Послание Святейшего Отца на XLVI Всемирный день молитвы о призваниях (3 мая 2009 г. – IV воскресенье Пасхи)

Достопочтенные Собратья в Епископстве и Священстве, дорогие братья и сестры!

В связи с предстоящим Всемирным днем молитвы о призваниях к священству и монашеству, который состоится 3 мая 2009 г. в четвертое воскресенье Пасхи, хочу пригласить к размышлению на тему «Вера в Божье призвание и ответ человека» весь народ Божий. Непрестанно звучит в Церкви призыв Иисуса к ученикам: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 38). Молите же! Настойчивый призыв Господа подчеркивает, что молитва о призваниях должна быть непрерывной и уверенной. Только будучи одушевленной молитвой, христианская община может в результате «иметь бόльшую веру в Божественную инициативу и бόльшую надежду на нее» Постсинодальное Апостольское обращение Sacramentum caritatis, 26).

Призвание к священству и посвященной жизни представляет собой особый дар Божий, включенный в Его общий план любви и спасения. Апостол Павел, которого мы особо поминаем в этот год 2000-летия со времени его рождения, в Письме к Ефесянам утверждает: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1, 3-4). Во всеобщем призыве к святости подчеркнут особый Божий почин – избрать некоторых, чтобы ближе следовали за Его Сыном Иисусом Христом и стали Его служителями и привилегированными свидетелями. Небесный Учитель лично призвал Апостолов, «чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 14-15); они, в свою очередь, объединились с другими учениками, верными сотрудниками в миссионерском служении. Отвечая на зов Божий, послушные действию Духа Святого, бесчисленные ряды священников и посвященных на протяжение многих веков отдали себя на беззаветное служение Евангелию в Церкви. Возблагодарим Господа, что и ныне продолжает собирать делателей в свой вертоград. Даже если и правда, что в некоторых частях Земли наблюдается беспокоящая нехватка пресвитеров и что трудности и препятствия сопровождают путь Церкви, нашу неколебимую уверенность поддерживает знание, что по тропам столетий к необратимому наступлению Царствия нас ведет Он, Господь, свободно избирающий и приглашающий в свои ряды людей всех культур и возрастов по непостижимому промышлению Своей милосердной любви. Поэтому нашим первостепенным долгом является молитвенно поддерживать этот Божий почин в семьях и приходах, движениях и ассоциациях, занимающихся апостольством, в монашеских общинах и во всех епархиальных организациях. Мы должны молиться, чтобы во всем народе Божьем укреплялось доверие к Богу, уверенность в том, что «Господин жатвы» не перестает призывать некоторых свободно обязывать все свое существование к более тесному соработничеству в деле Спасения. А те, кого позвали, призываются к внимательному вслушиванию и благоразумному различению, великодушному и скорому согласию с Божьим намереньем, серьезному углублению сути своего священнического или монашеского призвания, чтобы отклик был ответственным и убежденным. Катехизис Католической Церкви уместно напоминает, что свобода Божьего почина требует свободного ответа человека. Положительный ответ, предполагающий принятие и сотворчество с замыслом, который у Бога есть для каждого в отдельности; ответ, вмещающий в себя почин Божьей любви, становящийся для того, кто зван, морально обязывающим, данью почитания Ему и сотворчеством с замыслом, который Бог осуществляет в истории (ср. ККЦ,§ 2062).

Созерцая тайну Евхаристии, выражающую в полноте дарование Отцом Единородного Сына ради Спасения людей, и совершенную покорную расположенность Христа выпить до конца «чашу» воли Божьей (ср. Мф.  26, 39), мы лучше понимаем, как «доверие к Божьему почину» созидает ценность «ответа человека». В Евхаристии, совершенном даре, осуществляющем замысел любви ради искупления мира, Иисус свободно жертвует Собой для спасения человечества. Как написал мой предшественник Иоанн Павел II, «Церковь получила от Христа, своего Господа, Евхаристию не как дар, пускай и самый драгоценный, но как сверхдар, поскольку это – дарование Самого Себя, Своего Лика в святой человечности, Своего спасительного дела» (Энциклика Ecclesia de Eucharistia, 11).

Именно священники предназначены увековечивать эту спасительную тайну вплоть до второго пришествия Господа в славе, поскольку в евхаристическом Христе могут созерцать выдающийся образец «диалога призвания» - между свободным почином Отца и ответом веры Христа. При совершении Евхаристии Сам Христос действует в тех, кого Он избрал Своими служителями; Он их поддерживает, чтобы их ответ обретал измерение такого доверия и благодарности, которые рассеивают любой страх, даже когда крепнет ощущение собственной слабости (Рим. 8, 26-30), либо более суровым становится непонимание и более непосредственным преследование (ср. Рим.  8, 35-39).  

