"Идите, научите все народы" (Мф 28, 19-20) - к кому обращен этот призыв? К епископам, священникам, к монашествующим. И к мирянам тоже. Журналисты же имеют наглость полагать, что этот призыв имеет к ним особое отношение в силу огромного потенциального и реального влияния средств массовой коммуникации, которые они используют.

Церковь и СМИ: вынужденное сосуществование или соработничество?

Прежде чем я переду к рассказу об отношениях Папы Иоанна Павла II и журналистов, хотелось бы хотя бы вкратце очертить историю непростых отношений Церкви и того социального института, который все чаще называют "масс-медиа".

Ученики Христа всегда интересовались различными способами и формами благовестия. Достаточно обратиться к средневековой сакральной архитектуре и живописи. Романский и готический стили должны были внушать людям величие Бога, Создателя вселенной, а настенная живопись в храмах была «Библией для бедных». Появление печати Церковь встретила настороженно, но позже все более старалась использовать для благовестия.
Взирая сегодня с перспективы прошедших лет и новых открытий на отношение Церкви к появляющимся коммуникационным технологиями, удивляет ее осторожная, а часто открыто негативная реакция на них. Появление прессы, наполненной с самого начала революционными и вольнолюбивыми идеями, заставило Церковь почувствовать угрозу.
В условиях многочисленных нападок «плохой прессы», объектом критики которой часто становятся Церковь и ее религиозно-моральные основы, возникает идея так называемой «хорошей прессы». В 1861 году Апостольская Столица основывает собственный печатный орган – «L’Osservatore Romano». Благодаря ему, появляется возможность сообщать широкому читателю факты из жизни Церкви, напоминать об основах католической религии, возбуждать уважение к Папе, а также разоблачать и отражать клевету. Отсюда берет начало католическая пресса.
Но как же быть со светской прессой? Оставить ее такой, как она есть? Наблюдая, как пресса, кино и радио распространяют не только правдивую информацию, но и ошибочные взгляды и сомнительные моральные образцы, у католической иерархии возникает мысль организовать церковную опеку над средствами массовой информации для повышения их морального уровня. Уже в 30-е годы XX века Папа Пий XI призывает католиков под руководством Католической Акции идти в секулярные СМИ, чтобы облагородить их и поднять их моральный уровень.
Переходным моментом от настороженности к открытости по отношению к СМИ стал Второй Ватиканский Собор, который в декрете Inter mirifica напомнил епископам о необходимости ответственной пастырской опеки над масс-медиа и диалога с ними. Собор также установил ежегодное празднование Всемирного дня средств массовой информации.
На протяжении почти 20 последних лет наблюдая за отношениями католичества и СМИ в странах бывшего Советского Союза, я вынужден констатировать, что открытость, евангелизаторский напор, стремление проповедовать в средствах массовой информации - это, скорее, редкие исключения, чем общее правило. К сожалению, среди нас до сих пор господствуют закрытость и засекреченность, унаследованные с коммунистических времен "конспиративность" и недоверие. Я мог бы продемонстрировать их на десятках конкретных примеров, но это очевидно выходят за пределы данной работы.
Собственно, главной причиной, по которой я решил написать ее, стал блестящий пример Слуги Божия Иоанна Павла II для всех нас - от епископов до мирян (или наоборот - от мирян до епископов) - в отношениях с масс-медиа и с журналистами - этими пронырливыми, надоедливыми, постоянно о чем-то спрашивающими и неизвестно о чем пишущими персонажами.

"Я искал вас, вы пришли ко мне"

