Бенедикт VI

Бенедикт VI был сто тридцать седьмым Римским Первосвященником. Как и предыдущие Папы-Бенедикты он был римлянином по происхождению и дата его рождения также не известна.
Бенедикт принадлежал к знатному роду Гильдебранди-Альдобрандески, находящемуся в вассальной зависимости от императора и соперничавшем за влияние в Риме с родом Кресцентиев. Отцом Бенедикта, был некий Гильдебранд, который в старости выбрал себе духовный путь и к 972 г. был монахом в одном из монастырей. Бенедикт тоже выбрал себе духовное служение. В сентябре 972 г., когда скончался Папа Иоанн XIII, он служил в Риме, будучи кардиналом-диаконом диаконии св. Теодора. Бенедикт VI был избран на Престол св. Петра в период между сентябрём и декабрём 972 г., но ещё некоторое время должен был ждать прибытия императорских посланников, так как Престол Римского Первосвященника в то время пребывал под покровительством императора Оттона I Великого.
Рукоположение Бенедикта VI и его официальное вступление на Папский Престол после соответствующего императорского утверждения состоялось 19 января 973 г. По всей видимости, выбор Бенедикта VI был подсказан сторонниками императора, которым никто тогда не посмел противиться, помня печальную историю Папы Бенедикта V. Во время выборов одним из реальных претендентов на Папский Престол был кардинал-диакон Франкон, но он не имел за собой поддержки “императорской партии” и Папой тогда не стал.
Но  7 мая 973 г. Оттон I скончался. Его сын - Оттон II, не смог сразу установить свою власть во всей империи, где начались волнения. В Риме началась восстание, руководимое “национальной партией”, противостоящей “императорской”. Возглавил восстание Джованни Кресцентий, а духовным лидером восставших был кардинал Франкон. Папа Бенедикт VI был захвачен восставшими и брошен в тюрьму, которой владели Кресцентии. В Риме не прекращались беспорядки, церковная жизнь пришла в полный упадок.
Некоторое время спустя Бенедикт VI был выпущен из тюрьмы Кресцентиев, но ненадолго. По приказу кардинала Франкона, опиравшегося на военную силу Кресцентиев, Папа снова был схвачен и заточён теперь в замок Святого Ангела. Император Оттон II не мог тогда лично прибыть в Рим для наведения порядка, но маркграф Сикко Сполетанский потребовал от имени императора освободить Папу. В ответ на это в июле 974 г. в замке Святого Ангела Папа Бенедикт VI был задушен, а его тело выброшено в Тибр. Однако, сторонники Бенедикта VI выловили его останки и похоронили их в крипте собора св. Петра в Ватикане. Кардинала же Франкона римляне выбрали Папой Бонифацием VII, но удержался он в Риме не больше месяца. Бежав в Константинополь от двинувшийся на Рим императорской армии, Бонифаций VII прихватил с собой всю казну Святого Престола, которая помогла ему найти себе многих сторонников и снова занять Папский Престол в 985 г.
По официальной хронологии считается, что Понтификат Бенедикта V продолжался 1 год и 3 месяца. За этот недолгий и тяжёлый Понтификат всё же в Церкви произошли важные события. 973 год стал годом обращения в христианство венгров, ставших новым христианским народом Европы. Этот же Папа в этом же, 973 г., по представлению императора Оттона I официально учредил Пражское епископство.

Бенедикт VII

Бенедикт VII был сто тридцать девятым Римским Первосвященником. Как и предыдущие Папы-Бенедикты он  родился в Риме и дата его рождения также не известна. Принадлежал Бенедикт VII к знатному тускуланскому роду. В бурные годы, предшествовавшие его Понтификату, он был епископом  г. Сутри (шесть веков спустя Папой Римским будет другой епископ Сутрийский - св. Пий V).
