О. Алексей Зерчанинов

В 1896 г. заявил о своем вступлении в католичество благочинный села Борисова Арзамасского уезда Нижегородской епархии о. Алексей Зерчанинов, после чего при содействии своего духовного и светского начальства был немедленно посажен в Суздальскую тюрьму при Спасо-Евфимьевском монастыре. О. Алексей Зерчанинов родился в 1847 г. в семье православного священника.
Первоначальное духовное образование получил в нижегородской семинарии, от права поступления в Академию отказался, чтобы скорее приступить к пастырской работе. Служил в Нижегородской епархии, где жило много сектантов и раскольников, поэтому приходилось исполнять одновременно и пастырские, и миссионерские задачи. Самостоятельное углубленное изучение трудов Отцов Церкви, литургики и истории Соборов привело его к мысли о необходимости возврата к истокам Единой Церкви.

Открыто перешел в Католическую Церковь. Ряд лет провел в заточении, где, пользуясь самодельными чернилами и гусиным пером, написал объемный труд — апологию католичества, основанный исключительно на материалах русской религиозной печати. Эта работа под названием “Царство Божие в мире. Компиляция материалов, прочитанных деревенским дилетантом” была издана в Кракове. В начале 1900-х гг., по заступничеству Н.С. Ушаковой, о. Алексей Зерчанинов был выпущен на свободу с условием безвыездного проживания на своем хуторе в Нижегородской губернии. О. Алексей устроил там домашнюю часовню и тайную школу. Незадолго до революции 1905 г. он уехал во Львов, а затем в Рим, где его принял Папа Пий X. Но в 1905 г. о. Зерчанинов вновь вернулся на родину. После манифеста 17 октября 1905 г. он переезжает в столицу России и поселяется на Петербургской стороне, на ул. Полозовой, 12. Это был дом русской католички, сестры милосердия В.А, Тимофеевой. В своей комнате он служит Божественную Литургию, на которую собираются жители окрестных кварталов. Этот момент можно считать началом деятельности русской католической общины в Петербурге и в целом в России. После революции 1917 г. о. Алексей вновь подвергся гонениям: несколько раз сидел в тюрьме, затем был сослан в Тобольск, где скончался 23 сентября 1933 г.

О. Евстафий Сусалев

В 1908 г. к Католической Церкви присоединяется старообрядческий священник из города Богородска Московской губернии, бывший настоятель храма при Морозовской мануфактуре о. Евстафий Сусалев. В 1909 г. он приезжает с семьей в Петербург и поселяется недалеко от Полозовой улицы. Своим участием в делах католической общины он способствовал открытию первого русского католического храма в Петербурге.
В верхнем этаже дома, где жил о. Алексей Зерчанинов, община снимала небольшую квартиру из трех комнат, одну из которых занимал священник. Между двумя другими комнатами была снесена перегородка, и в образовавшемся помещении устроена церковь. Первая Литургия прошла на Пасху 1909 г. при большом стечении верующих. Тотчас после службы за подписью о. Сусалева на имя Государя Императора была послана телеграмма: “В светлый праздник Христова Воскресения русские старообрядцы, приемлющие общение со Святейшим Римским Апостольским Престолом, возносят ко Всевышнему молитвы о здравии Вашего Императорского Величества и Государя Наследника Цесаревича”. Из ответа следовало, что Его Величество благодарит “русских старообрядцев, находящихся в общении со Святейшим Престолом”, за молитвы. Так фактически было санкционировано открытие русского католического храма. После манифеста 1905 г. Католическая Церковь в России получила право гражданства, и правительство не вмешивалось в ее внутренние дела. Храм Св. Духа на Полозовой улице стал миссионерским центром не только для Петербурга, но и для всей России. На богослужение собиралось так много народа, что маленькое помещение не могло вместить всех, и люди стояли на лестнице. Однако до полного признания Католической Церкви в России было еще очень далеко. Несмотря на манифест 1905 г., свободы совести в России не было, и русским католикам этот документ, по сути дела, дал не много. Незадолго до первой мировой войны распоряжением Петербургского викарного епископа Никандра храм Св. Духа был закрыт. Только после 1917 г., когда был учрежден русский католический экзархат во главе с о. Леонидом Федоровым, католицизм в России какое-то время мог развиваться свободно. С благословения Патриарха Тихона и при поддержке других высших иерархов Русской Православной Церкви началась интенсивная духовная жизнь в общине русских католиков.
Но с приходом к власти большевиков эта свобода закончилась. По всей территории России началось методичное уничтожение всего, что было связано с любой религией. Был арестован и выслан за границу архиепископ Могилевский Эдуард Ропп, глава всех католиков латинского обряда в России. Экзарх русской Греко-Католической Церкви о. Леонид Федоров несколько раз арестовывался, а затем был сослан на Соловки. В 1935 г. он скончался.

