенную непогрешимость и мудрость.

Чтобы другие смогли принять Благую Весть, можно делиться с ними своим собственным опытом и мнениями. Людей гораздо больше интересует "прикладная философия", чем теоретические разглагольствования. Им может быть гораздо интереснее услышать от нас о том, как мы молимся, а не о том, почему все должны молиться или что такое молитва вообще. Если мы способны поделиться личным духовным опытом, люди будут более склонны слушать нас.

Но, после того как все уже сказано о проповеди Евангелия, надо добавить, что мы должны сами быть Благой вестью для других. Если наша жизнь во Христе не производит в нас самих радости, мира и доброты, то с какой стати нами должно интересоваться остальное человечество?

 

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ

№ 5 (156), 1 февраля 1998 г.

 

Эти строки написаны для католиков, страдающих гипертрофированной боязнью греха.
Вы повторяете молитвы вновь и вновь, потому что вам кажется, что вы молитесь не так, как надо? Сомневаетесь ли вы после каждой исповеди в том, не забыли ли вы какого-нибудь греха? Хочется ли вам совершить полную исповедь "еще разочек"? Трудно ли вам подходить к причастию?
Большинство католиков скорее всего, ответят на эти вопросы отрицательно. Но у некоторых людей они вызовут страх. "А достойно ли я принимаю причастие?" "А вдруг я нахожусь в состоянии смертного греха?" "А соблюдал ли я пост как следует?" Вопросы множатся до бесконечности. Обычные нравственные нормы становятся для таких людей источником постоянных сомнений. Область сексуальности - настоящее минное поле. Каждая проскользнувшая "нехорошая" мысль для них - серьезное дело. Соблюдение справедливости - тоже проблема. Область личных суждений и оценок - источник крайнего беспокойства.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...