Апостольская Конституция

В последнее время Святой Дух побуждал группы англикан неоднократно и настойчиво ходатайствовать, в том числе и массово, о принятии их в полное католическое общение, и Апостольский Престол принял их просьбу благосклонно, ибо Преемник Петра, которому поручено Господом Иисусом гарантировать единство епископата, возглавлять и охранять вселенское общение всех Церквей (ср. Второй Ватиканский Собор, Догматическая Конституция Lumen gentium, 23; Конгрегация вероучения, Послание Communionis notio, 12; 13.), не может не заботиться о доступности средств, необходимых для осуществления этого святого желания.

Церковь, - народ, объединённый из единства Отца, Сына и Святого Духа (Ср. Догматическая Конституция Lumen gentium, 4; Декрет. Unitatis redintegratio, 2), - была воистину учреждена Господом нашим  Иисусом Христом как "таинство, то есть знамение и орудие глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого" (Догматическая Конституция  Lumen gentium 1). Всякое разделение среди крещеных во  Иисуса Христа глубоко уязвляет Церковь в том, чем она является и в том, для чего она существует; оно " не только открыто противоречит воле Христа, но и служит соблазном для мира и наносит ущерб святейшему делу - проповеди Евангелия всему творению" (Decr. Unitatis redintegratio, 1). Именно поэтому, прежде чем пролить Свою кровь ради спасения мира, Господь  Иисус молил Отца о единстве Своих учеников (Ср. Ин 17,20-21; Декрет. Unitatis redintegratio, 2).

Дух Святой, начало единства, созидает Церковь как общину (Ср. Догматическая Конституция Lumen gentium, 13). Он есть начало единства верных в учении апостолов, в преломлении хлеба и в молитве (Ср. Ibidem; At 2,42). Но, по аналогии с тайной воплощенного Слова, Церковь - это не только невидимое духовное общение, но и видимое (Ср. Догматическая Конституция. Lumen gentium, 8; Lett. Communionis notio, 4); действительно, " общество, обладающее иерархическими органами, и мистическое Тело Христово, зримое собрание и духовную общину, Церковь земную и Церковь, наделённую небесными благами, следует рассматривать не как две различные вещи, но как две составляющие одной сложной реальности, образуемой божественным и человеческим началами" (Cost. dogm. Lumen gentium, 8). Общение крещеных в учении апостолов и в преломлении евхаристического хлеба проявляется видимым образом в обязательстве исповедания целостности веры, совершения всех установленных Христом таинств и в правлении Епископской Коллегии вместе с ее главой, Римским Понтификом (Ср. CIC, can. 205; Догматическая Конституция Lumen gentium, 13; 14; 21; 22; Декрет Unitatis redintegratio, 2; 3; 4; 15; 20; Декрет Christus Dominus, 4; Декрет Ad gentes, 22).

Единая Церковь Христова, та самая, которую мы в Символе веры исповедуем как единую, святую, вселенскую и апостольскую, " пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству" (Догматическая Конституция Lumen gentium, 8; Декрет Unitatis redintegratio, 1; 3; 4; Congregazione per la Dottrina della Fede, Dich. Dominus Iesus, 16).

В свете этих экклезиологических принципов с помощью настоящей Апостольской Конституции устанавливается общие нормы, регулирующие учреждение и жизнь Персональных Ординариатов для тех верных англикан, которые желают войти целыми общинами в полное общение с Католической Церковью. К этой Конституции прилагаются дополнительные нормы, изданные Апостольским Престолом.

I. § 1. Персональные Ординариаты для англикан, входящих в полное общение с Католической Церковью, будут создаваться Конгрегацией вероучения внутри территориальных границ определенных Епископских конференций после консультации с самими Конференциями.

§ 2. На территории одной Епископской конференции по мере необходимости могут быть возведены один или несколько Ординариатов.

§ 3. Каждый Ординариат ipso iure (в силу закона) является общественным юридическим лицом, и юридически приравнивается к диоцезу (Ср. Giovanni Paolo II, Cost. Ap. Spirituali militum curae, 21 aprile 1986, I § 1).

§ 4. Ординариат образуется из верных мирян, клириков и членов Институтов посвященной Богу жизни, изначально принадлежащих к Англиканской Общине и состоящих ныне в полном общении с Католической Церковью, либо принявшие Таинства Посвящения в юрисдикции самого Ординариата.

§ 5. Катехизис Католической Церкви является подлинным выражением католической веры, исповедуемой членами Ординариата.

II. Деятельность Персональных Ординариатов управляется нормами всеобщего права и настоящей Апостольской Конституцией и находится в ведении Конгрегации вероучения и других ведомств Римской Курии в соответствии с их компетенциями. Для Персональных Ординариатов действительны также вышеуказанные дополнительные нормы и другие возможные нормы, даваемые особо для каждого Ординариата.

III. Не исключая литургических богослужений по Римскому обряду, Ординариат имеет право совершать Евхаристию и другие Таинства, Литургию часов и иные литургические действия согласно богослужебным книгам, принадлежащим англиканской традиции и одобренным Святым Престолом, с тем, чтобы сохранить внутри Католической Церкви духовные, литургические и пастырские традиции англиканской общины, как драгоценный дар, питающий веру ее членов и как богатство, которым следует делиться.

