На сайте епархии Мостар-Дувно (www.cbismo.com) 31 августа 2008 года было опубликовано официальное послание ординария, епископа Ратко Перича, из которого следует, что священник-францисканец Томислав Влашич, духовный наставник меджугорских визионеров, отлучен от Церкви.
Еще в январе 2008 года Конгрегация Вероучения наложила дисциплинарные меры на священника, неисполнение которых и неподчинение церковным властям повлекло за собой немедленное отлучение latae sententiae.
Ниже приводится перевод послания епископа епархии Мостар-Дувно, монсеньора Ратко Перича, и разъяснения канцлера курии, о. Анте Любурича.

Канонический статус досточтимого брата Томислава Влашича, OFM

Конгрегация Вероучения в своем письме (исх. №144/1985-27164 от 30 мая 2008 г.) поручила мне, местному епископу Мостара-Дувно, проинформировать епархиальную общину о каноническом статусе брата Томислава Влашича, основателя ассоциации «Царица мира, мы всецело Твои. Через Марию – к Иисусу».
В письме, подписанном секретарем Конгрегации Вероучения, архиепископом Анджело Амато, сказано:
«В связи с феноменом Меджугорья данная Дикастерия обсуждает случай преп. о. Томислава Влашича, OFM, местного уроженца и основателя объединения «Царица мира, мы всецело Твои. Через Марию – к Иисусу».
В Декрете от 25 января 2008 г., доведенном до сведения преп. Влашича, Дикастерия строго предупредила его и наложила дисциплинарные меры.
Однако до Конгрегации дошли не лишенные основания известия, что монах, о котором идет речь, не только не подчинился церковному послушанию, требуемому в его весьма деликатном положении, но, как подтверждают многочисленные факты, продолжает вести усердную деятельность в упомянутой епархии Мостар-Дувно и прилегающих территориях, а также занимается пастырством, строительством и т.п.
Поскольку преп. Влашич подпадает под запрет отлучения latae sententiae, право налагать который оставлено за данной Дикастерией, прошу Ваше Преосвященство, ради блага верующих, проинформировать общину о каноническом статусе о. Влашича и, одновременно, направить отчет о рассматриваемых обстоятельствах…».

Итак, речь идет о том, что упомянутая Конгрегация Святого Престола применила церковные санкции по отношению к преп. о. Томиславу Влашичу, как следует из Декрета Конгрегации (исх. №144/1985) от 25 января 2008 г., подписанного ее Префектом, кардиналом Уильямом Левадой, и секретарем Конгрегации, архиепископом Анджело Амато, а также – из Concordat cum originali от 30 января 2008 г., завизированном монсеньором Джоном Кеннеди, сотрудником Конгрегации.
С содержанием Декрета досточтимый отец, брат Томислав Влашич, был ознакомлен в Генеральной курии Ордена Францисканцев – Меньших Братьев в Риме 16 февраля 2008 г., извещение подписано Генеральным министром Меньших Братьев, отцом-братом Хосе Р. Карбальо, настоятелем о. Влашича.

В Декрете Конгрегации сказано, что клирик Ордена Меньших Братьев преп. о. Томислав Влашич - основатель ассоциации «Царица мира, мы всецело Твои. Через Марию – к Иисусу», причастный к т.н. «феномену Меджугорья» - получил от Конгрегации предупреждение в связи с «распространением сомнительных учений, манипуляцией совестью, подозрительным мистицизмом, попранием таинств рукоположения, преподанных ему законно, и обвинениями в нарушении шестой заповеди».
Рассмотрев его дело, Конгрегация в ходе особого заседания объявила, что на преп. отца-брата Томислава Влашича налагаются следующие санкции:
«1. По истечении тридцати дней со дня законного ознакомления с этим Декретом он должен переехать на постоянное жительство в одну из обителей Ордена в области Ломбардия (Италия), выбранную Генеральным министром Ордена.
2. Строго запрещаются любые отношения с общиной «Царица мира…» и ее членами.
3. Без разрешения, подписанного Генеральным министром действительным образом и под его ответственность, запрещается вести юридические переговоры и участвовать в деятельности органов управления, как канонических, так и гражданских.
4. Предписывается пройти курс богословско-духовной подготовки с последующим экзаменом и, при условии предварительной проверки с данной Дикастерией, затем исповедать веру.
5. Ему запрещается вести «душепастырскую работу», проповедовать, публично выступать; он лишается права исповедовать вплоть до исполнения предписанного в предыдущем пункте, при условии соответствующего рассмотрения.
При нарушении пункта, в котором идет речь об обязательном местожительстве (п. 1) и запретов, изложенных в пп. 3 и 5, налагается запрет интердикта (см. кан. 1332) latae sententiae, право на который предоставлено Апостольскому Престолу.
Учитывая подозрения в ереси и схизме, а также обвинения в соблазнительных проступках против шестой заповеди, отягченных мистическими обоснованиями, пресвитер Влашич уведомлен, что в случае упорства он подвергнется юридическому уголовному процессу и еще более суровым санкциям, не исключая извержения из сана.
Пресвитер Влашич остается в прямой юрисдикции Генерального министра Ордена Меньших Братьев, наблюдающего за ним через местного настоятеля, либо иного делегата».