После смерти Папы Бенедикта VI и всего трёхмесячного Понтификата Папы Домна II (от этого Понтификата практически не осталось сведений и сейчас некоторые историки, занимающиеся ревизией прошлого, вообще заявляют, что такого Папы не было) в октябре 974 г. епископ Сутрийский был избран на Престол св. Петра, будучи поддержанным императором Оттоном II в лице своего представителя Сикко Сполетанского. Во время всего Понтификата Папа Бенедикт VII поддерживал прекрасные отношения с императором и с епископатом Германии, что было важно для сохранения порядка и спокойствия в Риме. Так, например, 18 января 975 г. он пожаловал Трирскому епископу Теодору такие же привилегии, какие имел архиепископ Равеннский (например, несение перед ним креста).
Так как Рим хранил недобрую память о бурных событиях 973-974 г. г., то Бенедикт VII не спешил перебраться жить в Вечный Город. Сначала он поселился с Папским двором в знаменитом бенедиктинском монастыре Субиако, где 4 декабря 979 г. освятил храм во имя св. Схоластики. В 980 г. Папа побывал в Равенне и лишь конец своего Понтификата провёл в Риме.
Сразу же после своего избрания на Папский Престол Бенедикт VII провёл в Риме синод, на котором был отлучён сбежавший в Константинополь кардинал Франкон, провозгашённый ранее Папой Бонифацием VII.
После своего окончательного возвращения в Рим Папа Бенедикт VII в марте 981 г. в Латеранском соборе в присутствии императора Оттона II провёл второй синод, посвящённый проблеме симонии, которая в те годы стала для Церкви страшным бедствием. В частности, на этом синоде было принято следующее правило, определяющее, что если священника, возведённого в епископское достоинство, митрополит отказывается рукополагать в связи с отсутствием у этого священника денег, требуемых митрополитом, то такой священник должен отправиться в Рим, где и будет совершена его епископская хиротония. Это правило ярко демонстрирует, насколько симония разъедала Церковь той эпохи.
Папа Бенедикт VII всячески старался поддержать монастыри, даруя им различные привилегии. Так аббату знаменитого Клюнийского монастыря - св. Майолу - Папа отдал в управление остров Лирина, бывший тоже центром монашеской жизни и вызывавший воспоминания о великом святом - Викентии Лиринском. Интересно отметить, что св. Майол в 974 г. рассматривался как самый реальный кандидат на Папский Престол, и лишь его решительный отказ помешал этому избранию.
По представлению императора Оттона II Папа Бенедикт VII утвердил аббатом монастыря в Боббио, славившегося своей уникальной библиотекой, известного монаха-учёного Герберта из Орильяка (или Герберта Реймского), ставшего впоследствии архиепископом Реймским, а затем Папой Сильвестром II.
В 977 г. Папа Бенедикт VII возродил в Риме на Авентине монастырь во имя святых Алексея и Бонифация, который принял монахов-бенедиктинцев из Византийской империи, а равно как и монахов-василиан, став, таким образом, неким подобием современного монастыря в Шеветони (Бельгия), где служат по-латинскому и по-византийскому обрядам. Этот римский монастырь стал колыбелью, воспитавшей многих миссионеров на славянских землях Европы, а также в Африке. Здесь нашёл себе приют из¬гнанный ара¬ба¬ми из Да¬ма¬ска ми¬тро¬по¬лит Сер¬гий, здесь жил и служил св. Вой¬цех, ставший в 982 г. вто¬рым Праж¬ским епи¬ско¬пом.
Папа Бенедикт VII скончался 10 июля 983 г. (по другим данным - октябре 983 г.) и был погребён в римском храме во имя Святого Креста Иерусалимского. Его Понтификат продолжался 9 лет и 5 месяцев. Вскоре после его смерти, 7 декабря того же года, скончался и земной покровитель этого Папы - император Оттон II, что привело к возвращению из Византии в Рим Бонифация VII и новым нестроениям в Церкви.

Бенедикт VIII

Бенедикт VIII был сто пятидесятым Римским Первосвященником. Как и предыдущие Папы-Бенедикты он  родился в Риме и дата его рождения также не известна. Теофилакт, так звали будущего Бенедикта VIII, принадлежал к знатному тускуланскому роду, он был вторым сыном Григория - графа Тускуланского (современное название - Фраскати) и его супруги Марии. Избрав себе духовное служение, Теофилакт быстро продвинулся по иерархической лестнице и в 1001 г., при Папе Сильвестре II, стал кардиналом-епископом Порто - субурбикарной епархии Римской митрополии.
