Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Жарким августовским воскресным днем 1968 г. из поезда сообщения Иркутск-Москва на перрон Ярославского вокзала сошел молодой человек. Оглянулся вокруг. Подошел к газетному киоску. Купил карту Москвы, на оборотной стороне которой под рубрикой: «Действующие храмы» (как ни странно, но в те времена такая была), нашел католический храм св. Людовика и на метро отправился туда. Выйдя на Лубянской пл., через несколько минут он впервые в жизни переступил порог одного из двух действовавших в те времена католических храмов в России.
Как известно, второй – Лурдской Божией Матери в Ленинграде. Переступил, тогда еще не догадываясь, какую роль сыграет этот храм в его будущей  жизни. В храме он застал молящихся людей. Однако, несмотря на то, что подошло время Мессы, она не начиналась. Спросил людей. Оказывается, священник на лечении, и Мессы не будет. Заболело сердце молодого человека. Три месяца студенческой практики на строительстве Красноярской ГЭС и соответственно три месяца без Мессы, исповеди и причастия. Да, он нашел храм в Красноярске, но он был закрыт. Потом поехал в Иркутск. Та же история. Думал, что в Москве все будет иначе. Однако, хотя храм и был открыт, но Мессы не было. Не было, ибо был только один священник. Если ему необходимо было уехать или он заболел, то некому было служить. И молодой человек отправился на свою Родину, в Белоруссию, чтобы там найти храм и священника.
Этим человеком был я. 16 лет тому назад этими словами 28 мая 1991 г. я начал свою проповедь на ступенях храма св. Людовика во время Мессы вступления в должность Апостольского Администратора для католиков латинского обряда Европейской части России.
Полтора десятилетия назад вступление в должность католического архиепископа в Москве было знаковым событием, которое стало следствием происходивших в те времена социально-политических изменений в бывшем СССР, событием, подтверждавшим реализацию фатимского пророчества об обращении России. К тому времени Русская Православная Церковь уже торжественно отпраздновала 1000-летие крещения Руси, ставшее мощным стимулом начала возрождения. Понемногу начали возрождаться другие исповедания, в том числе и Католическая Церковь.
После полуторалетнего епископского служения в Белоруссии, когда все складывалось очень хорошо, когда удалось открыть около 100 конфискованных храмов, в Гродно основать Семинарию, привлечь священников, начать издавать религиозную литературу и т.д., Святейший Отец Иоанн Павел II назначил меня архиепископом в Россию. Тогда я вспомнил слова Господа, обращенные к Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома твоего, (и иди) в землю, которую Я тебе укажу» (Быт 12,1). Этой землей на 16 лет стала для меня Россия, с которой я сросся, успехам которой я от всего сердца радовался, трудности и проблемы которой я разделял, помогая их решать, проникшись при этом истинно российским духом. Россия стала для меня родной.
Тогда, 16 лет назад, я взошел на трудный и тернистый путь, на котором скрывалось немало опасностей. Однако, я восходил на него, вверяя свое служение Богу предстательством Пресвятой Богородицы. Отсюда и девиз моего епископского служения: «Quis ut Deus» – «Кто же, как не Бог».
Большим импульсом в начале моего епископского служения в России стал Международный День Молодежи в Ченстохове. Впервые российские молодые люди смогли встретиться с Папой Иоанном Павлом II и со своими зарубежными сверстниками. Не забуду письма одной девушки, которая меня просила помочь ей поехать в Ченстохову, чтобы встретиться с Папой – наиболее известным человеком мира, как она писала. Невозможно забыть тревожных дней августовского путча и победу демократии. Не забуду молодых людей, пришедших однажды в ризницу храма св. Людовика и просящих привести их к вере. Мы видим как в жизни все изменяется, однако знаем, что есть Евангелие, которое всегда остается Благой Вестью. А кресты на храмах, даже закрытых, которых много в Москве, тем не менее, указывают вверх, призывая человека оторвать свой взгляд от земли и вознести его к небу. Дайте нам Евангелие, научите верить, чтобы и мы могли оторвать наш взгляд от земли и поднять его вверх, к небу, – просили эти молодые люди. Невозможно забыть первое паломничество в Фатиму в октябре 1991 г. и первую встречу с фатимской ясновидящей с. Лусией, которая ни как не могла поверить, что перед ней действительно епископ из Москвы. Не забуду как Слуга Божий Иоанн Павел II, успокаивал меня и укреплял надежду словами: «Всегда помни о пророчестве Марии в Фатиме: Мое Пренепорочное Сердце восторжествует и Россия обратится». Они поддерживали меня в трудные минуты, когда опускались руки, когда казалось, что все рушится, что нет перспектив. Спасибо тебе, Святейший Отец!. Спасибо тебе, Иоанн Павел Великий! Ты не смог приехать в Россию, но духом ты всегда был здесь, и продолжаешь пребывать,  благословляя нас из окна небесного Отца.
