Почему иностранные католики предпочитают улучшать отношения с Русской Православной Церковью без участия католиков российских? (2006)
Чтобы понять недоумение и тревогу российских католиков, связанную с визитами зарубежных католических епископов, священников, а также представителей движений и организаций, давайте сначала обратимся к фактам. Из всего их многообразия мы позволили себе выбрать те, которые кажутся наиболее выразительными.

1. В 15-й год восстановления структур Католической Церкви в России, через несколько дней после завершения Недели молитв о единстве христиан в Москву в конце января 2006 года с особой миссией, имеющей широкий экуменический и общественный резонанс, приехали священники из итальянского города Бари - приор базилики св. Николая о. Дамиано Бова OP и вице-приор о. Джерардо Чоффари OP. Вместе с ними в состав делегации вошли мэр города Микеле Эмилиано и управляющая делами мэрии Кьяра Лонеро Бальдассарра.
Вот что сообщила пресс-служба Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
«30 января 2006 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял делегацию из итальянского города Бари...
В ходе встречи митрополит Кирилл тепло привет¬ствовал гостей, подчеркнув огромное значение Бари для русского православия, поскольку в этом городе покоятся мощи святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, и тысячи верующих РПЦ ежегодно при¬езжают туда, чтобы поклониться святыне.
Председатель ОВЦС поздравил с избранием на должность настоятеля базилики св. Николая о. Да¬миано Бову, представителя ордена доминиканцев, под попечением которого она находится. Он назвал православное паломничество к мощам святителя Ни¬колая одним из важнейших факторов в отношениях между Русской Православной и Католической Цер¬квами.
Митрополит Кирилл также выразил благодар¬ность мэру Бари Микеле Эмилиано за помощь, ока¬зываемую городскими властями подворью Москов¬ского патриархата в Бари в организации приема мно¬гочисленных паломников, и выразил надежду на дальнейшее развитие этого плодотворного сотрудни¬чества.
В свою очередь итальянские гости подтвердили свою готовность поддерживать и развивать традици¬онно добрые отношения с РПЦ, что в свою очередь способствует укреплению диалога между двумя Цер¬квами и народами".
2 февраля 2006 г. крупнейшие каналы российского телевидения показали сюжет о том, как делегацию из Бари принял президент Российской Федерации Владимир Путин. Вся страна увидела, как настоятель базилики св. Николая передал президенту священную реликвию - часть ковчега, в котором мощи были принесены в итальянский город в конце 11 века.
Миллионы россиян на экранах своих телевизоров увидели, как Владимир Путин вручил католическому священнику список с Тихвинского образа Пресвятой Богородицы.
Телевизионные репортеры сообщили зрителям, что эта встреча обсуждалась в ходе телефонного разговора Владимира Путина и Сильвио Берлускони.
2. Правящий ординарий католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Тадеуш Кондрусевич и временный поверенный в делах Святого Престола в Российской Федерации монсеньор Анте Йозич узнали об этом визите из средств массовой информации. Никто из итальянских гостей не проинформировал их о своей миссии в России.
3. За почти 15 лет служения в Москве архиепископ Тадеуш Кондрусевич, несмотря на многократные просьбы об аудиенции, ни разу не был принят ни одним из президентов Россиийской Федерации, в том числе и за 6 лет президентства Владимира Путина.
4. 28 августа 2004 г. в Успенском соборе Московского Кремля делегация Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером по поручению Папы Иоанна Павла II передала в дар Русской Православной Церкви Казанскую икону Божией Матери.
Просьбы московских католиков доставить икону хотя бы на один час в кафедральный собор, чтобы они могли перед ней помолиться, остались без удовлетворения. На церемонию передачи иконы в Успенский собор их также не пригласили.
5. В октябре 2002 г. российские католики обратились с открытым письмом к Конференции Епископов Италии и к Совету Епископских Конференций Европы, направив этот документ также в католическую итальянскую газету «Аввенире» и ряд других европейских изданий.
Вот что, в частности, в нем говорилось:
«К сожалению, за последнее время со стороны наших собратьев-католиков за рубежом, и прежде всего представителей отдельных католических епархий в Италии, все чаще отмечаются случаи проявления "особого мнения" в отношении ситуации, сложившейся вокруг Католической Церкви в России. Это "особое мнение" выражается путем прямого или косвенного осуждения действий Святого Престола в преобразовании структур Католической Церкви в России и поддержки обвинений священноначалия РПЦ в адрес российских католиков. Проявление подобных братских чувств к православным в России происходит во время визитов представителей этих епархий в нашу страну и их встреч с Патриархом Московским и руководством Отдела внешних церковных связей МП. Речь идет о следующих инициативах: 3.07.2002 - встреча Патриарха Московского с делегацией клириков и мирян епархии Вероны (Италия) во главе со священником Луиджи Адами, 22.08.2002 - встреча Патриарха Московского с делегацией католических священнослужителей и мирян из итальянской епархии Камерино-Сан-Северино-Марке (Италия) во главе с архиепископом Анджело Фаджиани, 3.09.2002 - встреча Патриарха Московского с участниками паломнического путешествия в Россию, организованного журналом "Фамилия Кристиана".
