О возрождении служения Святой Мессы по Миссалу 1962 г. и сопутствующих этому трудностях, об изучении Usus Antiquior и пастырской необходимости размышляет священник Сергей Давыдов – выпускник санкт-петербургской Высшей Духовной семинарии «Мария – Царица апостолов» и викарий прихода Св. Иосифа в Тюмени (Преображенская епархия). По приглашению Общества Святейшего Сердца Иисуса 8-10 апреля 2011 г. он провел духовные упражнения с учетом норм motu proprio «Summorum Pontificum» в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

- Отец Сергей, благодарим вас за ваше согласие приехать к нам. Каковы ваши впечатления о духовных упражнениях, прошедших в Москве 8-10 апреля 2011 г.?

- Признаюсь, приглашение приехать в Москву, чтобы провести духовные упражнения в общине традиционных католиков, было для меня неожиданным. Я хорошо подумал, прежде чем дал принципиальное согласие на своё участие. С одной стороны, было страшновато, ведь опыт служения Мессы в Usus Antiquior для меня ещё непривычен и совсем невелик, а программа упражнений была и напряжённой, и изобилующей литургическими практиками. С другой стороны, это приглашение было интригующим (в хорошем смысле этого слова) и заманчивым, ведь мне предоставлялась прекрасная возможность расширить и укрепить мою, ещё очень слабую, практику служения по Миссалу 1962 г. Проблема и в том, что для меня это были бы уже третьи реколлекции за небольшой период Великого Поста. Нужно было рассчитать силы, ведь впереди была Пасха.

И, тем не менее, желание побыть среди единомышленников, совместно с ними поразмышлять и помолиться, а также (чего греха таить), попрактиковаться в служении Святой Мессы по экстраординарной форме Римского обряда, перевесили все доводы «против», и я решился.
И теперь, переходя к основной части вопроса, могу сказать, что мои надежды вполне оправдались.
Во-первых – и это очень важно для реколлекциониста – я встретил людей действительно заинтересованных и серьёзных. Их отношение было отнюдь не пассивным, как зачастую бывает в приходах, где настоятель сам приглашает священника для проведения реколлекций, призывает прихожан принять в них участие и переживает, а придёт ли кто-нибудь, чтобы не было стыдно перед приглашённым. Здесь же инициатива организации этих упражнений исходила от католиков-мирян, от Общества Святейшего Сердца Иисуса – Католики за «Summorum Pontificum» – разумеется, после предварительных консультаций с капелланом, о. Августином Дзендзелем SDB.
Во-вторых, очень понравился уровень сотрудничества. Поясню. Мне действительно была необходима помощь, и теоретическая и практическая, по некоторым литургическим вопросам, и я её получал. Таким образом, могу сказать, что духовные упражнения не прошли только лишь как несколько конференций, но это была совместная и духовная, и практическая работа.
В-третьих, программа, как я уже сказал, была очень интенсивной, и это было именно желанием общины. Признаться, я устал после этих реколлекций. Но усталость эта была хорошей усталостью, как после нужной, приносящей удовлетворение работы. Я очень надеюсь, что эта встреча способствовала взаимному обогащению.
Выражаю свою искреннюю признательность за приглашение провести духовные упражнения генеральному викарию епархии Божьей Матери в Москве монсеньору Сергею Тимашову, настоятелю кафедрального собора о. Иосифу Заневскому и о. Августину Дзендзелю, без которых эти упражнения не могли бы состояться.
Также искренне благодарю председателя правления Общества Святейшего Сердца Иисуса – Католики за “Summorum Pontificum”, г-на Грегора Хубера, за прекрасный приём и хорошую организацию упражнений, григорианскую схолу – за музыкальное сопровождение богослужений и, конечно же, замечательных министрантов, которые многому меня научили. Благодарю членов Международной ассоциации Una Voce и всех, кто принял участие в этих упражнениях.

 

- Давно ли вы служите по Миссалу 1962 г.? Как вы познакомились с Usus Antiquior? Была ли у вас возможность изучать его в семинарии или на специальных курсах?