Эти и иные события дали новую надежду, надежду сверх надежды (ср. Рим 4, 18). Они словно подтвердили, что Божие Провидение поставило нас в нужном месте и в нужное время развития истории России и мира, что мы призваны стать участниками исторического и обещанного в Фатиме в 1917 г. процесса обращения России после трех поколений гонений на Церковь. Причем этот процесс очевидно носит межконфессиональный характер и на Русской Православной Церкви прежде всего лежит главная ответственность за духовное возрождение России. Это отчетливо было видно в Фатиме, где в Византийском храме тогда находилась, вывезенная из России и спасенная Всемирным Фатимским Апостолатом икона Казанской Божией Матери, которую в 2004 г. Слуга Божий Иоанн Павел II подарил Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.
Сегодня, после 16 лет служения в России, сравнивая нынешнюю ситуацию нашей Церкви с той, которая досталась нам в наследство после 70 лет воинствующего атеизма, остается только воскликнуть: «Как же велик Ты, Боже! Как Своею десницей Ты преображаешь нашу жизнь! Как из физических и нравственных руин, из пепла Ты возрождаешь Церковь. Как мудро Ты избираешь недостойные и слабые орудия, одним из которых стал я вместе с вами, братья и сестры!».
От Церкви, состоявшей в 1991 г. из нескольких приходов и священников, мы прошли долгий путь к нормальным полноценным структурам со своими священниками, монашествующими и мирянами. Небольшая Католическая Церковь в России стала составной частью российского общества. Она вписалась в его жизнь и старается ему помогать, прежде всего в духовном возрождении, сотрудничая с другими исповеданиями, прежде всего с Русской Православной Церковью. Известна Католическая Церковь также благодаря своему активному участию в общественной, социальной миротворческой, культурной и научной жизни нашей страны.
Знают ее и за рубежом – как живую и несущую надежду современному секуляризированному миру.
Кровь российских новомучеников как семя новых христиан,  помноженная в последние полтора десятилетия на труды и свидетельства епископов, священников, монашествующих и верного народа и укрепленная благодатью Божией дала не только свои всходы, но также и обильные плоды.
Три недели тому назад, после прощальной Мессы в храме св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, называемой Церковью-Матерью всех католических церквей России, одна женщина благодарила меня за то, что все эти 16 лет я был с людьми, защищал их права, помогал им, давал надежду, вел Церковь по пути возрождения. На что я, в свою очередь, ответил, что благодарю людей, ибо все эти 16 лет они были со мной.
Мне не было легко, иногда даже неимоверно трудно. Временами казалось, что все напрасно, что все рушится, что мой труд – это сизифов труд. Но когда я видел огромные очереди у исповедален, когда я видел людей, в молитвенном сосредоточении в течение часа стоящих в огромной очереди для поклонение Святому Кресту в Страстную Пятницу, или огромный кафедральный собор в Москве, не вмещающий верующих на Рождество и Пасху, то расправлялись крылья, хотелось взлететь, на душе становилось радостно и светло. Тогда вы, братья и сестры, были моей надеждой, опорой и силой. Огромное спасибо вам за это! Спасибо за солидарность со мной! Спасибо за молитвенную поддержку! Я был для Вас, и Вы были для меня!
Большая заслуга в деле возрождения Католической Церкви в России принадлежит католикам, которые, живя за рубежом, долгие десятилетия молились об обращении России, а в последнее время оказывали и продолжают оказывать моральную и материальную помощь. Это, прежде всего, католики Германии, Италии, Соединенных Штатов Америки, Польши. Огромное спасибо за их солидарность.
Спасибо священникам, монашествующим, членам движений. Вы на своих плечах несли основную тяжесть возрождения и становления Католической Церкви в России. Многие из вас, оставив свои страны,  посвятили свое служение народу, который так долго ждал священников, так долго ждал возможности свободно исповедовать свою религию, участвовать в Евхаристии и других таинствах, слушать Слово Божие и т.д.