Эти слова, которые Папа обращал и к молодежи в Кракове и к тем, кто приходил на площадь св. Петра, чтобы помолиться о нем во время болезни, обращены, разумеется, и к журналистам тоже. Отношение Иоанна Павла II к  журналистам можно описать следующими словами: уважение, доверие, открытость, надежда и благодарность.
Папа уважал работников "масс-медиа" и доверял им. Он доверял профессионалам, доверял мирянам, доверял светским СМИ, никогда не возвышая над ними СМИ католические.
Он сделал своим пресс-секретарем светского журналиста из Испании, медика по первому образованию - доктора Хоакина Наварро-Валльса.
Его личный фотограф Артуро Мари сказал, что он тысячу раз фотографировал Папу, но самый лучший снимок он сделал в Великую Пятницу 2005 года. Папа не мог участвовать в Крестном ходе в Колизее, он был в своей часовне и молился вместе с другими, наблюдая за трансляцией богослужения по телевидению. В какой-то момент он сказал: "Дайте мне крест!" Затем он прижал его к себе. И это был, по словам фотографа, самый лучший снимок Папы.
Понтификат Иоанна Павла II стал понтификатом широко открытых дверей - и это проявилось в отношениях с журналистами. В самолете во время своих дальних визитов он всегда был на одном борту с журналистами и находил время, чтобы пообщаться с ними.
"Пока мы летели над океанами и континентами, Папа часто говорил с репортерами, до отказа заполнявшими экономический салон в зафрахтованном Ватиканом самолете", - писал корреспондент "Би-би-си" Дэвид Уилли.
"Папа Иоанн Павел II стал неслыханно доступным для журналистов всего мира", - отметил историк Джордж Вейгел в книге "Свидетель надежды Иоанн Павел II".
В октябре 1993 года, в пятнадцатую годовщину понтификата, Святой Отец принял предложение итальянской телерадиокомпании RAI дать по этому случаю телевизионное интервью. "Это стало беспрецедентным событием в истории папства, которая за минувшие столетия видывала всякое. Всякое - но никогда ещё Преемник Петра не усаживался перед телевизионными камерами, чтобы целый час выдерживать перекрёстный огонь журналистских вопросов, да к тому же при полной свободе интервьюеров", - писал журналист Витторио Мессори.
Тонкое чувство юмора, которым обладал Иоанн Павел II, позволяло сокращать дистанцию между ним и репортерами.
Когда состоянием здоровья Иоанна Павла II начали очень интересоваться средства массовой информации, то сам Папа на вопрос о здоровье, отвечал: «Не знаю, не успел еще прочитать утренних газет».
Один из русских художников написал портрет Иоанна Павла II, российские паломники привезли его в Ватикан, чтобы подарить Папе. Когда с полотна сняли прикрывающую его завесу, все замерли, потому что Святейшего Отца на портрете узнать было трудно. После нескольких секунд тишины Иоанн Павел II, обращаясь к паломникам, сказал: «Не бойтесь это я»!
С помощью журналистов Папа надеялся добраться до тех, кто не ходит в храм, достучаться до их сердец и показать путь к спасению.
Иоанн Павел II всегда находил возможность благодарить сотрудников "масс-медиа". Даже будучи больным он поблагодарил работников СМИ за освещение состояния его здоровья во время пребывания в клинике "Джемелли".
"Сегодня я хочу выразить слова признательности журналистам, ибо я знаю, что они выполняют - не без жертв - свой высокий долг, благодаря которому верующие во всем мире могут быть ближе ко мне и поддерживать меня своей любовью и молитвой", - отметил Папа. Понтифик призвал журналистов к объективному освещению событий, уважению достоинства человека и заботе об общем благе.
В завещании он написал: «Мою благодарность другим людям я сохраню в своём сердце, чтобы предъявить самому Богу, потому что трудно было бы выразить её словами…» Эта благодарность адресована и журналистам.

"Позитив" и "негатив"