До сведения священников, монахов, монахинь и всех верующих епархии Мостар-Дувно и Требинье-Мркан, а также проживающих на «прилегающих территориях» доводится информация о каноническом статусе досточтимого отца-брата Томислава Влашича.

С уважением,
+ Ратко Перич, епископ
о. Анте Любурич, канцлер

Брат Томислав Влашич «в контексте феномена Межугорья»

Поскольку случай отца-брата Томислава Влашича, OFM, согласно письму Конгрегации Вероучения, исх. №144/1985-27164 от 30 мая 2008 г., описанный в Циркуляре епископа, исх. №930/2008 от 8 июля 2008 г., упомянут «в контексте феномена Меджугорья», мы хотели бы проинформировать священников, монахов, монахинь и верующих епархии Мостар-Дувно и Требинье-Мркан о том, каким образом преп. Влашич вовлечен в ситуацию, сложившуюся вокруг Меджугорья, учитывая, в том числе, сказанное в его книге «Ogledalo Pravde»i.
Томислав Влашич родился в Совичах, приход Горица (Герцеговина), 16 января 1942 г. Будучи членом францисканской провинции Герцеговины был рукоположен во священника 26 июля 1969 г. До прибытия в Меджугорье брат Томислав служил викарием настоятеля прихода в Чаплине. Уже в те времена получил известность как «харизмат», проводил встречи священников, монахинь и мирян, во время которых совершались подозрительные духовные харизматические обряды.
Май 1981 г. В мае 1981 г. «отец Влашич отправился в Рим на международный конгресс представителей Харизматического движения. В ходе конгресса он попросил некоторых участников молиться с ним об исцелении Церкви в Югославии. Одна монахиня, сестра Бридж МакКенна, присоединившаяся к молитве, удостоилась видения: она видела отца Влашича восседающим в окружении многочисленной толпы; вокруг него, из места, оттуда, где он восседал, истекали потоки воды. Другой монах, Эмиль Тардифф, OP, изрек пророчество: «Не бойтесь, Я пошлю вам Свою Матерь». Спустя пару недель Богородица начала являться в Меджугорье»ii.
- То есть, источник и начало феномена Меджугорья следует искать в первую очередь в заявлениях представителей Харизматического движения!
Сентябрь 1981. О. Влашич переехал, неожиданно и без разрешения местного епископа, из Чаплине в Меджугорье уже в сентябре 1981 – спустя два месяца после начала так называемых «явлений» - как следует из Книги регистрации крещений, преподанных им. С 11 августа 1981 г. он ведет «Приходскую хронику», хотя, как следует из его воспоминаний, написание хроники «началось не раньше конца октября 1981 г.»iii. провинциал 18 июля 1982 г. предложил о. Влашича на пост «духовного помощника Меджугорья». Епископ Жанич, не зная о нравственном состоянии последнего, издал соответствующий декрет 27 июля того же года, о переводе его в Меджугорье. С самого начала о. Влашич сопровождал «визионеров». И, будучи официальным викарием настоятеля прихода Меджугорья, стал представляться также их «духовным отцом».
Декабрь 1983 – Клятва. Епископ Жанич посетил Меджугорье 16 октября 1983 г. и ознакомился с Дневником  «визионерки» Вицки Иванкович и Приходской хроникой  для того, чтобы вынести суждение о феномене. Брат Томислав передает Хронику, но отрицает существование Дневника «визионерки». Он заявляет, что может поклясться на кресте. Позже, 14 декабря 1983 г., он приедет в Мостар, в епархиальную курию, и перед лицом епископа на кресте поклянется в том, что не держал в руках Дневник Вицки и ничего не знал о его существовании. Однако существование Дневника подтверждается Приходской хроникой брата Томислава и его письмом, направленным епископу 21 декабря 1983 г.
В 1983 г. в беседе со швейцарским богословом Хансом Урсом фон Бальтазаром он сообщил: «Ребята («визионеры») решили жить в монастыре, однако ожидают момента, который известен только им»iv. В Орден вступил лишь Иван Драгичевич, да и тот спустя менее двух лет, проведенных в Малых семинариях в Високо и Дубровнике, оставил монашество.
В письме от 13 апреля 1984 г. Влашич представляется Папе как тот, кто «по Божественному Провидению направляет визионеров Меджугорья». Он заявляет, что «Богородица рассказывает о Своей жизни визионерам», и сообщает Святейшему Отцу: «Я в Риме с 29 апреля по 10 мая, участвую в международной встрече. Знаю, что Вы очень заняты, однако, если Вы сможете принять меня на несколько минут, я рассказал бы Вам ключевые моменты явлений».
Второе послание на шести страницах было направлено Папе две недели спустя, в нем изложены «послания»: «Время близко. Мы приближаемся к концу».
Преп. Влашич 22 августа 1984 г. пишет епископу Жаничу, что 2000-летие со дня рождения Богородицы приходится на 5 августа того года! 4-5 августа в Меджугорье при огромном стечении народа «празднуется» «День рождения» Богородицы.