Спасибо сотрудникам Курии и сестрам Шенштатского Института сестер Марии. Вы всегда были рядом со мною. В часы радости и часы глубоких переживаний и трудностей. Ваш, дорогие сестры, ненормированный рабочий день, преданность, постоянная молитва и служение помогали разделять трудности и умножать радость. Да возблагодарит Вас за все Всемилостивый Господь!
От всего сердца благодарю российских епископов. На наши плечи в рамках Конференции Католических Епископов России была возложена ответственность за возрождение и становление Католической Церкви в нашем Отечестве. Спасибо за плодотворное сотрудничество. Спасибо за ваше присутствие на этой Мессе, за молитвы в моих намерениях и за вашу солидарность. Я уезжаю, но связи между нами сохраняться. Да благословит вас Всемилостивый Господь!
Спасибо представителям Апостольского Престола в Российской Федерации за оказываемую помощь в этот период возрождения и становления Католической Церкви в России после 70 лет гонений.
Благодарю Русскую Православную Церковь, другие конфессии и религии за сотрудничество, развитие межхристианского и межрелигиозного диалога. Многолетний опыт совместной работы показал, что такое сотрудничество необходимо, что это также один из вызовов нашего времени и что его ждут люди разных вероисповеданий, и даже неверующие. Оно дает новую надежду и способствует построению гражданского общества, основанного на взаимоуважении. Гражданский мир необходимо созидать не на взаимоисключении, а на взаимодополнении.
Хочу подчеркнуть, что я всегда с огромной любовью относился, отношусь и буду относиться к Русской Православной Церкви, понимая ее исключительную роль в духовном возрождении Отечества. Я был, остаюсь и буду ее другом и соратником, не смотря на все сложности нашего диалога. Тем более, что перед лицом вызовов современности и необходимости защиты христианских ценностей наши Церкви занимают практически одинаковые позиции. От всего сердца желаю как Русской Православной Церкви, так и другим конфессиям и религиям обилия благодати Всевышнего и успехов в вашей деятельности.
Наши достижения и успехи были бы невозможны без понимания наших проблем и желания их решать со стороны государственных властей. Нам удалось установить доверительные, рабочие и конструктивные отношения. И власть и Церковь поставлены для человека и могут плодотворно сотрудничать во благо людей. Да одарит Бог гражданскую власть своими дарами и благословением!
Прошедшие 16 лет вписаны в историю Католичекой Церкви в России как годы ее возрождения, становления и развития. Божий Промысел позволил нам стать участниками этого процесса.
В настоящее время небольшая Католическая Церковь в России стала интегральной частью нашего общества.
В процессе возрождения мы еще больше осознали, что теоретический и практический атеизм, равно как и секуляризм современной жизни, обожествление потребительства и удовольствий, утверждение о смерти Бога, попытки столкнуть религию на периферию жизни или свести лишь к частой сфере в действительности ведут к дезориентации и унижению человека. Развитие науки и техники не только не привело к разрешению всех проблем, но и породило новые, доселе невиданные проблемы. А ведь человек сотворен по образу и подобию Божию. Он только тогда сможет развиваться во всей полноте, когда его физическому и интеллектуальному развитию будет споспешествовать развитие духовное.
За минувшие 16 лет Церковь встала на ноги. Она имеет свои структуры, Семинарию – как ее сердце, развитую издательскую, благотворительную, просветительскую, катехетическую и информационную  деятельность. Благодаря процессу инкультурации она нашла свое российское лицо в византийской среде. Она также помолодела. Благодаря своей активности как в России, так и на международном уровне она пробрела мировую известность. В действительности Католическая Церковь – это возродившаяся Церковь мучеников, таинство всеобщего спасения и знамение надежды.
После 16 лет служения в России по воле Святейшего Отца в которой вижу волю Бога, я уезжаю в родную Белоруссию, уезжаю туда, где, как это было подчеркнуто в Коммюнике Представительства Ватикана в Москве, Католическая Церковь нуждается в моем служении.
Я уезжаю, оставляя здесь частицу своего сердца и души, ибо эта Церковь – как ребенок, который рождался и рос очень трудно, которому только 16 лет и который требует особой заботы.
Один из наших молодых священников написал мне, что частица его сердца и, как он надеется, многих других уезжает вместе со мной. Спасибо за это, ибо это знак любви к своему епископу и поддержка его в этот непростое для меня время!
16 лет назад я уехал из своей Родины в землю, которую мне решением Слуги Божия Иоанна Павла II указал Господь, уехал в Россию, чтобы здесь созидать Церковь после 70 лет атеизации. Да будет Бог судиёй того, насколько мне вместе с Вами это удалось. За все недочеты прошу прощения и у Бога, и у вас, мои дорогие.