По данным организации Global Language Monitor, в течение 48 часов после смерти Иоанна Павла II в СМИ появилось 45 тысяч статей на эту тему. Их количество в три раза превысило число статей, написанных в течение двух суток, последовавших после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, и более чем в десять раз превышает число материалов, написанных после того, как стал известен победитель последних президентских выборов в США. Количество упоминаний скончавшегося Понтифика в Интернете достигло 4,4 миллиона раз.
Какие же слова чаще всего использовались при поиске в Интернете рядом с именем Иоанна Павла II? На первом месте — эпитет «исторический» — 2 миллиона раз. «Консервативным» Папу назвали 500 тысяч раз. «Возлюбленным» — 450 тысяч раз.
На церемонии погребения были аккредитованы 6000 журналистов. 137 телеканалов сообщили в пресс-службу Святого Престола, что транслировали церемонию похорон в прямом эфире.
Среди российских журналистов, насколько нам известно, не проводилось специальных исследований об отношении к Папе. Но весьма показательны результаты репрезентативного опроса, проведенного в 2005 г. фондом «Общественное мнение».
Выяснилось, что 77% наших сограждан смотрели репортажи из Ватикана. Треть респондентов «были взволнованы» сообщением о смерти Иоанна Павла II; чаще других об этом говорили жители мегаполисов (47%), а также люди с высшим образованием (39%).46% россиян полагали, что смерть Папы Иоанна Павла II стала потерей для всего мира, треть опрошенных считали эту потерю значимой только для католиков. Респонденты часто упоминали личные качества и человеческие достоинства Иоанна Павла II. 50% наших сограждан выразили мнение, что благодаря ему авторитет католицизма в мире вырос. Более того, сегодня положительно относятся к Католической Церкви 30% (пять лет назад — всего 16%). Участников опроса, считающих себя православными (63% участников опроса) и сторонниками других религий (7%), события, связанные со смертью Папы Иоанна Павла II, взволновали больше, чем неверующих.
Это - цифры, количественные показатели. Но есть и показатели качественные, не менее важные.
Журнал «Тайм» назвал в 1994 г. Иоанна Павла II человеком года. В 2002 г. Иоанн Павел II за ораторские способности получил "Золотой микрофон" – приз, учрежденный профсоюзом журналистов итальянской столицы. Приз был вручен в знак признания его "великим оратором свободы, всех свобод: свободы веры, свободы мысли, так же, как свободы журналистской деятельности".
Смерть Папы Иоанна Павла II, выборы и восшествие на престол его преемника Бенедикта XVI стали главной мировой религиозной новостью 2005 года. Такое мнение высказали самые известные американские журналисты, пишущие о религии, - члены Ассоциации религиозных журналистов.
Французская газета “Фигаро” посвятила первую страницу репортажу о попытке Иоанна Павла II произнести в микрофон “во имя Отца” после того, как послание Понтифика было зачитано кардиналом Анджело Содано. Газета отмечала, что этот “трогательный момент” был показан в прямом эфире по всему миру и “до слез потряс” людей, собравшихся на площади Святого Петра.
Немецкая газета “Бильд” писала, что миллионы христиан увидели страдание “человека несгибаемой воли”. “Эти кадры как никогда тронули миллионы христиан по всему миру”, – сказано в статье. Толпа под окнами апартаментов Папы аплодировала из чувства уважения к его усилиям выговорить слова благословения. “Многие из собравшихся вытирали слезы, сознавая особенность этого момента”, – говорится далее.
Что же привлекало журналистов в Папе?
Честность, прямота и чистота, которые признают за ним даже его критики. Его глубокая набожность, доброта и удивительная способность слушать собеседника. Его неустанное стремление к миру. Президенты Сирии и Израиля на похоронах Папы-миротворца обменялись рукопожатием. Экс-президент Польши Лех Валенса и тогдашний глава государства Александр Квасьневский в присутствии первого некоммунистического премьера Тадеуша Мазовецкого помирились на похоронах соотечественника.
Давайте послушаем самих журналистов. Вот как они отзываются о Папе.
Журналист Витторио Мессори: "Преемник Петра – учитель веры, апостол Евангелия, отец и брат всем людям. Одни лишь христиане-католики видят в нем Викария Христова, но его свидетельство об истине, его служение, исполненное любви, сейчас, как и прежде, доходят до каждого человека, подтверждают несомненный авторитет, который заслужил Апостольский Престол в международном сообществе".
Известный итальянский журналист Джованни Бенси сказал, что Понтифик символизирует "всех тех, чей голос в мире никто не слушает, всех униженных и оскорбленных, чьи слова теряются, как ветер в пустыне".
В Ватикане, с самого своего рождения, живет один очень покорный человек – Артуро Мари. Он родился в семье каменщика, работавшего на археологических раскопках в базилике св. Петра.
Его «двориком» была площадь перед базиликой, на этой площади он играл в футбол и пускал воздушных змеев. Присаживался в тени колонн, чтобы съесть бутерброд. Стал тем, кем всегда хотел быть, – фотографом. Когда вырос, его приняли на работу в ватиканскую газету "L'Osservatore Romano".
Накануне упокоения Иоанна Павла II утром фотографу позвонил епископ Станислав Дзивиш. «Папа хочет тебя видеть. Oн меня подозвал и спросил, где Артуро. Огорчился, что тебя нет, и просил позвать тебя», - ответил Дзивиш.
Фотограф пришел к Папе. Когда стал перед ним, Папа открыл глаза, погладил по голове и сказал: «Спасибо за все».
4 апреля 2005 года радиостанция "Эхо Москвы" задала своим слушателям вопрос: "Взволновала ли Вас лично смерть Папы?". В голосовании приняли участие 5737 человек. 88% участников ответили "да", 12% - "нет". После таких данных трудно утверждать, что "россияне Папу не любили, потому что он поляк".
А вот как вспоминали о нем в той же программе на "Эхо Москвы" известные российские журналисты.

