Обряды

Мы вступаем в Великий пост, посыпая голову пеплом. С давних времен пепел отождествляется со слабостью и бренностью человека; это - символ горести и покаяния. Не только у израильтян, но и у египтян, арабов и греков посыпание головы пеплом символизировало жалобу, печаль, покаяние и сокрушение.
На этом фоне мы лучше понимаем древнехристианские обычаи и формы покаяния: начиная публичное покаяние, грешники одевали власяницы и посыпали себе головы пеплом, питались только хлебом и водой. Такая суровая для человека практика покаяния налагалась за такие грехи, как убийство, прелюбодеяние, отречение от веры и т. п. с запрещением участвовать в Евхаристической Литургии с Пепельной Среды до Великого Четверга.

Навечерие

Вигилия - от латинского "vigilo" (бодрствовать, не спать, бдеть), ср. "vigil" (бодрствующий; караульный, страж), от которого и итальянское.
Был древний обычай предварять богослужения больших праздников всенощными бдениями, которые обозначались латинским словом "vigilia". Со временем эти бдения стали ограничиваться только вечером и постепенно трансформировались в сравнительно короткие богослужения. И если первоначально слово "vigilia" применялось только к вечеру и ночи, открывавшим собой большой праздник (а Пасхальную Ночь св. Августин назвал "матерью всех святых бдений" - "mater omnium sanctarum vigiliarum", см. Проповедь 219: PL 38, 1366), то - по мере смещения богослужения на вечер кануна праздника - сам день накануне большого праздника стал называться "вигилией" (прямое соответствие в церк.-слав. и рус. традициях - "нАвечерие", хотя сейчас мы предпочитаем произностить "навечЕрие"; навечерие Рождества и Крещения Господня по-русски принято называть "сочельником").

Пасхальные праздники приходятся, как правило, на самое начало весны, когда природа начинает свой жизненный цикл: мир окрашивается в зеленый цвет, цвет надежды, который мы связываем с воскресением и жизнью вечной. Некогда наши предки-славяне праздновали в это время день весеннего равноденствия. День увеличивался, свет побеждал тьму, природа возвращалась к жизни. У древних славян эти праздничные дни были связаны со множеством обычаев и обрядов, выражавших радость от возвращения солнца и тепла. Будучи земледельцами, наши предки особенно тесно ощущали свою связь с природой, поэтому некоторые из этих обычаев дошли до наших дней, обретя, правда, христианский смысл: выражение веры в Воскресение и вечную жизнь.

Освящение пищи

В Великую Субботу, начиная с раннего утра, к храмам тянутся вереницы людей с корзинками и сумками, наполненными яствами, которые завтра украсят праздничный стол.

В воздухе пахнет весной. Все говорит о рождении чего-то нового. От радости Рождества нас отделяет уже четверть года. Но все вокруг обещает нам нечто новое и очень хорошее.

Пасхальное бдение

С наступлением темноты в церковных дворах загораются костры. От них зажигают пасхальную свечу и несут ее в храм, людям, которые чествуют ее радостным пением. От этого света возгораются свечи в руках у собравшихся и горят до тех пор, пока в храме не воссияет новый свет. Перед пасхальной свечой певчий поет старинное и прекрасное песнопение - "Exultet". Читается Священное Писание - чтение о воде и новом творении. Под пение литании всем Святым благословляется святая вода и приносится елей, освященный всего несколько дней назад. Вперед выходят оглашенные, произносят крещальные обеты и принимают таинство крещения. Цветы и хоругви украшают храм. И в первый раз за шесть недель вновь поется "Аллилуйя". Христос Воскрес! Нет времени в  церковном году, которое обладало бы столь же богатой символикой, как пасхальное бдение. Это самое сердце христианства.

"Милость" - одно из наиболее часто встречающихся в книгах Ветхого и Нового Завета слов. Соответствующий ему греческий термин "eleos" означает глубокое волнение духа, выражающееся в актах сострадания и сопереживания, доброты и милосердия.
В книгах Ветхого Завета милосердная и нежная любовь Яхве проявляется на каждой странице и получает совершенно чудесное выражение в книге Исхода (34, 6-7): "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов". В книге пророка Исайи (49, 15) мы находим более высокий и значимый образ неизменной и непобедимой любви Бога, когда на жалобу Сиона о своей оставленности, сам Яхве отвечает: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя".
В свою очередь псалмопевцы постоянно воспевают любовь, верность и милость Божию: "милости Господней полна земля" (33, 5). Самым же сильным подтверждением любви и милости Божией к Израилю стали Исход из земли Египетской и Завет на Синае. В течение всей своей истории Израиль сохранил живое сознание того, ему довелось испытать исключительнейшим образом животворящее воздействие милости Бога. Бог не желает смерти грешника, но стремится только, чтобы тот обратился и жил. Подобные места в книгах Ветхого Завета невозможно перечесть.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...