Сегодня же, возвращаясь на Родину, я вспоминаю слова Христа: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: ‘мы рабы ничего нестоящие; потому что сделали, что должны были сделать’» (Лк 17, 10). Начатое дело продолжит новый Архиепископ Паоло Пецци, хиротонию которого, как своего преемника, я имел привилегию вчера совершить, и которому от всего сердца желаю успехов и обилия Божией благодати в служении народу Божиему.
Несколько дней тому назад во время передачи на Радио «Дар» мне напомнили, что мое служение в Москве многие связывают с притчей об орле и попросили ее повторить, ибо она актуальна и сегодня.
Действительно в начале 90-х годов прошлого уже века в проповедях я ее рассказывал. Злой человек поймал молодого орла и посадил в клетку с курами. Орел освоился, можно сказать инкультурировался с куриными обычаями и совсем забыл о своем предназначении – жить в горах и летать высоко-высоко. Однажды к этому человеку заглянул ученый зоолог, который мгновенно распознал в птице орла. Хозяин не соглашался с ним, говоря, что из орла он сделал курицу. Ученый, желая доказать противоположное, много раз выпускал орла из клетки, поднимал его вверх, но тот и не думал взлетать, крутил головой и искал зернышки на земле. Хозяин триумфовал, но ученый не сдавался. И вот однажды на рассвете, когда солнце поднималось из-за гор он своей рукой направил голову орла так, чтобы в его глаза попадали лучи солнца. И тогда орел встрепенулся, в нем ожил орлиный инстинкт, и он взлетел вверх, чтобы уже ни когда не вернуться в куриную клетку.
70 лет в России мы смотрели вниз, думали о материальных благах, забывая о духовных, забывая, что надо поднять голову вверх, к своему Творцу. Не было той руки, которая могла бы направить наш взгляд в направлении вечно светящего Солнца – Иисуса Христа. Этой рукой как раз и является Церковь. Она по Божией милости за последние 16 лет возродилась и окрепла. Свершилось то, о чем мечтали и за что боролись наши предки во времена гонений. Словно сбылись слова припева ответного Псалма сегодняшней св. Мессы: «нищий воззвал, и Господь его услышал» (Пс 34, 7). Мы были нищие духовно, чтобы в Церкви стать богатыми духом. Но сегодня новые вызовы секуляризма опять делают нашу духовную жизнь скудной. Во времена гонений мы выдержали испытание несвободой. Сегодня пред нами задача – как выдержать испытание свободой? Как правильно использовать благодать свободы вероисповедания? Как не поддаться угрожающим вызовам времени, когда нравственный релятивизм становится новым исповеданием веры? Как отказаться от соблазна плыть по течению, вместо того чтобы плыть против него? Как сохранить и защитить нравственные ценности и не отказаться от своих христианских корней? И подобных вопросов – «как?» – великое множество. Мы должны достойно и по-христиански на них ответить.
В настоящее время спорт играет все более важную роль в жизни мирового сообщества. Однако, если вид спорта мы выбираем свободно, то не можем свободно менять правил игры. Мы выбрали христианство. И, если можно так выразиться, нашим правилом игры, т.е. правилом жизни является Евангелие.
Уезжая в Минск, я оставляю вас в Церкви, Церкви уже достаточно зрелой, чтобы направить Ваш взгляд на Христа – Свет Незакатный, чтобы научить вас плыть против течения и помнить, что все мы не имеем права поддаваться влиянию пагубных тенденций современности, не имеем права изменить Евангелие, а, наоборот, что это оно должно изменить нас, сделать нас орлами, дом которых – небо. Это мой завет Вам, дорогие братья и сестры. Задача трудная, многим, быть может, кажущаяся непосильной. Однако, я прошу Вас об этом в день моего Ангела – св. Иуды Фаддея – покровителя в трудных делах. Оставляя вам этот завет, я препоручаю всех вас и все ваши дела предстательству покровительницы нашей Архиепархии – Приснодевы Марии и св. Иуды Фаддея в надежде, что вы всегда будете живыми свидетелями веры. С чувством благодарности Богу и вам, дорогие братья и сестры, смиренно говорю: я раб ничего нестоящий, потому что сделал, а может до конца и не сделал, что должен был сделать (ср. Лк 17, 10) и от всего сердца благословляю во имя Отца, + и Сына, м Святого Духа. Аминь.
Митрополит Тадеуш Кондрусевич