Генрих Боровик, журналист-международник: "Папа Римский действительно очень хороший человек. У него были несколько черт, которые ценили люди разного вероисповедания, люди разного цвета кожи,очень большая часть мира оценила. Открытость, человеческое обаяние, чувство юмора, человечность... У него совершенно замечательная биография простого человека, который, в общем, честными и добрыми поступками взошел на эту высоту".

Евгений Киселев, тележурналист, автор фильма об Иоанне Павле II:
"У него была харизма, некая печать Господа. Он потрясал всех умением находить общий язык".

Вячеслав Костиков, пресс-секретарь президента Борися Ельцина, бывший посол Российской Федерации при Святом Престоле:
"Величие Иоанна Павла II в том, что он не родился великим, а из некоей исторической случайности, когда она была сопряжена и с обусловленностью, он стал действительно великим пастырем, великим человеком. Когда он узнал, что вместе со мной в Риме живет моя внучка, он сказал: "А Вы в следующий раз приходите с ней"".

Анатолий Красиков, много лет работавший в агентстве ТАСС:
"Моя вторая встреча с Папой произошла 23 апреля 1988 года, незадолго до празднования 1000-летия Крещения Руси, и на этот раз состоялся настоящий, глубокий диалог. Не могу забыть того впечатления, которое произвел на меня духовный лидер католиков, когда мы оказались с ним с глазу на глаз. Он держался с достоинством, присущим его сану, и в то же время исключительно просто. Он показал, и это редкость для деятеля столь высокого уровня, что умеет не только говорить, выбирая нужные выражения для передачи своих мыслей, но и слушать собеседника.
Понтифик сказал, что мечтает в один прекрасный день побывать в нашей стране и установить личный контакт с ее прекрасным народом и его духовными руководителями. В конце 1989 г. я получил задание освещать для печати первый визит Горбачева в Ватикан и снова оказался в Ватикане. А несколько дней спустя еще раз побывал там вместе с тогдашним руководителем издательского отдела Московского Патриархата митрополитом Питиримом, чтобы вручить Понтифику свою книгу о Ватикане, изданную на итальянском языке. Мы услышали от Папы много добрых слов в адрес нашего народа и его духовной культуры".

Ольга Седакова, поэтесса:
"Мне выпала честь близко общаться с Иоанном Павлом II. Мы встречались четыре раза, это были продолжительные встречи по два-три часа, и поэтому у меня была возможность составить впечатление о нем. Это был потрясающий человек. Человека такой великой души, такой чистоты мне встречать в жизни не приходилось. Что в нем больше всего поражало – это его цельность.
Он был предельно неформальным человеком, в нем не было ничего чиновнического, чего можно было бы ожидать на таком посту. Все его слова и поступки исходили из одного источника, который был очевиден – его глубокая вера.
Он присутствовал в мире как некая творческая сила. Где бы он ни появлялся, о чем бы ни говорил, его задачей было ободрение человека. Каждый человек, который к нему подходил, чувствовал себя ободренным после этого разговора или взгляда. Первое, что он сказал после своего избрания, было "Не бойтесь!". Он говорил о том, что современная цивилизация – это цивилизация страха, люди постоянно боятся, и этими страхами обусловлены их поступки и состояния. Он указал нам путь избавления от страха, христианский путь Любви, которая изгоняет страх. Он сам был полон этой любви, это не была проповедь того, чего у него нет, эту любовь мог почувствовать каждый, кто встречался с Понтификом".