Осознание Спасения любовью во Христе, евхаристически поддерживаемое в каждом верующем, но особым образом во священниках, не может не укреплять в них доверительной самоотдачи во Христе, отдавшем жизнь за нас. Верить в Господа и принимать Его дар,- значит, полагаться на Него душой признательной, соединенной с Его спасительным замыслом. Если это происходит, то «званый» свободно отвергается всего и поступает в учение к Небесному Учителю; так начинается плодотворный диалог между Богом и человеком, таинственная встреча между  призывающим в любви Господом и человеческой свободой, отвечающей Ему в любви, чувствующей в душе отзвук Иисусовых слов: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15, 16).

Это сплетение любви между Божьим почином и ответом человека удивительным образом присутствует в призвании к посвященной жизни. Вспоминается Второй Ватиканский Собор: «Евангельские советы посвященного Богу целомудрия, нищеты и послушания, основанные на словах и примере Господа и предлагаемые Апостолами, Отцами, учителями и пастырями Церкви – это Божественный дар, который Церковь получила от своего Господа и по Его благодати всегда хранит» (Догматическая Конституция Lumen gentium, 43). Еще раз мы видим, что Иисус является совершенным образцом полного и доверительного отождествления с волей Отца, к которому должен стремиться каждый посвященный человек. Привлеченные Им, многие мужчины и женщины, начиная с первых веков христианства, отверглись семьи, имущества, материальных богатств и всего того, что по-человечески столь привлекательно, ради великодушного подражания Христу  и бескомпромиссного проживания Евангелия, ставшего для них школой радикальной святости. И сегодня многие проходят этот часто тернистый путь евангельского совершенствования и осуществляют свое призвание, исповедуя евангельские советы. Свидетельство этих наших братьев и сестер как в монастырях созерцательной, так и в институтах и конгрегациях апостольской жизни напоминает народу Божьему «о тайне Царства Божьего, уже действующего в истории, но ожидающего полноты исполнения на Небе» (Постсинодальное Апостольское  обращение Vita consecrata, 1).

Кто может считаться достойным принятия в священническое служение? Кто может объять посвященную жизнь, полагаясь лишь на человеческие силы? Еще раз следует подчеркнуть, что ответ человека на Божий призыв в осознании того, что именно Бог делает почин и Он же приведет к завершению спасительный замысел, не может заключаться в опасливом расчете ленивого раба, закопавшего из страха свой талант (ср. Мф. 25, 14-30), но выражается в немедленном согласии с призывом Господа, как поступил Петр, доверившийся Его слову, когда не преминул заново забросить сети, хотя перед этим и трудился всю ночь с никаким результатом (ср. Лк. 5, 5). Свободный ответ человека Богу не в полном отречении от личной ответственности – он становится «совместной ответственностью» во Христе и со Христом, в силу действия Духа Святого; становится причастием Тому, Кем мы способны принести  много плодов (ср. Ин. 15, 5).

Показательным человеческим ответом, полным доверия к Божьему почину, является великодушное и совершенное «Аминь» Девы из Назарета, произнесенное со смиренным, решительным отождествлением с замыслами Всевышнего, сообщенными Ей небесным посланцем (ср. Лк. 1, 38). «Да», сказанное без промедления, позволило Ей стать Матерью Божьей, Матерью нашего Спасителя. Сказав тогда «да будет мне по слову Твоему», Мария повторяла это множество раз вплоть до кульминационной точки распятия Христа, когда, «стоящая у Креста», как отмечает евангелист Иоанн, она сопричастилась нестерпимой боли своего невинного Сына. Именно умирая на Кресте, Иисус отдал и поручил нас Ей как Матери (ср. Ин. 19, 26-27), особенно Матери священников и ведущих посвященную жизнь. Ей я хотел бы вверить всех, кто почувствовал Божий зов, дабы наставила на путь служебного священства и посвященной жизни.

Дорогие друзья, не падайте духом перед трудностями и сомнениями; доверяйте Богу, следуйте верно за Иисусом и будете свидетелями радости, происходящей от личного соединения с Ним. Подражая Деве Марии, которую ублажают все роды по ее смирению (ср. Лк. 1, 48), обяжитесь всеми духовными силами осуществлять спасительный замысел небесного Отца, взращивая в сердцах, как Она, способность изумляться и восхищаться Тем, Кто имеет силу «сотворить величие», ибо «свято имя Его» (ср. Лк. 1, 49).  

Из Ватикана, 20 января 2009 г.

БЕНЕДИКТ XVI