- Если говорить о сердечном устремлении или внутреннем настрое, то, да, я давно «служу» Мессу 1962 г. Но практическая возможность совершить её в первый раз появилась у меня год с небольшим назад в Санкт-Петербурге. Я сделал это по просьбе тамошней общины. Второй раз я служил уже у вас в Москве, во время духовных упражнений. Так что, как видите, опыт пока невелик.
До того как я присоединился к Католической Церкви, я кое-что уже знал о ней теоретически. В том числе и об особенностях богослужения. Знания я свои черпал из литературы, которая была доступна в советский период, то есть литературы атеистического толка. Но, как ни парадоксально, в этих книгах содержалось много фактических данных, по которым вполне можно было получить представление о Церкви как таковой. Надо только сказать, что данные эти были устаревшими.
И вот, когда у меня впервые появилась возможность переступить порог церкви, вернее, часовни в городской квартире, где в то время располагался наш приход, и присутствовать на Святой Мессе, я был слегка растерян, так как увиденное мной не соответствовало моим знаниям о Церкви. Не скажу, что это меня шокировало или отвратило от неё, но вопросов вызвало массу.
Тогда я стал разбираться – и самостоятельно, и уже с помощью священников – и узнал о тех изменениях, которые произошли в Церкви в начале второй половины XX века. В том числе о литургической реформе. Так я узнал, что в Церкви служится уже «другая Месса» и куда-то делся латинский язык. Но «первую любовь» забыть невозможно. По крайней мере, для меня.
К сожалению, в семинарии познакомиться с Usus Antiquior мне не довелось, т. к. наши профессоры и воспитатели были рукоположены уже после реформ и поэтому тоже его не знали. Моё «узнавание» дореформенного обряда происходило постепенно и фрагментарно.
Сами понимаете, литературы на русском языке по этой теме не существует, никаких пособий и видеоматериалов тогда ещё не было. Плюс, немаловажный фактор – сам интерес к старому обряду вызывал недоумение, если не сказать – подозрение в нелояльности реформам II Ватиканского Собора.
Впервые я присутствовал на Мессе, совершаемой по Миссалу 1962 г., в Польше. Совершенно случайно я узнал, что есть маленькая группка, которая собирается по воскресеньям в одном из приходских помещений (в храме бы никто не позволил), где священник, который имеет соответствующий, необходимый в то время индульт, служит Мессу в Usus Antiquor. Тогда я получил уже как бы практическое вдохновение изучить чин Мессы и, если Бог даст, самому со временем начать её совершать.

- В опубликованной 13 мая 2011 г. инструкции Universae Ecclesiae, дающей практические указания по воплощению норм Summorum Pontificum, в частности, содержится просьба к епископам-ординариям «предоставить духовенству возможность получать соответствующую подготовку для священнодействия в экстраординарной форме. Это касается и семинарий, где следует позаботиться о должном формировании будущих священников благодаря изучению латинского языка и, если пастырская потребность этого требует, предоставить им возможность освоить экстраординарную форму Обряда». Как вы думаете, насколько актуальна для нашей страны эта просьба Комиссии Ecclesia Dei, входящей в состав Конгрегации Вероучения? Возможно ли преподавание Usus Antiquior в Высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов»?

- Я думаю, что эта просьба Комиссии Ecclesia Dei обращена ко всей Церкви, а поскольку Церковь в России неотъемлемая её часть, то просьба, безусловно, касается и её.
Другое дело – вопрос о пастырской необходимости. В виду особого состояния нашей Церкви (я имею в виду её недавнее восстановление практически из небытия: здесь речь, безусловно, идёт о восстановлении официальных структур и закладке фундаментов), пастырскую необходимость определить бывает не так-то просто.
До недавнего времени наши потребности лежали в плоскости самого необходимого, и пока эта ситуация принципиально не меняется. Например, мы - священники Преображенской епархии, где я несу служение, посещаем точки, где «затеряны» католики в Западной Сибири и на Урале. Эти места зачастую отдалены от приходских центров сотнями километров. Здесь попросту речь идёт о том, чтобы как-то распределить своё время и возможности для посещения и уделения этим людям необходимого минимума пастырской заботы.
Во многом эти люди не знакомы с какой бы то ни было церковной традицией. И этим мы разительно отличаемся от стран традиционно католических, где люди ещё помнят старый обряд и имеют возможность сравнивать. Я бы сказал, что в наших условиях критериев для сравнения ещё пока нет. Следовательно, пока рано ожидать повсеместного обращения верных с просьбой о совершении Святой Мессы по Миссалу 1962 г.
С другой стороны, в некоторых приходах такие инициативные группы уже есть. Я имею в виду, прежде всего, Москву и Санкт-Петербург. Это можно рассматривать как возникновение пастырской необходимости, а раз она уже есть, то вполне обоснованно говорить о возможности, хотя бы, ознакомительного изучения в курсе литургики студентами семинарии Usus Antiquor.
Как это возможно практически, вопрос не моей компетенции.

- Есть ли в тюменском приходе Св. Иосифа инициативная группа верных, или coetus fidelibus, используя словосочетание motu proprio, просящих о служении Святой Мессы по Миссалу 1962 г.? Служится ли где-нибудь в Сибири Святая Месса согласно Usus Antiquior?

