Я с одинаковой радостью праздную Пасху иудейскую и Пасху католическую. И не только потому, что я еврей и католик.
Две эти Пасхи отмечаются по разному поводу и в разное же время. Однако сопоставление событий Пасхи Ветхого Завета с таковыми в Пасхе Завета Нового даже при поверхностном взгляде поразит кого угодно (включая атеистов). Причём последние поразятся едва ли не больше всех, ибо вечная верность Бога Его обетованиям, данным человечеству, способна сделать изрядный переполох в мировоззрении самого завзятого прагматика и позитивиста.
Как известно, в центре иудейской Пасхи стоит избавление Богом народа Израиля от египетского рабства, исход Израиля из Египта. А (простите за напоминание известного и детям) главным событием Пасхи католической является воскресение Иисуса Христа.
«Рабство – смерть», «исход – воскресение»… Уже в этих нехитрых параллелях перед нами предстаёт истина, которая потрясала, потрясает, и будет потрясать. Ибо она придаёт необычайные оттенки слову «Спаситель», которым на веки веков прославлен Господь Иисус. Бог, спасший еврейский народ от египетского рабства, спустя века, явился к людям в человеческом же воплощении. Явился, чтобы спасти и Израиль, и всё человечество от рабства, перед которым меркнет иго любого фараона – рабства смерти. Согрешив в раю, Адам и Ева солгали Богу. Солгали, ибо страшились наказания, которым – в их понимании – вполне могла оказаться и смерть.
Мне кажется, что, наряду с дефицитом любви, первородный грех был порождён страхом смерти. Именно этот сильнейший из страхов человека лежит в основе не только прочих многочисленных страхов, но и такого постыдного и богопротивного явления, как рабство. Раб становится рабом из страха смерти не только от меча рабовладельца, но и от голода вследствие прекращения подачек рабовладельца. Основой безумной тяги к господству самого рабовладельца является его сознание собственной телесной немощи, бренности, неизбежности могилы и, в силу этого, маниакальная жажда телесных благ жизни земной. Проще говоря, тот же страх смерти. Сегодня для меня совершенно очевидно: от этого страха нет противоядия вне Иисуса Христа, вне исхода, к которому нас зовёт Бог. Это отнюдь не завершённый нами величайший исход из величайшего рабства.
Давайте подумаем: что же было в то время, между крестной смертью Иисуса и приходом к Его гробу жён – мироносиц? А было то, что даже ближайшие ученики Спасителя были уверены: Его НЕТ, Его похитила смерть. Так они полагали абсолютно искренне, несмотря на ранее обращённые к ним слова Учителя о том, что Ему предстоит быть умерщвлённым – и воскреснуть! Жёны – мироносицы идут к гробу Иисуса, чтобы по иудейскому обычаю обмыть Его Тело благовониями, как тело любого умершего человека. Но вот они уже видят собственными глазами, что Иисуса в пещере нет, и тут же оповещают об этом других учеников. Так что же? «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк 24:11). Пришёл к гробу Пётр, также увидел, что тела Учителя нет, – «…и пошёл назад, дивясь сам в себе происходящему» (Лк 24:12). Да, «сам в себе», – ибо мы находим или не находим веру именно там. Но ведь «дивится» не кто иной, как Пётр, наш первый Папа, прямой ученик Иисуса, воочию видевший Его и чудеса от Него, знавший, что Иисус не просто один из иудейских мудрецов, а Сын Божий! Об этом сам Пётр прямо говорит в ответ на вопрос Спасителя: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16). Но даже Пётр, при всём его беспрецедентном знании, на момент пути от пустого гроба абсолютизировал смерть, преувеличивал её силу, забыв на тот же самый момент, что смерть, как и всё на свете, включая нас самих, создана Богом и находится в Его всемогущих и бесконечно добрых руках.
Также и мы очень часто следуем прямым ученикам Иисуса не в их святости, а в их слабости, поступая так: «Но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, – не поверили» (Мк 16:11). И мы, подобно апостолам, никак не можем представить себе, что Бог намного ближе к нам, чем мы думаем, что Он совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки, что Бог никогда не оставит нас без ответа – при условии, что мы не оставим без ответа Его. Но точно так же, как апостолы перед пустым гробом Сына Божьего, мы постоянно требуем доказательств одной из очевидных реалий бытия – бессмертия.
В чём же он, корень такого неверия? Мы как-то нехотя впускаем в своё сознание мысль о том, что для того, кто находится в Боге и с Богом, невозможного нет. Разве случайно Иисус, Ипостась Триединого Бога, явился к нам в нашем же, человеческом облике? И в этом же облике страдал, умер – и воскрес? Разве не хотел Он подобным образом ворваться в наши сердца с пламенным кличем: «Следуйте Мне – и не умрёте!»? Разве не подобный же клич вызвал к свободе сынов Израилевых, до того не мысливших себя вне фараонова рабства? Отчего же мы настолько боимся исхода в бессмертие, то и дело косимся в сторону котлов с мясом, ныне обретших всевозможные учёные названия вроде «релятивизма» и «прагматизма»?
Существуют две крайности во взглядах на смерть и бессмертие. Первая из них – отрицание Жизни Вечной как таковой. Вторая утверждает малую значимость сегодняшней земной жизни под предлогом заботы о Жизни грядущей. Подлинными же причинами этого выступают самоотгороженность от жизни, пассивность, безответственность и банальная трусость. Можно представить тысячи самых убедительных возражений такой позиции. Но самое убедительное из них принадлежит Иисусу Христу, пришедшего для Своей вселенской спасительной миссии ИМЕННО на землю, ИМЕННО в нашем человеческом облике. Лишь одно это обязано убедить любого из нас в непреходящей взаимосвязи вещественного и духовного мира, нашей повседневной жизни и Царства Небесного, бренного физического бытия и бессмертия.
Сегодня генетики и геронтологи сходятся во мнении, что изначальный биологический ресурс человека позволяет ему жить не менее 120 лет. Сокращение этого внушительного срока в 2 раза и более – исключительно наша людская вина. Бог предлагает нам реальное продление срока нашей земной жизни со столь же реальной перспективой Жизни Вечной. Но я, как врач и биолог, абсолютно уверен: никакие самые прогрессивные технологии не приведут к продлению нашей жизни, к победе над сокращающими его разнообразными факторами и болезнями, пока мы не окажемся в состоянии внятно ответить на один вопрос. Он звучит так: ДЛЯ ЧЕГО нам эти 120 лет? Вне Бога ответ на этот, казалось бы, простейший вопрос абсолютно невозможен точно так же, как был бы невозможен исход из Египта потомков Авраама, Исаака и Иакова.
Будем же радоваться воскресению Господа Иисуса, исходу из Египта, благам и спасению, на которые поистине неистощим Бог. Будем благодарить Его, молиться Ему, будем ощущать и прославлять Его близость и всемогущество!
Яков Новиков