IV. Персональный Ординариат вверяется пастырским заботам Ординария, которого назначает Римский Понтифик.

V. Власть (potestas) Ординария является:

a. ординарной: связанной по самому праву с должностью, возложенной на него Римским Понтификом, для осуществления внутреннего и внешнего суда;

b. викарной: осуществляемой от имени Римского Понтифика;

c. персональной: осуществляемой над всеми, принадлежащими к Ординариату.

В случаях, предусмотренных Дополнительными нормами, она осуществляется совместно с властью поместного диоцезного епископа.

VI. § 1. Те, кто осуществлял служение англиканских диаконов, пресвитеров или епископов, которые отвечают требованиям, установленным каноническим правом (Ср. CIC, cann. 1026-1032) и не удерживаемы иррегулярностями или иными препятствиями (Ср. CIC, cann. 1040-1049), могут быть допущены Ординарием в качестве кандидатов к Священным Рукоположениям в Католической Церкви. Для женатых служителей должны применяться нормы энциклики Павла VI Sacerdotalis coelibatus, п. 42 (Ср. AAS 59 (1967) 674) и Декларации In June (Ср. Congregazione per la Dottrina della Fede, Dichiarazione del 1° aprile 1981, in Enchiridion Vaticanum 7, 1213). Неженатые служители должны подчиняться норме клерикального целибата согласно канону 277, §1.

§ 2. Ординарий, при полном соблюдении дисциплины клерикального целибата в Латинской Церкви, pro regula будет допускать в орден пресвитерата только холостых мужчин. Он также может подавать прошение Римскому Понтифику, дабы, в отступление от канона  277, § 1, допускать в отдельных случаях к Священному Рукоположению в пресвитеры также женатых мужчин, согласно объективным критериям, одобренным Святым Престолом.

§ 3. Инкардинация клириков будет регулироваться согласно нормам канонического права.

§ 4. Пресвитеры, инкардинированные в Ординариат, и составляющие его пресвитерий, должны также культивировать узы единства с пресвитерием диоцеза, на территории которого они несут свое служение; они должны содействовать осуществлению совместных пастырских и благотворительных инициатив, которые могут быть предметом соглашений между ординарием и поместным диоцезным епископом.

§ 5. Кандидаты в Священное Рукоположение в Ординариате будут проходить подготовку вместе с другими семинаристами, особенно в доктринальной и пастырской сферах. Для того, чтобы учитывать особые нужды семинаристов Ординариата и их формирования в духе англиканского наследия, ординарий может устанавливать  специальные программы для семинарий, или даже отдельные дома формаций, связанные с уже существующими католическими факультетами богословия.

VII. Ординарий, с одобрения Святого Престола, может возводить новые Институты Посвященной Богу жизни и Общества Апостольской жизни и рукополагать их членов согласно нормам канонического права. Институты посвященной жизни, происходящие из англиканства, и ныне находящиеся в полном общении с Католической Церковью, по взаимному согласию могут подчиняться юрисдикции ординария.

VIII. § 1. Ординарий, по норме права, выслушав мнение поместного диоцезного епископа, с одобрения Святого Престола может возводить персональные приходы для пастырского окормления верных, принадлежащих к Ординариату.

§ 2. Настоятели Ординариатов пользуются всеми правами и исполняют все обязанности, предусмотренные в Кодексе канонического права, которые, в случаях, установленных в Дополнительных нормах, осуществляются при взаимной помощи настоятелей диоцеза, на территории которого расположен персональный приход Ординариата.

IX. Как верные миряне, так и Институты посвященной жизни, которые происходят из англиканства и желают войти в персональный Ординариат, должны выразить это желание в письменной форме.

X. § 1. Ординарию в его правлении помогает Совет правления, деятельность которого регулируется Уставом, утвержденным ординарием и подтвержденным Святым Престолом (Ср. CIC, cann. 495-502).

§ 2. Совет правления, возглавляемый ординарием, состоит по меньшей мере из шести священников и осуществляет функции, определенные в Кодексе канонического права для пресвитерского Совета и Коллегии консультантов, а также в других областях, указанных в дополнительных Нормах.

§ 3. Ординарий должен учредить Совет по экономическим делам во исполнение нормы Кодекса канонического права, для решения установленных им задач (Ср. CIC, cann. 492-494).

§ 4. В целях обеспечения консультаций верных в Ординариатах должны быть учреждены Пастырские Советы (Ср. CIC, can. 511).

XI. Каждое пять лет ординарий должен отправляться в Рим с визитом ad limina Apostolorum, и представить Римскому Понтифику - через Конгрегацию вероучения и консультации с Конгрегацией по делам епископов и Конгрегацией евангелизации народов - отчет о состоянии Ординариата.

XII. Для судебных дел компетентным является суд того диоцеза, в котором проживает одна из сторон, если Ординариат не создал своего суда, - в этом случае апелляция подается в суд, назначенный Ординариатом и одобренный Святым Престолом.

XIII. Декрет о создании Ординариата будет определять местоположение кафедры и, при необходимости, главной церкви.

Пусть эти наши распоряжения и нормы будут действительны и эффективны ныне и в будущем, несмотря - если возникнет такая необходимость - на Апостольские конституции и постановления, обнародованные нашими предшественниками, или любые другие предписания, даже те, которые требуют особого внимания или отступления.

Давно в Риме, у св. Петра, 4 ноября 2009, в память св. Карла Борромео.

BENEDICTUS PP XVI

перевод: София Халходжаева, Agnuz 
© Copyright 2009 - Libreria Editrice Vaticana

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...