22 марта мессу в московском кафедральном соборе совершил секретарь Святого Престола по межгосударственным отношениям архиепископ Доминик Мамберти в сослужени с Апостольским нунцием архиепископом Антонио Меннини, правящим ординарием архиепархии Божией Матери архиепископом Павлом Пецци и священниками архиепархии. Ниже мы предлагаем вашему вниманию проповедь гостя из Ватикана.

Я рад возможности служить эту Святую Мессу в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Девы Марии. Особым образом приветствую Вашего Архиепископа Монсеньора Павла Пецци, а также Его Высокопреосвященство Архиепископа Антонио Меннини, Представителя Апостольского Престола в Российской Федерации. Сердечно приветствую всех Вас и передаю вам выражение любви и отеческое благословение Святого Отца Папы Бенедикта XVI.
Сегодня мы отмечаем важный этап великопостного пути - воскресенье радости.
Литургия открывается словами пророка Исайи, призывающего святой город и его жителей: Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем. Этот призыв обращен и к нам. Мы приглашены радоваться и веселиться - по великой любви, которой Отец нас любил и продолжает любить. В истории Спасения Бог многажды выказывал Свою любовь к человеку, но особо ясно и непревзойденно - когда послал Иисуса Христа, ради нашего и всей человеческой истории Спасения.
Первое чтение из Второй книги Паралипомёнон показывает нам терпение и великодушие Бога, посылающего пророков учить народ и указывать ему путь мира. Однако пророков отвергают, что равнозначно отвержению Божьей любви и вызывает злополучные последствия. Отрывок из Святого Писания их перечисляет: смерть, завоевание Иерусалима, разрушение Храма, изгнание в, Вавилон. Посредством этих свидетельств Бог призывает Израиль вернуться к Нему, чтобы вновь обрести потерянное счастье. Ибо народ, отдалившийся от Бога, обречен на разброд, разорение и погибель.
Евангельское чтение вводит нас в удивительный разговор между Иисусом и Никодимом. В нем упоминается эпизод из скитаний евреев в Египте, наказанных смертельными укусами змей за ропот против Бога и Моисея. Несмотря на роптание, Господь не оставил народ, отдалившийся от Него, но вознес «змию в пустыне» из бронзы: кто смотрел на нее, мог спастись; но исцеляла не бронзовая змея, а вера смотрящего! Если придать этому эпизоду христологическое измерение, то змея, вознесенная на древке, становится символом Иисуса Христа, возвышенного на Кресте. Ведь Крест значит все это: и грех, и наказание за грех. Но силой Своей любви Иисус полностью переменил этот смысл: из орудия наказания Крест стал выражением любви, больше которой нет. «Нет больше той любви, - говорит Иисус, - как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Поэтому потребно, чтобы Сын Человеческий был вознесен - он должен быть вознесен на Крест. Распятый - символ, определяющий Спасение, источник жизни. Чтобы спастись, надо смотреть на Христа, взнесенного на Крест, верить в Него. Поэтому не следует отводить взгляда от Того, кто взнесен и пронзен на Кресте. Созерцать Христа на Кресте достаточно для того, чтобы жизнь обрела направление - и Спасение. Из Его пронзенных ребер истекли вода и кровь: вода - символ Крещения и кровь - символ Евхаристии; Крещение смывает грех, Евхаристия подает пищу, долго нас питающую на порой тяжком и сухом жизненном пути.
Очевидно, что центральное место в сегодняшнем евангельском чтении занимают слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 15). В этих словах очерчена, я бы сказал - выписана золотыми буквами, суть Иисусова служения - от Боговоплощения до превознесения на Кресте,- которое Иоанн видит как высшее выражение Божьей любви к миру: отдавая Своего Сына, Бог хочет через Сына спасти мир. Единственное условие, которое человек должен принять - это вера, вера в Единородного Сына Божьего.
Мир, хотя и отдалившийся от Бога, всегда остается предметом Его сочувственной любви. Бог не отстраняется от мира, не оставляет его во власти смерти, не предоставляет его себе самому. Бог так его любит, что поручает мир Своему Сыну, дабы всякий верующий в Него не погиб, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Событие Креста позволяет нам глубоко проникнуть в тайну Бога, Который есть Любовь. Невероятная любовь Бога к миру - единственная объясняет дар Единородного Сына и жизни вечной, ставшей возможной благодаря искупительной жертве Христа.
Евангельские слова дают почувствовать любовь к нам Небесного Отца -любовь, исходящую из самого сердца. Бог христианского Откровения обладает сердцем столь великим и великодушным, что дарует грешному человечеству Того, Кто Ему более всего дорог - Единородного Сына.
Сын был послан в мир, чтобы принести миру жизнь. В Нем мы имеем жизнь вечную; верующий в Него будет не судим, но спасен. «Говорит Господь Бог: не хочу я смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезек. 33, 11). Бог хочет, чтобы мы полагались на Его бесконечное милосердие, явленное в смерти Иисуса на Кресте. Но, уважая человеческую свободу, Бог никого не заставляет: в любом случае неверующий уже сейчас наказан за свой отказ жизнью во мгле; тот же, кто принимает Единородного Сына Божьего, уже сейчас познаёт жизнь в полноте, потому что, как говорится сегодня во втором чтении, Бог... нас, мертвых по преступлениям, оживотворил Христом,- благодатью вы спасены.
Важно - прирасти к Христу, соединиться с Его жертвой, сделать нашу жизнь жертвой благоприятной Отцу через Сына.
Присутствие Иисуса неизбежно разделяет людей - на тех, кто идет к свету, потому что решились ради Бога и Его Сына, смиренно на Него взирают, Им водимы и будут спасены; и на других - в гордыне выбравших пребывание во мгле. Помолимся же Духу Святому, чтобы всем подавал силы взирать на Пронзенного на Кресте. От этого созерцания зависит наше Спасение! Подготовимся же с этими чувствами к сугубому созерцанию Святой Недели, уже близкой, чтобы возродиться с Ним к новой жизни!

Архиепископ Доминик Мамберти,
секретарь Святого Престола по межгосударственным отношениям

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...