№ 36 (385) 29.09.2002

Католическая община города Якутска, ставшая ядром будущего прихода Христос - Солнце Правды, сформировалось в 1994 г. 16 апреля 1995 г. приход был зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Саха. На сегодняшний день он насчитывает около 100 прихожан, которых окормляют отцы-салезианцы. Богослужения проходят в часовне, расположенной в салезианском Доме молодежи
О молодежном центре мы поговорили с викарным священником якутского прихода о. Петром Бицаком SDB.


- Отец Петр, расскажите, пожалуйста, немного о своем приходе.
- Приход в Якутске небольшой, и, конечно, как помощник настоятеля я участвую во всех его делах. Но самое важное для меня, что составляет суть моей работы – это Дом молодежи. Он открылся 5 лет назад, в 1997 г. Я бы сказал, что для городских ребят это стало настоящим событием, потому что в то время никаких подобных центров для детей и молодежи в Якутске не было. Конечно, первые два года были временем знакомства – мы знакомились с Якутском, город знакомился с нами. О следующих трех годах уже можно сказать, что уже началась "настоящая" работа.
В нашем молодежном центре мы предлагаем детям занятия в различных кружках. Какие именно занятия, - зависит от того, какие аниматоры у нас работают и что они могут делать. В прошлом году работали кружки английского, немецкого, итальянского языков, действовал компьютерный класс. Есть у нас небольшой спортивный зал. В каком-то смысле я бы сравнил наш Дом с тем, что раньше в России называлось Домом пионеров...
- Много ли ребят к вам приходит и кто они?
- Если говорить в целом, то сейчас через наш центр проходит 200-300 ребятишек в возрасте от 10 до 18 лет. Одни приходят только в спортзал – поиграть в футбол, другие – поработать на компьютере, третьи ходят в кружки уже более регулярно.
Одно из обязательных условий – то, что ребята, которые регулярно посещают наш Дом, должны заполнить анкеты и принести письменное разрешение от родителей. Сейчас среди них есть и русские, и якуты. Мы не заботимся о том, чтобы это были представители какой-то определенной национальности или одной конфессии. К нам приходят и мусульмане, и вообще неверующие люди. Мы принимаем всех, кто принимает правила нашего Дома.
- И что это за правила?
- Не ругаться, не хулиганить, не портить книги и мебель, вести себя культурно – то есть такие общечеловеческие правила нормального поведения.
- То есть, можно сказать, что это – своего рода детский образовательно-развивающий центр и ничего сугубо католического в нем нет?
- Нет, не совсем так. Большинство аниматоров и помощников работают на принципах педагогики дона Боско, основанной на христианском подходе. Мы никого не заставляем верить, но, с другой стороны, и не скрываем своей веры. Все знают, что я – священник. Всем известно, что на втором этаже есть часовня, куда можно пойти и помолиться. Для тех, кто хочет учиться и узнавать основы христианства, работает воскресная школа. Но мы ничего никому не навязываем.
- К сожалению, сегодня складывается ситуация, что любой шаг католического священника, особенно если он работает с молодежью, может вызвать неадекватные комментарии "со стороны". Вас еще не обвиняли в прозелитизме? Не устраивали каких-либо проверок?
- Проверки были. Например, приходили к нам из министерства образования, требовали бумаги, проверяли их, никаких нарушений не обнаружили. На различные обвинения я всегда говорю: мы никого не заставляем к нам ходить. Это как в кино – если меня интересует тот или иной фильм – я на него пойду, если он мне не интересен – нет.
Что же касается прозелитизма, то здесь его нет. Харизма салезианцев – в заботе о молодежи, и наша цель – помочь молодому человеку найти смысл своей жизни. Если он станет хорошим православным – замечательно. Я знаю, что если бы у нас было налажено сотрудничество с православными священниками, то это всем пошло бы только на пользу. У салезианцев уже накоплен определенный опыт, которым бы мы могли поделиться. Это и организация школ, и работа в приютах, и программы для наркоманов, для детей улицы, и прочее.
- Кто такие аниматоры?
- Аниматоры – это те люди, которые организуют и ведут в нашем Доме занятия. В основном, это – студенты и выпускники университетов из Словакии. Они приезжают к нам в качестве добровольцев, занимаются какое-то время здесь с детьми, а потом снова возвращаются к себе домой. В Европе это довольно распространенное явление, – когда молодые люди жертвуют годом своей жизни, чтобы сделать что-то хорошее и полезное для других. Это – люди добра. В прошлом году у нас работали 2 девушки и 2 парня, в этом году тоже будут 2 девушки из Словакии.
Традиция деятельности ораториумов (как еще называют наши Дома молодежи) имеет глубокие корни, особенно в Италии. Основатель нашей конгрегации дон Боско не был родоначальником этой идеи, он просто взял ее и развил, исходя из потребностей обучения молодых людей. Кстати сказать, многие известные в самых разных областях люди прошли через салезианские ораториумы. Например, футболист Марадона, певец и актер Челентано, сегодняшний президент Словакии Рудольф Шустер. В Словакии движение салезианцев тоже очень популярно.
- К вам в центр только мальчики приходят?
- Нет, есть и девочки. Но, конечно, мальчиков больше, потому что официальным приоритетом в деятельности салезианцев является работа с мальчишками. Я думаю, здесь, в России, это особенно важно. Если посмотреть на Якутск, то можно сказать, что проблемы с мужчинами здесь есть - это и алкоголизм, и преступность. Спрашиваешь у ребят: "Где папа"? "Ушел", – отвечают. Очень много распавшихся семей. Очень много матерей-одиночек. Думаю, это общая для всей России проблема.
- Отец Петр, расскажите, пожалуйста, что собой представляет Якутск?
- Якутск – это столица Республики Саха, ее административный, культурный и научный центр. Здесь есть несколько театров, университет, музеи. "Большой промышленности" нет. Большинство горожан – это якуты, коренные жители Якутии. За ними по численности населения идут русские. А вообще Якутск – многонациональный город, в котором, говорят, насчитывается более 70 национальностей.
- Как в Якутске относятся к католикам? Я имею в виду тех людей, кто далек от какой-либо Церкви вообще?
- По-разному относятся. Если же говорить о каких-то общих моментах, то это – плохая информированность. Католиков в Якутске очень мало, и многие люди вообще ничего не знают о Католической Церкви. Некоторые воспринимают нас как сектантов, потому что не видят храма, но находят много молодежи. Иногда такое отношение возникает и из-за распространенного мнения, что христиане – это только православные.
Однако есть и другое представление о католиках: многие люди смотрят на Католическую Церковь как на часть общей культуры Западной Европы. Многие интеллектуалы приходят к нам, потому что для них это – как бы кусочек Запада. Могло бы прийти и больше людей, однако то, что творится в последний год, очень их пугает. Появляется страх, что если он будет католиком официально, то это помешает ему в карьере. Хотя в целом отношение к Католической Церкви в городе неплохое.

Беседовала Наталья Галеткина

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...