Однако человек, который неустанно напоминает обществу об истине, все чаще оказывается плывущим против течения. Вопреки почти всеобщему стремлению к наслаждениям Папа настаивает, что есть иные, более высокие ценности. Вопреки релятивизму, Папа учит, что существуют универсальные истины, что человек способен их постичь и что постижение этих истин - его моральный долг. Вопреки стремлению оценивать человека лишь с точки зрения его полезности, Папа настаивает на том, что каждый без исключения человек имеет ценность как творение Божие и каждый человек любим Богом. Вопреки власти экономических интересов и политических сил, Папа защищает приоритет культуры и преобразующей силы человеческого духа.
Для согласных с ним - это очень притягательные черты.
Для тех, кто не понимает или не согласен, - основание для его критики, для рисования портретов "страшного польского Папы".
Автор одной из биографий изобразил Папу сердитым стариком, неспособным понять окружающий мир, который сам же Папа и помог сделать таким, каков он есть. Еще двое биографов утверждали в своей книге, что Папа «окружил Церковь колючей проволокой».
Один журналист с многолетним стажем писал: «Моя приверженность католичеству начинает слабеть, когда я внимательно рассматриваю краткий польский период в долгой истории Церкви».
Лондонский «Индепендент», который в 1995 г. утверждал в редакционной статье, что Иоанн Павел II является единственным лидером всепланетного масштаба, через восемнадцать месяцев резко изменил свои оценки, заявив, что период правления Папы «характеризовался нетерпимостью... и носил авторитарный характер, что оттолкнуло от Папы многих католиков Запада».
Откуда появлялись подобные суждения в текстах журналистов?
Есть несколько объяснений.
Помимо того, что журналисты - тоже люди, которые могут страдать релятивизмом, потребительством, другими видами зависимостей, есть и сугубо профессиональные, общие наши болезни: стремление к сенсационности, интерес преимущественно к негативной информации (хорошие новости - плохие новости), падающий уровень профессионализма журналистов.
Вот два наиболее часто использовавшихся в российской прессе стереотипа негативного восприятия Иоанна Павла II.
1. Папа - поляк, и поэтому он - наш враг.
Само словосочетание «польский интеллектуал» для многих звучит непривычно. Как может какой-то поляк, славянин, человек из страны, которая надолго выпала из общего потока мировой истории, понимать такие вещи, как свобода, говорить о самых высоких устремлениях человеческого духа? Эти вопросы от лица коллег задал американец, уже цитированный мною Джордж Вейгел.
Журналист Владислав Шурыгин в статье «На смерть Войтылы» в газете «Завтра» написал: «Он был «слишком поляк», чтобы излечиться от «родовой неприязни» к России, и вторым, если не первым делом его жизни, стал крестовый поход против России».
2. Папа - глава Ватикана, а он всегда был и всегда останется против России.
9 апреля 2005 г. газета «Архангельск» опубликовала на своих страницах заметку «Россию папа Иоанн Павел  II так и не посетил». Пресс-служба Архангельской епархии 11 апреля 2005 г. выступила с протестом, озаглавленным "Архангельские журналисты поддержали информационную войну против России". Отметив, что заметка "примитивизирует и искажает суть современных отношений Православной Церкви с Римско-Католической Церковью", пресс-служба Архангельской епархии подчеркивает, что "даже после своей смерти Иоанн Павел II продолжает олицетворять для России обитель зла", а публикация в газете "оскорбляет национальное достоинство граждан нашего православного Отечества".
Один из депутатов от ЛДПР в Государственной думе предложил сократить репортажи СМИ, освещающие смерть и похороны Папы.
В связи с этим один из известных российских журналистов, сотрудник газеты "Московский Комсомолец" Александр Минкин опубликовал 11 апреля 2005 г. открытое письмо президенту России с вопросом: "Почему наши телеканалы не дали трансляцию из Рима?"
"В Рим прибыло 200 королей и президентов. Церемонию транслировали все крупнейшие мировые телеканалы. А из наших — никто, - писал Александр Минкин. - Однако 11 сентября телеканалы круглосуточно гнали прямой эфир из Нью-Йорка. Бесконечно повторяли кадры: самолеты врезаются в небоскребы. Лучшие комментаторы трудились без сна и отдыха. Солидарность с США? Тогда почему нет солидарности с миром? Ведь в Риме была мировая скорбь, а не ватиканская".
Отметив, что из Нью-Йорка транслировали торжество зла, ненависти, ужаса, смерти, журналист подчеркнул, что в Риме было торжество любви, добра, смирения и печали.
"Нам (и нашим детям) было бы полезно увидеть, как провожают духовного пастыря. Но нам (и нашим детям) каждый день сообщают о миллиардерах — у кого сколько денег, у кого сколько яхт, дворцов... А о духовных лидерах — ничего", - сокрушается Александр Минкин. Он также задается вопросом о том, почему Папа не приехал в Россию: "Говорили: Папа — католик, поляк, враг СССР. Католик? Неужели православные массами перекинулись бы в католичество, стоило только Папе приземлиться в "Шереметьево"?"

Уроки для нас

Мне кажется, что на нас, журналистах, особенно - на журналистах-католиках - лежит огромная вина. Мы виноваты в том, что не смогли объяснить нашей аудитории, как можно большему количеству людей, насколько велик был Иоанн Павел II. Нам не удалось убедить их, нам не удалось достучаться до их сердец. Мне кажется, следует не только принять этот упрек, но и воспринять его как вызов, как задачу на будущее.

Йонас Иванаускас