После смерти Папы Сергия IV 12 мая 1012 г. в Риме разгорелась борьба между двумя могущественными кланами - Тускуланским родом и семьёй Кресцентиев. Последним удалось посадить на Папский Престол своего кандидата - Григория. Однако другой Григорий - граф Тускуланский - добился, что 17 мая 1012 г. Папой был избран его сын, принявший имя Бенедикт VIII. Ставленник римского рода Кресцентиев - Григорий VI - бежал в Сабину, пригород Рима, а Бенедикт VIII 21 мая 1012 г. вступил на Престол св. Петра. Помощником нового Папы был его брат Альберик, ставший Римским консулом.
Первой заботой Бенедикта VIII  было изгнание своего оппонента из Римской провинции. Это задача была успешно решена в ходе военной операции летом 1012 г. Однако Григорий VI отправился в Германию, надеясь получить поддержку императора, которая должна была оказаться в этом споре решающей. Но и на дипломатическом поприще его ждала неудача, так как Григорий принадлежал к “партии Кресцентиев”, занимавшей антиимператорские позиции, да к тому же Бенедикт VIII уже успел наладить отношения с императором Генрихом II и во время своего первого визита в Германию в 1012 г. пригласил императора в Рим. Григорию VI было отказано в поддержке и дальнейшая его судьба в истории не прослеживается.
А Бенедикт VIII продолжал укреплять свои отношения с империей. Император Генрих II вместе со своей супругой Кунигундой прибыли по приглашению Папы в Рим, где 14 февраля 1014 г. Бенедикт VIII совершил их торжественную коронацию императорской короной. Но перед коронацией, на паперти собора св. Петра император Генрих II дал обет верности Папству, ответив на специально составленный Бенедиктом VIII для этой торжественной церемонии вопрос: “Готов ли ты хранить мне и всем Папам, будущим моим Преемникам, верность во всём?” Когда император ответил, Папа вручил ему сделанное из золота яблоко, украшенное двумя пересекающимися кругами драгоценных камней и увенчанное золотым крестом. Это яблоко, ставшее императорской державой, символизировало мир, который Папа вручал императору; господствующий над миром крест - Католическую Церковь, а драгоценные камни - украшающие этот мир христианские добродетели. Император Генрих II остался верен своей клятве, он всегда поддерживал Папу, и даже когда в конце Понтификата Бенедикта VIII разгорелся конфликт между Папой и Майнцким архиепископом Арибо, отказавшимся подчиниться Папскому решению, Генрих II твёрдо стоял на стороне Рима, не побоявшись оппозиции немецкого епископата, увидевшего вмешательство Рима в свои внутренние дела, так как архиепископ Майнцкий за своё высокомерие был лишён паллия. Впоследствии Церковь причислила императора Генриха II к лику святых, а архиепископу Майнцкому не вернули право ношения паллия даже когда он прибыл в 1031 г. в Рим с покаянием, но уже перед Преемником Бенедикта VIII - Иоанном ХХ.
В самом начале Понтификата Папа, пользуясь полной поддержкой императора, начал наводить порядок во внутренней жизни Церкви. На состоявшемся в 1014 г. в Равенне синоде разбирались вопросы борьбы с симонией, которую так и не удавалось пока исключить из церковной жизни.
В начале своего Понтификата Папа Бенедикт VIII должен был решать не только духовные но и военные проблемы, так как сарацины начали совершать набеги на Папское Государство. Весной 1016 г. Бенедикт VIII, призвав на помощь генуэзцев и пизанцев, нанёс сарацинам страшное поражение. Предводитель сарацинов был так озлоблен после этого разгрома, что прислал Папе сумку, полную каштанов, давая понять, что на следующий год он приведёт с собой против Рима такое же количество солдат. Ответ Папы не заставил себя ждать. Сарацинский вождь получил в подарок ящик, наполненный зёрнами просо - столько воинов-христиан собрался позвать Папа в случае очередного нападения сарацинов на христианские земли. И первый и второй урок пошёл на пользу, сарацины воздержались от нового нападения.
