Латинское с... нижегородским
Уже с XVII в. в Нижнем Новгороде была известна так называемая Панская слобода - место, где селились поляки, литовцы и немцы, которые попадали в плен в течение многих войн - еще со времен Минина и Пожарского. Исходя из национального состава Панской слободы, можно предполагать, что среди ее жители были католики, но архивных документов, которые могли бы показать, что там совершались религиозные службы, не сохранилось.
С 1808 г. на ярмарке в Макарьеве постоянно присутствовали купцы из Франции, а после Отечественной войны в Нижегородской губернии остались французские пленные (точное их число неизвестно) - в имении Волконского, находившемся в Арзамасском уезде и в других уголках губернии.
Достоверно известно, что с 1813 по 1816 г. происходил массовый переход французов, поляков, немцев в русское подданство, что было связано с необходимостью искать работу в России. Часто вероисповедание менял только глава семьи, а его жена и дети оставались католиками. После августа 1831 г. происходит первая высылка поляков, еще не формирующая значительный и устойчивый контингент католиков в Нижнем Новгороде, но уже дающая некоторые предпосылки для формирования католических общин и, позднее, прихода.
С 1833 по 1836 г. в Нижнем Новгороде начинают формироваться привилегированные учебные заведения - Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц; позднее, в 80-х годах, в город переезжает Аракчеевский кадетский корпус. В этих учебных заведениях, где обучались представители разных национальностей, сохраняющих свое вероисповедание, было обязательным присутствие духовного наставника для каждой религиозной группы (в первую очередь - это православные, католические, лютеранские и мусульманские священнослужители). Появление первых постоянно присутствующих католических священников стало значительным шагом в формировании общин, в которые должны были войти немцы, поляки, французы, итальянцы, прибывшие в процветающую Нижегородскую губернию в поиске средств к существованию.
Изредка в город наведывались священники из Казани, Москвы или Саратова, совершавшие богослужения в частных домах или арендованных помещениях. Но этого было явно недостаточно...
Возникновение прихода
В 1857 г. купцы-католики подали прошение о разрешении построить часовню на ярмарочной площади. Наибольшую активность проявил купец-армянин Агапит Еларов (известный также, как один из вдохновителей строительства московского храма святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке). После долгих усилий католикам удалось добиться разрешения на постройку каменной часовни у подножия кремлевского холма. Поскольку к тому времени купцы объединили свои пожертвования со средствами местных прихожан, удалось вместо часовни построить небольшой каменный храм без колокольни, освященный в 1861 г. во имя Успения Божией Матери. Настоятелем прихода был назначен о. С. Будревич, исполнявший также обязанности военного капеллана. В храме было три алтаря, рядом с ним, в саду, на деревянной перекладине висело два колокола. Здание представляло из себя небольшую постройку в псевдоготическом стиле, украшенную скромным декором. Окрашенные в красный цвет стены были прорезаны стрельчатыми окнами, над входом выделялось большое круглое окно-розетта. Фасад завершал высокий фронтон с небольшой башенкой, декоративные элементы подчеркивались белым цветом. При храме был построен также дом священника и флигель для органиста, сзади был разбит сад.
Следующий значительный наплыв в нижегородский край населения, принадлежащего к Католической Церкви, происходит после польского восстания 1861-1863 гг., активные участники которого были высланы в Россию, в отдаленные от западных границ губернии. Первые документы, касающиеся религиозного аспекта существования в Нижегородской губернии высланных повстанцев, относятся к устройству специальных кладбищ для католиков в Семенове и других городах губернии.
Интересная подборка дел, представленная в нижегородском архиве, относится к случаям перехода православных в католичество. В качестве примеров можно назвать "Дело о надворном советнике Бурачке, совратившемся из православия в римско-католическое вероисповедание" (1839 г., март); а также "Дело об уклонившихся от православия в инославные и иноверные исповедания (о переходе разных лиц, проживающий в городе Нижнем Новгороде в католичество" (1906 г.), содержащее большие списки. Позднее в Нижнем Новгороде появляются уже целые группы русских католиков, связанные с именами Николая Толстого и нижегородца о. Алексея Зерчанинова.
К началу Первой мировой войны в Нижегородской губернии было около 5700 католиков, в том числе армяно-католиков; в самом Нижнем Новгороде, кроме храма, было еще три часовни, часто фигурирующие в документах как отдельные приходы. Священники выезжали для совершения богослужений в уездные города. Когда настоятелем был о. Петр Битны-Шляхто, при приходе регулярно работали Польский и Литовский благотворительные комитеты, комитет по делам беженцев, пленных офицеров и т. д. В приходе также была публичная библиотека, хор, воскресная школа.
Второй храм
К 1914 г. приход так разросся, что появилась необходимость в cроительстве нового храма. 16 мая 1914 г. католическая община Успения Пресвятой Девы Марии получила в дар от священника Петра Варфоломеевича Битны-Шляхто купленный им у потомственной дворянки А. И. Михайловой участок земли с усадьбой и садом по ул. Студёной (ныне дом №8) для строительства новой церкви. Поначалу предполагалось построить по проекту архитектора Михаила Игнатьевича Кунцевича огромный псевдоготический храм с высокими башнями, но начавшаяся война помешала этим планам, так что в итоге был сооружен более простой и низкий храм, с потолком вместо сводов и без башен. Службы в нем совершались до 1929 г., после чего часть прихожан была репрессирована (священник о. Антоний Дземешкевич расстрелян на Соловках); в 1949 г. здание было кардинально перестроено, - в нем разместилось вначале общежитие, затем радиоузел, а в 1960-е гг. строение передали Центру научно-технической информации.
Старый же храм Успения Пресвятой Девы Марии на Зеленском спуске был закрыт и снесен в 1920-30 гг., сейчас трудно даже установить точно место, где он находился.