О. Дмитрий Кузьмин-Караваев

О. Дмитрий Кузьмин-Караваев родился в 1886 г. в Петербурге. Его отец — участник японской войны, генерал, депутат I и II Государственных Дум. Окончил гимназию, затем юридический факультет университета, где, будучи студентом, стал активным членом большевистской секции социал-демократической партии. В 1907 г. был арестован и в течение осени содержался в одиночной камере. В первую мировую войну был санитаром на фронте. По окончании войны стал посещать собрания в доме католического священника о. Владимира Абрикосова. В 1920 г. принял католичество в русском приходе Рождества Богородицы. В 1922 г. вместе с о. Абрикосовым и другими выслан из России за участие во встречах католиков и православных, которые проходили зимой 1921-1922 гг. в Москве с благословения Патриарха Тихона. В 1923 г. вступил в греческую коллегию св. Афанасия в Риме. В 1927 г. удостоен степени доктора богословия и рукоположен в сан иерея. Назначен настоятелем в русский католический приход н Берлине. С 1931 г. — домовый священник студенческого общежития в Лувене. Скончался в 1959 г.

О. Александр Волконский

7 мая 1866 г. в княжеском роде Волконских родился сын Александр Михайлович. Этот древний род ведет свое происхождение от Рюриков, и все Волконские являются прямыми потомками св. князя Михаила Черниговского. Князь Александр окончил юридический факультет Петербургского университета, Пажеский корпус, Николаевскую академию Генерального штаба. В первую мировую войну он был военным представителем России в правительстве Италии и приемщиком военных заказов на итальянских заводах. После революции 1917 г. остался за границей. Много сил отдавал он деятельности, которая призвана была предотвратить “денационализацию” русских эмигрантов. Так, в 1928 г. совместно с братом Сергеем Михайловичем он выпустил книгу, называвшуюся “В защиту русского языка”. Князь Александр Михайлович пришел к мысли о необходимости вернуться к первоистокам, то есть к неразделенной Церкви времен свв. Ольги, Владимира, Антония и Феодосия Печерских. Князь Александр, став католиком, принял священство в византийском обряде. Он стал одним из выдающихся лекторов папского Восточного института, где читал русскую литературу и историю. Написал несколько книг, в том числе “Католичество и Священное Предание Востока” и “Католичество”. Протоиерей Александр Михайлович Волконский скончался 18 октября 1934 г. в городе Альба-Лонга под Римом.

О. Диодор Колпинский

О. Диодор Колпинский родился в православной русской семье в 1892 г. в Пскове. Окончил в Петербурге Первый Кадетский корпус. В 1911 г. вместе с матерью, Ольгой Васильевной, теткой Е.В. Новоселовой и бабушкой Е.М. Новоселовой (в девичестве Мартьяновой) перешел в католичество. В Риме окончил курс папского Григорианского университета и получил степень доктора философии. Затем возвратился в Петербург, где принял священство по латинскому обряду. Служил в церкви св. Станислава викарным священником, заканчивая одновременно историко-философский факультет Петербургского университета. В 1917 г., перейдя в греко-католический обряд, занял должность секретаря русского католического экзархата. После революции эмигрировал в Польшу. С 1927 г. преподавал в Люблинском университете и в Миссионерском иституте. При институте действовали два храма. Для православного о. Диодор по собственному проекту построил иконостас и написал все иконы в древнерусском стиле; для католического создал великолепный проект мраморного Престола в романском стиле, который и был осуществлен. В 1927 г. о. Диодор предпринял издание единственного в то время русского католического журнала “Китеж”. В 1929 г. он был назначен настоятелем русского католического прихода в Харбине. В Австралии и ныне существует община русских католиков, образованная русскими эмигрантами, переселившимися из Китая.