В 1017 г. Бенедикт VIII отправил наёмное войско в Южную Италию на поддержку вспыхнувшего там восстания против засилья Византии. Однако после поражения восстания в октябре 1018 г. Папа решил не заниматься этой проблемой в одиночку и привлечь к решению этого вопроса своего главного союзника и опору - императора Генриха II.
Важным моментом в истории Понтификата Папы Бенедикта VIII стала его вторая поездка в Германию и встреча 14 апреля 1020 г. с императором Генрихом II в Бамберге. Папа освятил местный кафедральный собор во имя св. Стефана и епископский домовый храм, утвердил привилегии, данные этой новой, основанной только 1 ноября 1007 г., епархии. В свою очередь, император Генрих II на встрече в Фульде 1 мая 1020 г. вручил Папе документ подтверждающий все привилегии, данные императором Оттоном I Великим Папскому Государству.
Важным результатом визита Бенедикта VIII в Германию стало соглашение о совместных военных действиях Папы и императора в Южной Италии против византийского влияния. Однако военная операция, предпринятая в результате этого соглашения летом 1022 г. не принесла желаемых результатов: после ухода императорской армии в этом регионе снова возникла нестабильная обстановка.
Возвращаясь с военной кампании, Папа и император возглавили 1 августа 1022 г. синод, состоявшийся в Падуе. На синоде были приняты постановления, предусматривающие суровые наказания для проживающих в конкубинате священнослужителей. Незаконнорожденные дети священников отныне пожизненно должны были находиться в крепостной зависимости от Церкви. Было намечены также дальнейшие шаги по укреплению внутренней жизни Церкви, которые должны были быть приняты на следующем синоде и даже, возможно, на Вселенском Соборе, которому так и не суждено было тогда состояться из-за почти одновременной кончины императора и Папы в 1024 г.
Папа Бенедикт VIII поддерживал тесные отношения с наиболее знаменитыми монастырями того времени. Так на коронации императора Генриха II присутствовал аббат Клюнийского монастыря св. Одиллон. Когда в 1012 г. ряд епископов выступил против назначения аббата монастыря Флёри архиепископом Буржа, Папа встал на сторону аббата.
В Х веке уже существовал практика канонизации святых Верховным Первосвященником. Известна одна канонизация совершённая Бенедиктом VIII. Буллой “Requisistis judicium nostrum” Папа причислил к лику святых монаха по имени Симон, жившего в качестве отшельника недалеко от Мантуи. Этот монах был современником Бенедикта VIII, скончался 26 июля 1016 г. и был канонизирован, как сказано в документе - paulo post obitum, то есть “почти сразу после смерти”.
Ко времени Понтификата Папы Бенедикта VIII относится одно серьёзное нововведение - по распоряжению Папы во время Святой Мессы в особые дни стали читать “Credo”, то есть символ веры. Однако по этому вопросу мнения историков расходятся. Есть мнение, что Папа приказал читать Никейский Символ Веры, дабы укрепить довольно слабое единство с Восточной частью Католической Церкви, находящейся в сфере влияния Византийской империи. По другому мнению, стали читать Символ Веры так, как это было принято уже в Западном мире, то есть с добавлением слова “Filioque”, подчёркивающим исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Отца через Сына, что было в те века не  принято на Востоке из-за отсутствия понимания этой формулировки, которое будет достигнуто лишь на Флорентийском (Семнадцатом Вселенском) Соборе в XV столетии.
Папа Бенедикт VIII скончался в Риме 9 апреля 1024 г. и был похоронен в крипте собора св. Петра. Его Понтификат продолжался 11 лет, 11 месяцев и 21 день. Папа Бенедикт VIII много сделал для Католической Церкви, однако, в одном из своих видений Учитель Церкви св. Пётр Дамиани видел этого Папу, страдающего в чистилище, которое, впрочем, является преддверием Рая.
Александр Крысов
"Свет Евангелия", №21 (505), 22 мая 2005 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...