По-видимому, речь идет о молодежной встрече «Младифест», проходившей в начале августа в честь чудовищных меджугорских выдумок о. Томислава Влашича.
30 октября 1984 года епископ Жанич опубликовал свое Отношение, в котором описал ряд приведенных выше фактов, назвав его «мистификатором и магом-харизматом».
Архиепископ Франье Франич в интервью, данном брату Славко Барбаричу 18 декабря 1984 г., сказал, что брат Томислав Влашич оказал на него «глубокое впечатление»: «Он на пути к святости, отражающем отстраненность и внутреннюю силу»v.
Брат Томислав Влашич пишет в начале 1985 г. одному своему «возлюбленному брату», находящемуся в Ватикане, прося о протекции по отношению к епископу, и объясняет: «Необходимо задействовать всех прочих (ученых, богословов, епископов, кардиналов…). Мы должны признать, что сатана может действовать в церковных структурах».
- К сожалению, сам о. Влашич, согласно подлинным документам его ассоциации, привлек нечистых духов в Меджугорье, из-за чего его поступки отягчены всевозможными мотивациями мистического толка.
Брат Томислав переехал из Витины в Италию, в Парму, где в 1987 г. вместе с немкой Агнес Хойпель основал (подобно «Кларе и Франциску», как образно пишет Т. Влашичvi), смешанную ассоциацию, названную «Царица мира, мы всецело Твои. Через Марию – к Иисусу». С тех пор имя брата Томислава Влашича больше не включается в список Меньших Братьев Провинции Герцеговины: оно отныне связано с именем некоей Марии Павлович, которая в феврале 1988 г. вступила в ассоциацию о. Влашича. На нее брат Томислав наложил свою «харизматическую» руку. Так, в своей книге «Призыв» он написал: «Среди прочего я через Марию Павлович задал Богородице вопрос, и Мария передала мне ответ Богородицы 8 марта 1987 г.: “Таков замысел Бога”»vii. В конце книги приводится свидетельство Марии: «Как видите, Богородица дала общине план: Царица мира, мы всецело Твои, через Марию – к Иисусу; Она ведет общину с помощью о. Томислава и Агнес, через которых общине передаются послания»viii.
Однако заявление брата Томислава и «свидетельство» Марии полностью опровергнуты заявлением, подписанном ею собственноручно 11 июля 1988 г. «перед Богом, Богородицей и Церковью Иисуса Христа»: «Все, что через меня не передано как утверждение и прямое подтверждение Богородицей этого Дела, начатого братом Томиславом и Агнесс Хойпель, ни в коей мере не соответствует истине, неверно и то, что я поддалась спонтанному желанию написать данное свидетельство», - вот что написала Мария.
- Мы знаем, что обман в любом случае противоречит истине, а из вышеизложенного мы видим, что явная ложь Меджугорья приписывается Богородице. Епископ Павао Жанич решительно боролся, защищая честь и достоинство Преблагословенной Девы Марии.
В письме от 5 декабря 1997 г. местный епископ, Ратко Перич, на основании канона 975 Кодекса Канонического права, объявил, что брат Томислав Влашич лишается права исповедовать на территории епархии Мостар-Дувно и Требинье-Мркан.
О. Анте Любурич, канцлер
Перевод с итальянского языка Ольги Ломакиной

i Ogledalo Pravde, Biskupski ordinarijat u Mostaru o navodnim ukazanjima i porukama u Medugorju (prirema i slog: D. Kutlesa), Mostar, 2001.
ii L. Rooney – R. Faricy, Maria regina della pace, Milano, 1984., p. 34. См. также P. Zanic, Posizione attuale (non ufficiale) della Curia Vescovile di Mostar nei confronti degli eventi di Medjugorje, Mostar, 30.X.1984., p. 6-7.
iii N. Bulat, La verita vi fara liberi – Istina ce vas osloboditi. Nepouzdanost izvora i nedolicnost poruka. Studija o nekim medugorskim pitajima (1986), Mostar, 2006, p. 25.
iv M. Botta – L. Frigerio, Le apparizioni di Medjugorje, Pessano, 1984, p. 129.
v R. Laurentin, La fine delle apparizioni e prossimo?, marzo 1985, p. 129.
vi T. Vlasic, Una chiamata nell’anno Mariano, Milano, 1988, p. 5.
vii Ivi, 6.
viii Ivi, 16.