- Пока такой группы нет. Есть, рассредоточенные по разным приходам, а значит и городам люди – католики, в основном молодые, которые так или иначе озвучивают свой интерес к старому обряду или выражают желание участвовать в Святой Мессе согласно Миссалу блаженного Иоанна XXIII. Их довольно много, но в группу пока они не объединились. Возможно, ещё не пришло время.

- Каковы, как вы думаете, нынешние причины трудностей с возрождением Святой Мессы? Ведь, как рассказывают сами священники, еще в 1990-е годы во многих местах люди, сохранившие старые молитвенники (а некоторые и сами помнили, как ходили в храм в юные годы), не принимали пастырей, приехавших возрождать приходы и служивших только на национальном языке по новому чину?

- Я думаю, что частично ответил на этот вопрос выше, когда говорил об особенностях наших российских условий.
Подчеркну лишь, что у нас была прервана на долгие годы какая бы то ни было традиция вообще. Многие из тех, кто помнил, уже умерли, а большинство просто не знают и не укоренены ни в какой традиции. Она сохранялась лишь в некоторых анклавах компактного проживания католиков (например, в Караганде, в Казахстане и ряде других мест). Я думаю, это одна из основных трудностей. Разумеется, не единственная, но основная.
Со стороны духовенства ещё ощущается некоторое недоверие. Возможно потому, что ещё недавно публичное служение по Usus Antiquior было сильно затруднено, у многих существует настороженность по отношению ко всему, что касается Традиции: страх показаться нелояльным решениям II Ватиканского собора, многие ещё не определились, как относиться к решениям Святейшего Отца, видимо, чувствуют растерянность, замешательство. Это тоже можно понять.
А возрождение требует времени. Вы знаете, что согласно Каноническому праву, традиция считается укоренившейся, если насчитывает около 200 лет. Пусть вас не пугает эта цифра. Процесс уже идёт. И если Господу будет угодно (а голос Святейшего Отца об этом свидетельствует), то мы с вами тоже внесём свой вклад в это дело возрождения.

- Недавно, совершая паломничество в Бари, мы услышали от одного православного экскурсовода, что католики, цитирую по памяти, отказались от Традиции, изменили до неузнаваемости свои богослужения и поэтому в нынешней ситуации разрыв с Православной Церковью ощущается как никогда и окончательное примирение невозможно. Конечно, тут можно вспомнить с иронией, что чуть более полутора веков назад, в 1860-е, А. Н. Муравьев критиковал «тихую» Мессу, католические обряды, традицию музыкального сопровождения, подчеркивая, насколько это чуждо Греко-Российской Церкви. Но все-таки, возвращаясь к реалиям XXI столетия, что вы думаете?

- Я думаю, что объединение Церквей – это, прежде всего, дело Божье. Вряд ли оно достижимо на уровне «мероприятий». Начинается оно с нас самих. Тогда, когда близость Царствия Божия мы начинаем осознавать согласно словам Христа, что Оно «внутрь нас и посреди нас». А если искать повод для размежевания, то, действительно, камнем преткновения может быть что угодно. Хотя, будучи знакомым с византийской традицией, могу сказать, что дореформенный Чин Мессы гораздо ближе к ней и созвучнее.

- Часто можно услышать, что служить по Миссалу 1962 г. очень сложно, научиться нереально и т. п. Насколько это обоснованно?

- Что касается трудности в освоении обряда, то тут могу свидетельствовать на личном опыте, ведь я тоже нахожусь пока в стадии «освоения».
Безусловно, это требует усилий и особого настроя. Но без этого невозможно научится ничему. Прежде всего, я думаю, надо любить Церковь и Её литургию. Не считать, что до 1960-х годов Церковь не жила по Евангелию и не служила плодотворно для народа. Также надо осознавать – там, где это нужно – потребности людей, не пытаться быть высокомерным по отношению к ним, но думать о cura animarum –- благе душ людских.
А возможности для изучения Usus Antiquior уже есть. Есть и видеоматериалы, и возможность участвовать в конференциях по изучению и практическому служению. Было бы желание.

- Что вы пожелаете нашим читателям?

- Прежде всего, Воскресения Христова в сердцах. Радости о Воскресшем. Чтобы любовь к Традиции изливалась из верующей души, питалась горячим желанием благолепно и благоговейно прославлять Господа в Литургии. Не фокусируйтесь только на форме, но, прежде всего, приуготовляйте себя духовно, возрастая в вере и добродетелях. Также хочу пожелать того, к чему призывал Господь Своих Патриархов – быть твёрдыми и мужественными.

Материал взят с сайта summorum-pontificum.ru.