Возрождение
В мае 1993 г. впервые на совместную молитву собрались пятеро будущих прихожан католического прихода Успения Пресвятой Девы Марии. Тогда и было решено официально восстановить приход. В статистическом управлении были получены данные о том, что на данный момент в г. Нижнем Новгороде проживают около 600 поляков, 300 литовцев и представители других национальностей, многие из которых - католики. 1 и 2 ноября 1993 г., в торжество Всех святых и День поминовения всех усопших, о. Рольф Филипп Шененберг из Швейцарии совершил первую мессу в квартире одного из прихожан. О. Рольф привёз также статую Фатимской Божией Матери, которая и сейчас находится в приходе. В конце ноября того же года администратором прихода был назначен о. Стефано Каприо, настоятель храма во Владимире.
Официально приход был зарегистрирован 10 февраля 1994 г. Поскольку перестроенное здание храма сразу передать католикам не было возможности, администрация города предоставила им помещение бывшей конюшни при усадьбе, располагающейся на соседнем с бывшим храмом участке. 30 ноября 1997 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил часовню, устроенную в небольшом помещении, занимающем примерно 1/3 площади переданного здания, и назначил настоятелем прихода о. Марио Беверати. Несколько позже городские власти передали общине полуразрушенное здание дома органиста. В 1998 г. оно было отремонтировано, и в настоящее время является приходским домом.
28 декабря 1998 г. приход получил оставшуюся часть здания часовни (дом №10-6 по ул. Студёной), где после реставрации, а точнее - кардинальной перестройки, разместятся храм, помещение "Каритаса" и канцелярия прихода. В мансарде на 2-м этаже того же здания располагается библиотека, помещения для воскресной школы.
27 и 28 марта 1999 г. приход принимал мощи св. Терезы Младенца Иисуса, пришло очень много верующих. В период между праздниками св. Иосифа и Благовещения в марте 1999 г. началась реконструкция оставшейся части здания по ул. Студёной, 10-6. 6 июня 1999 г. на праздник Пресвятого Тела и Крови Христа после мессы состоялся крестный ход со Святыми Дарами - во дворе и на территории новой стройки.
Освящение
9 января 2000 г., в торжество Крещения Господня, Апостольский администратор для католиков севера европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил храм Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Семейства в Нижнем Новгороде. Во время мессы освящения архиепископу сослужили настоятель прихода о. Марио Беверати, а также священники Бернардо Антонини (Москва), Стефано Каприо (Владимир), Анджей Гжибовский (Пермь) и Диогенез Уркиза (Казань).
Передавая символический ключ от храма настоятелю, архиепископ выразил надежду, что его двери будут открыты для ищущих Бога и не найдется больше человека, который бы вновь закрыл храм, как это уже случилось в Нижнем Новгороде при советской власти.
Процессия верующих и духовенства вошла в храм через главные врата, и началась торжественная месса. Согласно чину освящения храма, в его алтарь были помещены частицы мощей св. апостола Андрея, покровителей Европы св. Бенедикта, св. Екатерины Сиенской, св. Бригитты Шведской, покровителя Вероны (Италия) св. Зенона Веронского, свв. Косьмы и Дамиана, а также заступницы России св. Терезы Младенца Иисуса. Архиепископ и сослужившие ему священники подписали акт освящения и акт закладки мощей, затем владыка помазал елеем алтарь, а священники - четыре креста на стенах храма. Во время мессы шесть прихожан, которые прошли соответствующую подготовку, приняли таинство миропомазания.
Необычный храм
Здание нового храма имеет достаточно непривычный вид. Невысокое, растянутое перпендикулярно улице строение, центр которого выделен немного выступающим ризалитом, слабо напоминает церковь. Лишь ажурный крест на башенке с часами, венчающей высокую мансардную крышу центральной части здания, колокол в слуховом окне и цветное рельефное изображение Святого Семейства над главным входом свидетельствуют о назначении здания. Стены окрашены в темно-коричневые и желтые тона, детали декора (карнизы и наличники) выделены белым цветом.
Совсем иное впечатление производит интерьер. Он также нетрадиционен, но поражает удивительной гармонией. Алтарь расположен в центре, а не в торце храма, как это обычно принято, причем скамьи для прихожан расположены с обеих его сторон. Столь необычное решение было вызвано планировкой и небольшой высотой помещения, сильно вытянутого вдоль поперечной оси. Центральная часть, выделенная четырьмя колоннами, восьмигранным проемом соединена со вторым этажом, где устроена галерея, и завершается куполом. Позади мраморного алтаря, слева от которого установлена кафедра для чтений, а справа - купель (также выполненные из мрамора), имеются три окна с витражами, эскизы которых сделал сам настоятель. В среднем, круглом окне, установлен витраж с изображением Святого Духа, в левом и правом, имеющих полуциркульное завершение, - изображения Святого Семейства и Распятия. Интерьер храма украшают статуи св. Иосифа, Фатимской Божией Матери и Младенца Иисуса, а также выполненные в иконописной манере образы Святого Семейства, стояний Крестного Пути и Распятия.
Большинство строительных работ выполнили местные мастера, лишь колокол и крест на башенке были изготовлены в Воронеже.
Каждый день в храме совершается месса и читается Розарий, по четвергам - поклонение Святым Дарам, а по пятницам - изучение Библии. Осуществляется катехизация взрослых и молодёжи с целью подготовки к крещению и Первому Причастию. Есть воскресная школа, планируется организовать хор. При приходе существует "Каритас", который помогает малообеспеченным людям и поддерживает тесные контакты с Православной Церковью. Совместно с православными была реализована зимняя антикризисная программа. Недавно был основан Фонд закупки медикаментов для малоимущих.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...