Мы ни в коей мере не отрицаем необходимость подобных контактов между представителями Церквей-сестер - местных католических Церквей и Русской Православной Церкви, более того, мы всячески приветствуем их развитие особенно в это кризисное время. Мы также не отрицаем свободы выражения собственного мнения по поводу сложившейся ситуации. Однако законную озабоченность и тревогу российских католиков вызывает тот факт, что эти встречи наших католических собратьев с православной стороной, как правило, игнорируют присутствие и мнение Католической Церкви в России. При этом  вышеупомянутые итальянские католики, очевидно, не задаются вопросом о том, не повредят ли их инициативы местной католической общине? Таким образом, из желательных посредников и миротворцев наши зарубежные собратья волей или неволей начинают играть роль дестабилизирующего фактора в крайне сложной ситуации, сложившейся религиозной жизни сегодняшней России. Их заявления односторонне преподносятся представителями Московского Патриархата как осуждение действий Святого Престола и "экуменическое" свидетельство обвинения против католического прозелитизма в России. В глазах российской общественности эти необдуманные действия наших западных собратьев лишь подрывают авторитет Католической Церкви, а для самих российских католиков выглядят в лучшем случае неуважительными.
Какими благими порывами ни вдохновлялись инициаторы подобных акций, на поверку результаты их действий выглядят двусмысленно и по сути искажают цель экуменизма. Желание показать, что на католическом Западе есть "настоящие экуменические католики", несогласные с мнением Святого Престола и готовые отступиться от своих неудобных собратьев-католиков в России для того, чтобы поддержать православных, ведет лишь к углублению существующего конфликта и свидетельствует о крайне поверхностном и спекулятивном понимании сути экуменического диалога.
Однако с недоумением мы должны отметить, что вышеупомянутые псевдоэкуменические инициативы до сих пор не получили никакой оценки со стороны официальных представителей итальянской католической иерархии и Итальянской Конференции Епископов. В создавшейся ситуации мы хотели бы услышать голос Католической Церкви в Италии в лице Конференции Епископов и мнение Совета Епископских Конференций Европы.
Мы призываем наших братьев и сестер к выражению католической солидарности как в России, так и за рубежом.  Мы убеждены, что, пусть даже исходящие из самых добрых намерений, но непродуманные и по существу сепаратистские действия не способны созидать мир и согласие между учениками Христовыми, но ведут только к дальнейшей провокации скандального разделения между христианами и к ухудшению межконфессиональных отношений в России.»
6. Никаких ответов от Конференции Епископов Италии и от Совета Епископских Конференций Европы на это письмо не последовало.
Ни в каких зарубежных средствах массовой информации оно опубликовано не было.
7. 12 марта 2001 г. делегация священников-доминиканцев из Бари торжественно вручила Патриарху Московскому и всея Руси мощи св. Николая. Ни одного представителя российской католической иерархии на церемонии вручения не было. Возможности помолиться у мощей святого католики тоже были лишены.
Как вы видите, история игнорирования в экуменическом контексте российской католической общины западными гостями имеет существенную историческую глубину, и этот ряд примеров можно было бы продолжать вплоть до 1991 года, когда в России была восстановлена иерархия.
Имеет ли эта устойчивая тенденция адекватное объяснение? У российских католиков есть свои версии, которые может услышать любой, кто задаст себе труд спросить их об этом.
Однако для интерпретации приведенных выше фактов гораздо полезнее было бы узнать мотивацию самих гостей: почему они так поступают? что ими движет? ради каких высоких целей они принципиально игнорируют местных единоверцев?
Мы многократно спрашивали об этом. Но ответов, к сожалению, до сих пор не получили.
Быть может, католики-миряне в Италии и других западных странах будут удачливее? Быть может, журналисты западных изданий наконец возьмут на себя труд, чтобы прояснить эти парадоксы экуменизма?
Я бы с радостью пожал руку своему воображаемому итальянскому коллеге, который во время интервью с доминиканцами из Бари поинтересуется мотивацией их поведения в России, напомнит им о нашем существовании и попросит в следующий раз хотя бы на минуту выставить мощи св. Николая в московском католическом кафедральном соборе...
Один старый человек, который много претерпел за веру в прежние времена, сказал мне лет 10 назад примерно так: «Не может быть добрым экуменизм, который в стремлении объединиться с другими разделяет своих». Очень бы хотелось, чтобы это было не про Россию.

 

Виктор Хруль,

6 февраля 2006 г.