11 февраля 2002 года Папа Иоанн Павел II возвел Апостольские администратуры для католиков латинского обряда в России в достоинство епархий, объединенных в митрополию. 
Причем, чтобы «выразить надлежащее почтение епархиям Русской Православной Церкви и их досточтимым архипастырям, католические епархии России получили титулы святых, а не городов», в которых находятся их центры.

Реакция на этот, вполне нормальный, шаг была практически молниеносной и отрицательной. В заявлении Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода было сказано, что эти действия, “не обусловлены реальным пасторскими нуждами” и “не скрывают миссионерские цели”.  Союз православных граждан проводил митинги протеста “против духовной агрессии католицизма”. С осуждением выступил даже Верховный Муфтий России и европейских стран СНГ Талгат Таджуддин: «Учреждение католических епархий - это насильственная духовная экспансия».
МИД России выразил сожаление в связи с решением Святого Престола. Государственная Дума включила в повестку дня проект обращения к президенту с просьбой запретить деятельность новообразованных епархий, то есть лишить их юридического статуса. Как считали инициаторы этого обращения  «действия католиков угрожают территориальной целостности России». В свою очередь вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предложил не давать визы представителям Ватикана.
Это можно было бы счесть эмоциональным перегибом, но ведь в течении нескольких месяцев 2002 года действительно были лишены виз епископ епархии святого Иосифа в Иркутске Ежи Мазур и четверо католических священников: о. Стефано Каприо из Владимира, о. Станислав Крайняк из Ярославля, о. Ярослав Вишневский с Сахалина и о. Эдвард Мацкевич из  Ростова-на-Дону. Впрочем, представители МИДа России и иных властных структур категорически отрицали какую бы то ни было связь этих акций с созданием епархий.
“Речь идет о столь серьезном факте, что некоторые уже говорят о настоящем преследовании”, - заявил тогда пресс-секретарь Святого Престола Хоакин Наварро Вальс.
О католиках говорили почти все и практически везде. Федеральные телеканалы посвящали нам большую часть вечерних выпусков новостей. Впрочем, лучше бы такой славы не было. «Прозелитизм», «зкстремизм», «нарушение канонических территорий» звучали обвинения. За что? За то, что Папа, не посоветовавшись с РПЦ, а лишь поставив ее в известность, принял решение касающиеся внутренних дел своей Церкви. И это при том, что на территории современной России до революции существовали католические епархии, во главе с митрополитом.
Читать справку, подготовленную в ОВЦС РПЦ «Католический прозелитизм среди православного населения России» без удивления сложно! Католикам вменяется «подготовка местных кадров католического духовенства», а так же «деятельность католических монашеских орденов». Одними из первых в списке стоят доминиканцы! Сложно удержаться, чтобы не процитировать документ, подписанный митрополитом Кириллом (Гундяевым).
«Доминиканцы (OP - Ordo Praedicatorum). На 2000 год у них был единственный «дом» - в Санкт-Петербурге. Московский был закрыт в 1998 году из-за недостатка братьев. В столице остался лишь священник Александр Хмельницкий.
Главной целевой аудиторией миссионерских усилий доминиканцев, действующих в России, является российская интеллигенция. Это происходит как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. В перспективе доминиканцы планируют вынести свою «проповедническую» деятельность за пределы своего прихода и распространить ее на многие «академические институции». Об этом не скрывая пишет во французской экуменической газете «Христиане на марше» член санкт-петербургской общины брат Кшиштоф Буяк (№ 66, 2000 г.). Община ордена в Санкт-Петербурге возглавляется американцем Фрэнком Сутманом, именно через него в общину поступает финансовая помощь из США (там же).
Доминиканец К.Буяк также не скрывает, что основная масса их «общины оглашенных» состоит из «некрещеных» людей, а также из «крещенных в Православной Церкви без подготовки и нуждающихся в более углубленном христианском образовании». К большой радости доминиканцев, данная община быстро выросла (там же). Возможно, с помощью этих людей доминиканцы начнут осуществлять свои планы организовать пре-новициат для кандидатов на вступление в орден со всей России. Они надеются, что единственный «дом» их викариата в России станет самым большим российским центром ордена. А пока они ждут помощи от братьев других провинций, чтобы «развивать присутствие ордена в России». И помощь эта вскоре ожидается в виде новых монахов из Польши (там же)».
Как писал митрополит Тадеуш Кондресевич, митрополиту Кириллу (Гундяеву): «Опыт последнего десятилетия формирует у нас довольно странный образ “приемлемой” Католической Церкви в России.
Итак, это Церковь:
- без нормальных, определяемых Каноническим правом, структур,
- без проповеди Евангелия,
- без монашествующих - даже тех, чьи конгрегации были основаны или ранее работали в России,
- без благотворительной деятельности,
- без русских священников,
- без русской паствы.
Очевидно, что такой образ Церкви фактически отрицает ее природу и цель, превращает ее в закрытую среду и ограничивает рамками своеобразного “этнического гетто”».
Думается, что чтение этих двух документов (письма митрополита Кирилла и ответ митрополита Тадеуша) поможет не только воссоздать атмосферу тех дней, но и понять суть спора о прозелитизме и позиции сторон. Эту переписку до сих пор можно найти в Сети.
По прошествии лет накал страстей поулегся. Но суть вещей не поменялась. Пять лет назад нынешний Патриарх Кирилл заявил: «Мы никогда не согласимся и будем постоянно оспаривать наличие на территории России ординарных епархий Католической Церкви». И это при том, что епархии РПЦ МП уже давно существуют во многих европейских столицах.
Мы хотели услышать воспоминания о тех событиях  некоторых непосредственных участников. Но почти все из них, по понятным причинам, решили промолчать. Исключение составил лишь старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ Виктор Хруль, тогдашний главный редактор католической газеты «Свет Евангелия» и по-сути пресс-секретарь нашей епархии.  Мемуары его многим покажутся субъективными (а какими еще должны быть мемуары?) и эмоциональными (это понять можно, он находился на передовой информационной войны, которую вели против католиков).  Впрочем, пусть каждый сам сделает выводы. Слово Виктору Хрулю:

Что вспоминается мне о феврале 2002 года?
Это было время свободы, время напряженного, но открытого разговора с православными собратьями, время, когда мы не боялись. Не боялись задавать вопросы и на них отвечать - прямо и честно, не прятались от прессы и телевидения, не упаковывали благовестие в пределы церковной ограды...
Мне кажется, что и сегодня лучший совет для католиков на вопросы о проповеди Евангелия и о миссии Вселенской Церкви в России, о диалоге с христианами, иными религиями, с обществом и государством - это призыв блаженного Иоанна Павла II: “Не бойтесь!”.
Возвращаясь к февралю 2002 года, я вспоминаю двух апостольских мужей, двух мужественных иерархов, которые не побоялись ходатайствовать перед Святым Престолом об установлении в России нормальных канонических структур - Апостольского нунция архиепископа Георга Цура и Апостольского администратора в Москве Тадеуша Кондрусевича. Оба вследствие февраля 2002 года были удалены из Москвы - с “повышением”, в более католические страны - но удалены. Архиепископ Цур уже осенью того же 2002 года был назначен Апостольским нунцием в Вене, архиепископ Кондрусевич гораздо позже - через пять лет - стал митрополитом Минско-Могилевским. Причины их “повышения” имеющим уши и глаза вполне понятны, известны также и авторы направленных в Рим “ходатайств” о “повышении” из Москвы неудобных и несговорчивых иерархов.

Архиепископ Георг Цур - уже на покое, живет доме святой Марты в Ватикане (его окна выходят на базилику святого Петра) и каждый день молится о России. Второй - архиепископ Тадеуш Кондрусевич - с головой ушел в пастырские заботы, получив в прошлом году “в нагрузку” еще одну кафедру - Пинскую, где он - Апостольский администратор.
Как мне кажется, сердца обоих архиепископов - в России. Их смирение и послушание, а также верное служение Святой Церкви на новых местах, надеюсь, уже исцелили горечь недоумения и вопрошания, обращенного к себе и другим. Помолимся об их здравии с благодарностью за то, что они сделали для нас.
С огромной признательностью за смелость и открытость, за добрые советы и мудрость я вспоминаю высланного из России епископа Ежи Мазура - ныне ординария Элкской кафедры в Польше и главы миссионерской комиссии польского епископата. Мне радостно, что с нашим сайтом “В свете Евангелия” сотрудничает о. Стефано Каприо, воссоздавший католические общины многих городов “золотого кольца” России и поплатившийся за свою активность высылкой в том же 2002 году... Тогда же были высланы еще два священника - разумеется, без объяснения причин.
В результате событий февраля и последующих месяцев 2002 года мы многое потеряли - епископа, священников, а также понимание и доверие католиков за рубежом и даже обывателей в своей стране. Надо честно признать, что информационные кампании были проиграны и в мире, и в России: ни западным людям, ни россиянам мы не смогли адекватным и нормальным языком объяснить суть происходящих событий, хотя для этого была масса возможностей (СМИ к нам относились, в основном, с сочувствием и старались защищать от искажений и передергиваний). Но мы сами “подставлялись” то выпячиванием митрополии как “церковной провинции” (это точный перевод с латыни,  но в русскоязычном контексте его вполне можно было избежать), то “префектурой Карафуто” на Дальнем Востоке, то любительской картой епархий на приватном сайте... (Более подробный критический анализ католической информационной политики в России в 2002 году, к сожалению, выходит за пределы этого краткого эссе).
Однако, несмотря на все потери, католики, как мне кажется, именно в это время впервые за годы возрождения ясно артикулировали свое достоинство и гражданские права. Тезис о конституционном равноправии был одним из главных в общем нашем (к сожалению, преимущественно оборонительном) дискурсе. Об этом говорил епископы (которые раньше преимущественно молчали), священники, миряне.
“Не в силе Бог, а в правде!” - в феврале 2002 года эти слова вновь стали актуальными. Соотечественники, которые разделяли этот тезис, не стеснялись в проявлениях солидарности (особенно много было их среди интеллигенции).
В те месяцы мы жили как в известной сказке советского писателя о Мальчише-Кибальчише - “нам бы только день простоять и ночь продержаться, и придет подмога”. К сожалению, дальнейшее действо разворачивалось так же печально, как в сказке...
В заключение я хотел бы напомнить слова блаженной Матери Терезы Калькуттской: “Если сделаешь что-то доброе, тебя упрекнут в эгоизме и тайном умысле. Делай добро, несмотря на это. Если ты чего-то добьешься, то обретешь ложных друзей и настоящих врагов. Трудись, несмотря на это. Добро, которое ты делаешь, уже завтра будет забыто. Делай добро, несмотря на это. Порядочность и открытость подставят тебя под удары. Несмотря на это, будь порядочным и открытым. То, что ты с трудом созидал много лет, может превратиться в руины за одну только ночь. Созидай, несмотря на это...”


Что хотелось бы пожелать нам, католикам, в этот день? Наверное, верности Богу и Церкви, мужества, солидарности, веры! Это важно не только в делах церковных, не правда ли?

Михаил Фатеев

http://catherine.spb.ru/index.php/blog/comments/eparchii