О. Алексей Шевелев

О. Алексей Шевелев родился 16 марта 1896 г. в Одессе. По материнской линии он происходил из графского рода Галлеа-но из Генуи. Его дед Андрей Галлеано хотел, чтобы внук стал католиком, но по законам того времени это было невозможно, и мальчик был крещен в православии. В 1914 г. Алексей окончил Одесский Кадетский корпус, в 1915 г. он был направлен на фронт, где получил ранение и контузию. С детства чувствуя призвание к священству, в 1920 г. он поступил в Одесскую духовную семинарию, которая через год была закрыта. Алексей продолжал учиться самостоятельно, и в 1921 г. в городе Елизаветграде был рукоположен во священника. В 1931 г. его арестовали. Выйдя на свободу в 1937 г., он поначалу работал экскурсоводом в Керчи. Закончив Ленинградский заочный историко-археологический институт, стал сотрудником Керченского музея. Во время войны он с семьей оказался в Германии, где какое-то время работал на американском военном складе. В Мюнхене вошел в контакт с Русским католическим центром и в 1948 г. вместе с женой перешел в католичество. В 1949 г. о. Алексей приехал в Рим и с этого времени в течение 20 лет вел передачи радио Ватикана на русском языке. В тот период, когда радио глушили, о. Алексей читал текст, очень внятно и отчетливо выговаривая каждое слово. Эту привычку он сохранил до конца своих дней. В 1969 г. он вышел на пенсию, но до 1973 г. продолжал вести на радио религиозную программу. О. Алексей скончался 5 июля 1974 г. в своей квартире в Руссикуме.

О. Георгий Коваленко

О. Георгий Коваленко родился в 1900г. Когда он учился в Киевском политехническом институте, началась революция. В 1918 г. на его глазах были расстреляны отец, генерал царской армии, и старший брат — офицер. Это побудило его в возрасте 18 лет вступить в Белую Армию. Дважды попадал он в плен и дважды бежал. Из Эстонии, где он был произведен в офицеры, Георгий перебрался в Польшу, но там снова попал в плен и снова бежал. В 1922 г. в Данциге работал грузчиком, бухгалтером, преподавателем русского языка. Принял католичество и стал послушником в ордене Иисуса. Затем переехал в Италию, где изучал философию и богословие и в 1944 г. был рукоположен во священника. В 1947 г. работал в Риме среди русских беженцев. В 1951 г. он перебрался в Буэнос-Айрес, где принял руководство Русским католическим центром. В 1958 г. в связи с ухудшением здоровья вернулся в Рим, где перенес тяжелую операцию, но от болезни так и не оправился. В Риме занимал должность эконома, затем библиотекаря, затем преподавателя русского языка в Руссикуме. Скончался 5 ноября 1975 г.

О. Иоанн Корниевский

О. Иоанн Корниевский родился 20 февраля 1910 г. в селе Оконечник Омской губернии. Отец его был богатым человеком. Чтобы избежать раскулачивания, в 1928 г. семья перебралась на Украину. По окончании школы будущий священник служил в армии интендантом и даже дослужился до звания майора. Во время войны он попал в плен, а по ее окончании оказался в Бельгии. Там Иоанн принял католичество. В 1950 г. поступил в Руссикум и в 1955 г. был рукоположен во священника. В Италии о. Иоанн выпустил книгу “Евангелие для детей”. С 1956 г. находился на пастырской работе в Германии, затем, переехав в Бельгию, стал сотрудником издательства “Жизнь с Богом”, где в 1959 г. опубликовал Четвероевангелие на русском языке. В 1962 г. вернулся в Россию. До конца дней своих он был предан Католической Церкви и часто служил Мессу в своей квартире. О. Иоанн скоропостижно скончался 12 июня 1984 г. на 74-м году жизни. Похоронен он на городском кладбище в Запорожье.

Подготовил Евгений Герф
Журнал "Истина и Жизнь" № 6 за 1993 год