Орел, лежащий в истоках Оки, является типичным городом российского Черноземья. Когда-то его украшали многочисленные главы церквей, соборов и монастырей, среди которых выделялись шпили католического храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии...
В наши дни город изменился до неузнаваемости - одни храмы были снесены, другие скрылись в тени безликой многоэтажной застройки, третьи были перестроены под различные учреждения. В годы советской власти было изуродовано и здание католического храма - в старых стенах расположилось предприятие со "звучным" названием "Продмаш". Времена изменились, многие церкви вновь вернулись к своему истинному предназначению, в том числе и в Орле, но судьба многострадального храма пока не изменилась, только к названию его владельца была прибавлена аббревиатура "АО". А о существовании в городе католической общины, кажется, все забыли. Хотя католики живут в Орле уже полтора столетия...
"В вечное и потомственное владение..."
Трудно сейчас точно сказать, когда именно первые католики появились в Орле, но к середине XIX века их насчитывалось уже немало. Кроме членов общины, занимавшихся мирным трудом, в городе было много военных католического вероисповедания. К их духовным нуждам власти относились достаточно внимательно - при всех штабах военных округов в то время имелся находящийся на казенном жаловании католический капеллан, в обязанности которого входило окормление солдат и офицеров (прежде всего - поляков) гарнизонов, рассеянных на территории нескольких губерний. Разумеется, по мере возможности, военные священники совершали требы и для католиков-штатских, живущих в губернских городах. Это происходило, как правило, во временно нанятых помещениях, чаще всего, в казенных зданиях. Так было и в Орле вплоть до 1858 г.
Как свидетельствуют архивные документы, 7 августа 1858 г. жена надворного советника Мария Дмитриевна Руднева продала военному капеллану о. Бенитусу Липеню "в вечное и потомственное владение" пустопорожнее неудобное место с забором и обгорелыми материалами шириной 17 сажен и 1 аршин и длиной 15 сажен за 275 рублей. Участок находился в III части Орла, на территории православного прихода св. Павла Исповедника, на улицах Садовой и Введенской (ныне - улицы Горького и 7 ноября).
По поводу ходатайства католиков о разрешении на строительство каменного храма, поданного в ноябре следующего года, губернская строительно-дорожная компания ответила согласием. На эту цель среди прихожан было собрано 5028 рублей 91 копейка. Первоначально была сооружена временная деревянная часовня, а 21 сентября 1861 г. был утвержден проект строительства на ее месте каменного здания храма. В 1864 г. храм был завершен и в нем начались богослужения.
Храм представляет из себя вытянутый прямоугольник без выделения алтарной части. Стиль здания представляет из себя несколько наивную трактовку псевдоготики, характерную для третьей четверти XIX в. Фасад фланкируют две многогранных башенки, еще одна, увенчанная высоким шпилем, венчает конек крыши. Главный вход выделен глубокой нишей со стрельчатым завершением, над полукруглым порталом находится окно-розетта. Боковые стены его расчленены семью стрельчатыми окнами. В 1909 г. к тыльной стороне здания была пристроена ризница.
Внутри здание имело сводчатое перекрытие, стены расчленялись плоскими пилястрами. Основным акцентом интерьера являлся ажурный псевдоготический главный алтарь, представлявший собой пятичастную арку, в нишах которой были установлены статуи святых. Менса престола была украшена изображением Тайной Вечери. С обеих сторон алтаря находились две ниши, также в псевдоготическом обрамлении, в правой из них был вход в сакристию. Вдоль боковых стен пресвитерия были установлены еще два алтаря, являющихся уменьшенной копией главного. Слева, в оконной нише находилась кафедра для проповедей с богато украшенным балдахином. Над входом в храм были устроены хоры.
Поруганная святыня
В 1925 г., в соответствии с новым законодательством, в местных органах власти был зарегистрирован римско-католический приход. Настоятелем его был о. Ян (Иван Осипович) Павлович. Согласно уставу общины, подписанному 12 мая 1925 г., церковное здание передавалось в бессрочное пользование приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Но уже в январе 1930 г. бесплатное пользование было отменено. Вместо этого была введена арендная плата, которую община аккуратно вносила до 1 января 1938 г.
В 1931 г. был арестован настоятель прихода о. Ян Павлович вместе с органисткой Софьей Станиславовной Романовской. Священник был приговорен к расстрелу, замененному затем 10 годами заключения в лагере. Вскоре был арестован и расстрелян о. Александр Кучинский, также служивший в храме. Всего из числа прихожан было репрессировано 74 человека, 6 из них - расстреляны.
Храм был закрыт 5 апреля 1938 г. на основании постановления оргкомитета ВЦИК по Орловской области и передан спортивному обществу "Динамо". В годы Великой Отечественной войны здание было незначительно повреждено (пострадала крыша, были разобраны полы и выбиты оконные рамы). В начале 1950 г. здание храма было передано заводу "Продмаш", руководство которого произвело капитальную перестройку его фасадов и интерьеров: помещение было разделено перекрытием на два этажа, были заложены высокие стрельчатые окна и пробиты новые, снесены шпили боковых башенок и уничтожена центральная башня, над входом появился балкон, устроенный вместо окна-розетты.
Новая жизнь
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был вновь зарегистрирован 16 декабря 1993 г. Поначалу богослужения совершали францисканцы из Тулы и Калуги, а с 1996 г. стал приезжать о. Йозеф Гунчага из Курска. В 1997 г. он переехал в Орел.
Богослужения проводятся на квартире, одна из комнат которой приспособлена под часовню. Из-за отсутствия церковного здания многие католики, проживающие в Орле или в его окрестностях, не догадываются о существовании общины. Конечно, если бы был возвращен и восстановлен храм, ситуация могла бы быть совершенно иной. Но дирекция "Продмаша" сумела убедить губернатора Егора Строева в том, что здание бывшего храма жизненно необходимо заводу, что не вполне соответствует истине: строение находится на краю заводской территории, причем часть его вообще выступает за пределы огороженного участка. Причем многочисленные таблички, типа: "Ремонт обуви" или "Юридическая консультация" свидетельствуют о том, что помещения перестроенного храма сдаются в аренду.
Не желая обострять ситуацию, орловские католики пытались добиться разрешения на устройство временной часовни, но все выбранные ими для строительства земельные участки оказались либо заняты, либо по каким-либо еще причинам недоступны. В конце концов, главный архитектор, объехав на машине вместе с о. Йозефом весь город, предложил участок на самой окраине, в Бетонном переулке. Верующие, среди которых немало пожилых людей, не слишком охотно, но все же согласились на это предложение, но неожиданно последовал отказ - оказывается, вблизи планируется строительство нового жилого микрорайона, что - по логике местных властей - несовместимо с наличием католической часовни.
С 2000 г. борьбу орловчан за храм возглавил новый настоятель - о. Збигнев Круль. В декабре 2001 г. католики Орла впервые за всю историю существования прихода приветствовали архипастыря - их посетил архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Владыка предстоял за торжественным богослужением, во время которого 10 человек приняли таинство миропомазания. Хотя здание храма до сих пор не возвращено приходу, католическая община в Орле развивается. Сегодня она насчитывает уже около 70 человек.

 

 

на правах рекламы:


Мы предлагаем отдых на лучших виллах Черногории. Вам не придется скучать, ведь Вы всегда сможете покататься на горных лыжах или полежать на сказочных песках курортов Черногории.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...